Файл: Организация коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ассортиментной политики, а так же формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия, и наконец, обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами [27, с. 80].
Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися оптовой торговлей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий.
Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров [23, с. 75].
Основой успешного осуществления коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребительских свойствах, качестве и т.п.) [37, с. 302].
Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельности – определению потребности в товарах. При этом определяется емкость рынка и его сегментов, обосновывается ассортимент необходимых товаров [44, с. 208].
Производственная деятельность занимает, несомненно, главное место в хозяйственной деятельности. Именно здесь создаются товары и услуги, происходит комбинирование и потребление экономических ресурсов, а также осуществляются разнообразнейшие виды деятельности. Производственная деятельность подразумевает под собой изучение рынка, определение потребностей, научно-исследовательские работы, организацию производства, создание продукта (товара), предоставление услуг, инновационная деятельность [35, с. 252].
1.2 Маркетинг как вид коммерческой деятельности

Маркетинг – в широком смысле, философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, ведет к успеху организации и приносит пользу обществу [4, с. 524].
Маркетинг – на уровне отдельных субъектов хозяйствования система, ориентированная на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей посредством:
 составление маркетингового плана;
 планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов;
 определения цен;
 планирование сбытовой политики;
 создание дизайна;
 распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта.
Основу рыночных отношений составляют свободный выбор индивидом форм хозяйственной деятельности, доступ к различным видам ресурсов, свободный выбор экономических связей, свободное формирование цен, зависящее от спроса и предложения на товары, а так же свободное движение капиталов [13, с. 371].
Субъектами рыночных отношений выступают предприниматели, являющиеся носителями хозяйственной инициативы. Это значит, что они обладают административной и экономической независимостью и правом распоряжаться производственными ресурсами и произведенной продукцией, так полностью включается механизм рыночной конкуренции [38, с. 314].
Одним из главных требований которой, является максимально возможное приспособление производственной и коммерческой деятельности товаропроизводителей и торговых посредников к потребителям рынка и складывающейся здесь конъюнктуре [24, с. 118].
Более подробно можно рассмотреть систему маркетинговой деятельности на рисунке 4.


Рис. 4. Система маркетинговой деятельности торгового предприятия
Основной задачей маркетинга является организация совмещения потребностей покупателя и возможностей продавца с целью получения последним прибыли. Однако статическое фиксирование полученных в процессе маркетинговых исследований данных приводит к невозможности оперативно реагировать на различные изменения, происходящие в окружающей среде и внутри самого объекта бизнеса. Цель каждого
Система маркетинговой деятельности торгового предприятия
Розничная торговля
Товары и покупатели
Организация торговли
Конкуренция
Конкуренция
Организация торговли
Товары и клиенты
Выбор товара
Предпочтения покупателей
Реклама
Управление запасами
Стимулирование сбыта
Планирование торгового зала
Организация работы торговых точек
Оптовая торговля
Анализ конкурентов
Ценовая политика
Конкурентная стратегия компании
Выбор товаров
Выбор клиентов
Организация работы
Стимулирование сбыта
Реклама
Управление запасами
Ценовая политика
Анализ конкурентов
Выработка стратегии
мероприятия заключается в том, чтобы достигалась удовлетворенность спроса потребителей, которые в конечном итоге и определяют успешность того или иного бизнеса [6, с. 381].
Маркетинг подразумевает управление рынком с целью осуществления обмена для удовлетворения нужд и запросов человека. Или, другими словами, маркетинг – это процесс, в ходе которого отдельные лица и группы лиц получают необходимое и желаемое посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом [18, с. 337].
Процессы обмена не происходят сами по себе. Продавцы должны искать покупателей, выявлять их потребности, создавать качественные товары и услуги, продвигать, хранить и доставлять их. Принято считать, что маркетингом занимается в основном продающая сторона, но и покупатели, оказывается, принимают в нем участие – когда ищут нужные товары по доступным ценам.
Составляющие элементы системы маркетинга представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Элементы системы маркетинга
Тесная связь коммерции с маркетингом определяется, прежде всего, сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге: «Производить нужно только то, что будет куплено». Содержание этой концепции заключается в
Поставщики
Компания
Конкуренты
Маркетинговые посредники
Рынок конечного потребителя

