Файл: Объектом исследования данной курсовой работы является эффективность управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Качество законодательной и нормативно-правовой базы в области государственного устройства.

2. Система планирования и принятия государственных решений в центральных органах власти.

3. Механизм ответственности и подотчетности органов власти.

4. Открытость и прозрачность бюджетной и финансовой политики.

5. Профессионализм руководителей и служащих государственных органов.

6. Использование современных технологий на основе собственного и зарубежного опыта.

7. Система управления изменениями (реформами и новинками) на уровне государственной политики, программ и проектов.

Во многих странах, в том числе и в России, уже имеется опыт использования средств и методов повышения качества работы государственных и местных органов власти. Это система тотального управления качеством, Q-Mark, использование системы международных стандартов ISO-9000 и т.д. Во многих случаях вопрос повышения качества работы является приоритетным для государственных органов, так как это позволяет решить несколько задач:

• снизить издержки;

• повысить удовлетворенность населения;

• рационализировать рабочие процессы.

Основными источниками качества в государственном секторе являются:

• жесткие факторы: структуры и материальные средства;

• мягкие факторы: процессы и процедуры;

• человеческий фактор: персонал организации.

3.2 Оценка эффективности государственных политики и программ



Постоянные и динамические изменения во внутренней и международной политической жизни, а также появления новых потребностей у населения оказывает существенное влияние на государственную политику и приводит её к модернизации, имеющей радикальный или эволюционный характер. Речь идет о необходимости овладения искусством управления изменениями и использование инноваций в деятельности государственных организаций, что имеет самое непосредственное отношения к повышению инновационного потенциала государства.

В любой государственной организации должен быть механизм, который принято называть «инновационным мультипликатором» (умножитель инноваций), представляющий систему инструментов и условий создания, распространения инноваций.

Можно выделить основные факторы, определяющие сущность и характер изменений в государственной политике, к которым относят:

• особенности государственных институтов и культур;


• стратегию и приоритеты государственной политики;

• систему управления государственной службой;

• механизм коммуникации органов власти.

Оценка результатов государственной политики – это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования.

Главная цель оценки – собрать данные и провести анализ информации о конечных или промежуточных результатах.

Можно определить несколько принципов, соблюдение которых позволяет улучшить реализацию государственной политики и программ:

1. уменьшение уровней управления и упрощение организационных структур;

2. создание эффективного механизма координации и тесное сотрудничество между участниками реализации политики;

3. предоставление определенной степени самостоятельности и автономии исполнителями;

4. систематическая оценка результатов работы и совершенствования механизма подотчетности;

5. использование современных управленческих технологий и информационно-аналитических систем.

Государственная политика имеет несколько типов оценок:

1) оценка процесса реализации;

2) оценка результатов;

3) оценка последствий;

4) оценка экономической эффективности.

Программная оценка имеет несколько определений:

1. Систематический сбор информации о деятельности, характеристиках, и результатах программы с целью принятия обоснованных решений о ее эффективности.

2. Процесс аккуратного сбора информации о программе или отдельных аспектах программы с целью принятия необходимых программных решений.

3. Системный путь к улучшению программы или проекта и представления информации о его результатах широкой публике, который предполагает использование процедур, следующих стандартам полезности.

Оценка результатов политики предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить запланированные мероприятия и достичь соответствующих показателей. Оценка последствий программы является наиболее сложным типом оценки, хотя ее все чаще используют, особенно при изучении последствий экономического регулирования. Оценка экономической эффективности проводится на основании двух методов: издержки – выгоды; издержки – эффективность.



После проведения оценки и представления ее результатов руководителю возможно принятие различных решений, влияющих на судьбу программы или данной политики. Обычно имеется несколько вариантов: продолжение программы, успешное завершение программы, модификация программы, прекращение программы при ее неудаче.

В настоящее время во многих странах основное внимание уделяют нескольким важным аспектам оценки государственной политики:

– взаимосвязь оценки с проведением аудита и разработкой бюджета государственных организаций;

– влияние оценки на процесс самообучения персонала организации;

– воздействие оценки на разработку межведомственных программ и проектов и систему управления ими;

– влияние оценки механизмов, методов и средств, используемых в государственной политике, на их выбор в будущем;

– связь оценки с эффективностью и результатами выполнения программ в государственном секторе;

– влияние оценки на внедрение новых управленческих технологий.