сочетании рыночной и товарной концепций, т. е. в создании нужного рынку товара и потребителя в одно и то же время [32, с. 256].
Французский экономист Д. Сей еще в эпоху промышленной революции так сформулировал основное правило в управлении производством: «Нужно снижать издержки производства, с тем, чтобы увеличить прибыль». Совет этот действительно является мудрым в тех условиях, когда отрасли промышленности, рынки и ассортимент выпускаемой продукции остаются стабильными. Но сегодня, в быстро меняющемся мире, данное правило уже не является столь же разумным, как раньше [50, с. 208].
В настоящее время выдвинуто уже около 2000 определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики [39, с. 15].
Ф. Котлер предлагает следующее определение: маркетинг – это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидуумов и групп посредством предложения и обмена товарами. Ключевые понятия данного определения – нужды, потребности и спрос; продукт; издержки и удовлетворение; обмен, трансакции и взаимоотношения. Общественный институт маркетинга
Великобритании определяет маркетинг как «процесс управления, направленный на определение, предвидение и удовлетворение требований потребителя и получении прибыли». Аналогичные американские организации определяют маркетинг примерно в тех же категориях [20 c.488].
Используя определения нужды, потребности, товара и рынка, можно перейти к рассмотрению маркетинга как вида деятельности, осуществляемого на рынке в целях достижения наиболее эффективного обмена для удовлетворения конкретных нужд и потребностей. Такая деятельность, с одной сто­роны, направлена на исследование рынка, а с другой включает целенаправленное воздействие на рынок и формирование потребностей, которые должны обеспечить эффективную реализацию производимых товаров и услуг. Безусловно, и изучение рынка, и воздействие
на него важны, однако они должны осуществляться в единстве. В таком случае принято говорить о реализации концепции маркетинга [54, с. 263].
Таким образом, коммерческая деятельность – это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса. Тем самым, польза для самого себя, предприниматель действует и на благо общества. В настоящее время использование маркетинга в коммерческой деятельности розничного торгового предприятия значительно повышает его конкурентоспособность [2, с. 462].
1.3 Организация, содержание и планирование коммерческой
деятельности на предприятии розничной торговли
Коммерческая деятельность в организации розничной продажи товаров очень ответственная, так как именно в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя и происходит смена формы стоимости. Основные элементы коммерческой деятельности по организации розничной продажи обусловлены необходимостью создания для потенциальных покупателей наиболее благоприятных условий для удовлетворения их нужд и потребностей в отдельных товарах [48, с. 78].
Содержание коммерческой деятельности включает в себя основные признаки:
 экономические, финансовые, правовые и другие взаимоотношения между субъектами рынка;
 стремление субъекта реализовать свои интересы.
Планирование коммерческой деятельности – это процесс выработки стратегических и тактических решений относительно операций предприятия по купле-продаже товаров и услуг согласно знаниям о передовых методах и формах продвижения товаров, стимулирования продаж и сбытовой деятельности; конъюнктуре рынка, тенденциях развития внешней среды и

силе конкуренции на рынке; конкурентных преимуществах продукции и ее доступности для потребителя [16, с. 246].
Разработка плана по коммерческим операциям предполагает использование информации из плана маркетинга о методах и способах стимулирования продаж, прогнозных данных по влиянию маркетинговых и рекламных мероприятий на объемы реализации продукции и услуг на данном рынке; плана по формированию конкурентоспособности предприятия; стратегии развития предприятия и видов его деятельности [1, с. 320].
Планирование коммерческой деятельности включает следующие процедуры:
 анализ коммерческой деятельности (ее эффективности) с учетом конкурентоспособности продукции и услуг предприятия;
 оценку конъюнктуры рынка, на котором работает предприятие
(существующей и на перспективу);
 формулировку целей и задач развития коммерческой деятельности на перспективу;
 определение возможных проблем эффективного осуществления коммерческих операций в перспективе и выделение приоритетных мероприятий по их решению;
 обоснование прогноза развития коммерческой деятельности с детальной проработкой задач текущего развития;
 выделение факторов, влияющих на объем продаж товаров и услуг;
 формирование и утверждение плана развития коммерческой деятельности предприятия и включение его в сводный план развития предприятия на перспективу с выделением ближайшего периода;
 оценку эффективности намеченных мероприятий по реализации продукции и услуг, корректировку (при необходимости) плановых мероприятий и заданий, их оптимизацию.
Планирование торговой политики предприятия предполагает решение задач в части определения и выбора товарной, ассортиментной, ценовой,
коммуникационной, распределительной (в том числе товародвижения) и сервисной политики. Товарная политика предприятия заключается в разработке эффективной программы сбыта, направленной на преодоление и перераспределение сил [7, с. 306].
Коммерческая работа на розничном рынке имеет свои специфические особенности. Именно здесь осуществляется признание или непризнание товара конечным потребителем. Если потребитель приходит к выводу, что товар, его сервисное сопровождение, наличие сопутствующих товаров, а также рыночная атрибутика (товарно-знаковая символика) соответствуют его требованиям, он покупает этот товар. Происходит смена формы стоимости и компенсации затрат, связанных с производством и доведением товара до потребителя. Если же товар не нашел своего покупателя, то затраты растут с каждым днем его хранения. Из этого можно сделать вывод, что успех коммерческой работы в розничной торговле во многом зависит от того, насколько квалифицированно и своевременно коммерческая служба сможет изучить, учесть и удовлетворить требования покупателей [41, с. 234].
Коммерческая служба должна оперативно и практично реагировать на все изменения, происходящие на рынке. Коммерсант должен знать нормативно-правовую базу, регламентирующую коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск. Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики, принципов полного равноправия партнеров, строгой ответственности за выполнение обязательств [14, с. 143].
Для эффективной коммерческой деятельности важно правильно обосновать стратегические цели и способы их достижения, а это возможно при наличии компетентных специалистов, способных принимать обоснованные решения.
Коммерческая деятельность будет более рациональной, если она строится на основе соблюдения должностных обязательств коммерсанта. Самой главное задачей коммерсанта является

сокращение расходов и увеличение дохода. Схему коммерческих затрат можно рассмотреть на рисунке 6.
Рис. 6. Схема коммерческих затрат
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг включает в себя стоимость реализованных товаров (в покупных ценах или в продажных ценах, за исключением суммы реализованных торговых наценок плюс издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары.
Потенциальная полезность товара (услуги и т.п.) или способность какого-либо продукта труда удовлетворять индивидуальные конкретные потребности с учетом доступности по цене определяется двумя его неотъемлемыми характеристиками: качеством и ценой. Соотношение между ними, сложившееся в той или иной рыночной ситуации, дает возможность потенциальному потребителю решать принципиальный вопрос – нужен ли и доступен ли ему данный предлагаемый товар [21, с. 282].
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно
Полная себестоимость
Производственная себестоимость
Коммерческие расходы
Административные расходы
Добавленные затраты
Прямые материальные затраты
Прямые трудовые затраты
Общепроизводственные расходы
меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса.
Организация розничной продажи предполагает создание комплекса взаимосвязанных элементов, обеспечивающих эффективное осуществление процесса реализации товаров и услуг потенциальным покупателям. При этом разрабатывается рациональная планировка, подбираются соответствующие виды оборудования, средства информации и рекламы, проводится работа по определению штата персонала торгового зала, организационно отрабатывается комплекс услуг и сервиса [53, с. 415].
Создание условий для реализации потенциальной полезности товара является важнейшей задачей коммерческой деятельности. Именно для этих целей и формируются соответствующие службы сбыта, накапливаются материальные запасы, создаются торгово-посреднические фирмы [51, с. 338].
Планирование является основой эффективной деятельности торгового предприятия.
Оно выполняет следующие функции: ориентирует руководителей на перспективное мышление; способствует четкой координации действий, согласованию целей и задач предприятия; позволяет объективно оценивать свой потенциал и соотнести его с поставленными целями; делает торговое предприятие адаптивным к внезапным изменениям экономической ситуации; позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики развития предприятия, что повышает эффективность трудового процесса [3, с. 136].