Одним из эффективных средств обучения на лучших примерах и образцах является метод бенчмаркинга, который активно пропагандируется и используется на практике в частных и государственных структурах. Существует общепринятое определения: бенчмаркинг – это процесс измерения и сравнения продуктов, услуг и практики работы с лучшими конкурирующими или однородными организациями, фирмами, являющимися общепринятыми мировыми лидерами.

Сейчас особое внимание уделяется проблемам повышения качества и эффективности работы органов государственной власти, оказывающих услуги населению. Это связывают с ростом спроса на различные услуги, увеличением их объема и стоимости, что вызывает необходимость в дополнительных финансовых расходах, покрываемых в основном за счет налогов с населения. Работать приходится в условиях ограниченности государственных ресурсов и постоянного дефицита государственного бюджета, поэтому так важно повышать инновационный потенциал государственного управления, в том числе за счет разнообразных федеральных, региональных и муниципальных программ.

В мире накоплен положительный опыт повышения эффективности государственной политики в ряде социально-ориентированных областей.

Охрана окружающей среды. Для того чтобы получать максимальный эффект, государству следует вмешиваться избирательно. Отказ от вносящих искажение субсидий дает три выгоды: снижается деградация окружающей среды, достигается большее равенство, и экономятся бюджетные средства. Эффективные «зеленые» налоги способствуют использованию более «чистых» энергоносителей. Полезным для окружающей среды и роста может стать переход от налогов на доход к налогам на потребление. Прогрессивные налоги на потребление обеспечивают равенство и, поощряя сбережения, способствуют экономическому росту. В мировой практике распространено применение специализированной экологической оценки (экспертизы) при принятии государственных решений.


Одна из основных дилемм при оценке государственных программ и политики заключается в том, что они в демократическом государстве должны отвечать двум основным критериям: быть экономически эффективными и обеспечивать справедливое распределение государственных средств, что часто ведет к конфликтной ситуации, особенно когда происходит выбор приоритетов на основе различных ценностей и интересов. Вследствие этого возникают трудности, как политического, так и технического характера, что значительно усложняет процедуру оценочных исследований, а часто отказ от их проведения.

Оценка политики эффективна лишь в том случае, если она основывается на правильно проведенных оценочных исследованиях, представляющих совокупность научных методов сбора и систематизации информации, а также её анализ.

Главные инструменты и средства, используемые при проведении оценочных исследований, можно условно разделить на две основные группы.

1. Научные методы оценки.

Методы анализа:

• модели анализа «выгоды – издержки», «выгоды – эффективность», «выгоды – результаты»;

• моделирование и разработка сценариев (имитация) социальных процессов;

• анализ и оценка в проведении пилотных проектов и экспериментов;

• анализ социальных индикаторов и статистических данных;

• сравнительный анализ;

• исследование конкретных примеров и ситуаций (кейсов).

Методы сбора данных:

• открытое и скрытое наблюдение;

• проведение социологических исследований;

• анкетирование;

• интервьюирование;

• обсуждение в фокус-группе;

• контент-анализ;

• консультирование и оценка экспертов (метод Дельфи).

2. Традиционные (общественные) формы оценки:

• межведомственные заседания по оценке возможных результатов;

• консультации с заинтересованными сторонами;

• парламентские слушания;

• отчеты государственных руководителей;

• контрольные комиссии и инспекции;

• государственный аудит;

• разработки и анализ бюджета;

• оценка со стороны профессиональных ассоциаций, СМИ и др.

Особое внимание в настоящий момент уделяется такому эффективному инструменту, как анализ влияния – относительно новому правлению, активно разрабатываемому в последнее время и широко используемому в работе государственных структур, особенно федеральных министерств и ведомств, занятых разработкой общественной политики и целевых программ. Под термином «влияние» понимается целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни со стороны государственно-административных структур в процессе выполнения политики / программы.


Заключение
Таким образом, оценка эффективности управления является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

В ходе написания данной курсовой работы были исследована и проанализирована процедура оценки эффективности управления.

Основываясь на материалах, собранных в ходе исследования данной темы, в соответствии с целью и задачами данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные характеристики, так и качественные.

2. Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.

Информация, полученная в ходе оценки, позволяет принимать взвешенные, обоснованные решения об организационном развитии. Оценка может быть полезной на различных стадиях функционировании организации.

3. Для оценки существует 3 подхода, выбор которых зависит от обстоятельств. Это целевой подход, системный подход, многопараметрический подход и модель конкурирующих оценок.

4. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

– по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;

– по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.