Файл: Рабочая программа дисциплины История России наименование дисциплины (модуля).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Белгородский государственный национальный

исследовательский университет»

(НИУ «БелГУ)

УТВЕРЖДАЮ

Директор Педагогического института




В.Б. Тарабаева

06.04. 2022



Рабочая программа дисциплины

История России

наименование дисциплины (модуля)


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО/ СУОС ВО по направлению подготовки




Направление подготовки




Профиль подготовки









Автор:

профессор кафедры всеобщей истории, к.и.н., доцент Е.В. Дворецкий,

доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. О.В. Бакулина, доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. О.А. Кистенева, ассистент кафедры всеобщей истории, к.и.н. М.А. Руднева




должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия







Программа одобрена

кафедрой всеобщей истории







Протокол заседания кафедры от

02.03.2022



7




дата








Программа согласована










Протокол заседания кафедры от












дата





  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы




Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

Планируемые результаты обучения по дисциплине

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

УК-5.1. Понимает законы исторического развития и применяет их при анализе исторических фактов для восприятия межкультурного разнообразия общества.



Знать:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории;

- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;

- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми источниками;

- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории.

Владеть (навыки и/или опыт деятельности):

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма.

УК-5.2. Умеет вести коммуникацию с представителями иных национальностей и конфессий с соблюдением этических и межкультурных норм

Знать:

- правила коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий;

- этические и межкультурные нормы коммуникации

Уметь:

- взаимодействовать с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения

Владеть (навыки и/или опыт деятельности):

- навыками коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм.





  1. Место дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы




Часть основной профессиональной

образовательной программы

Определитель – индекс

дисциплины (модуля)

Обязательная часть

Б1.O.06

Часть, формируемая участниками образовательных отношений





2.1. Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Наличие полного среднего общего образования. Знание содержания изучаемых в рамках школьного курса предметов (либо тематических разделов): «История России (по периодам)», «Обществознание», «История древнего мира», «История средних веков», «Новая историяи», «Новейшая история».
2.2. Дисциплины и/или практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
Знания и умения, полученные при изучении дисциплины «История России» необходимы обучающимся для освоения учебных дисциплин «Философия», «Политология», «Основы православной культуры» и др.

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся


Вид работы

Форма обучения (вносятся данные по реализуемым формам)

Очная

Заочная

Очно-заочная

Семестр

Курс

Семестр

1

1



Количество часов на вид работы:

Контактная работа обучающихся с преподавателем










Аудиторные занятия (всего)

116

8




В том числе:










Лекции

64

4




Практические занятия

52

4




Внеаудиторная работа (всего)









В том числе:










Промежуточная аттестация

0







В том числе:










зачет

0







Самостоятельная работа

обучающихся










Самостоятельная работа обучающихся (всего)

28

136




В том числе:










проработка учебного (теоретического) материала

8

60




выполнение индивидуальных заданий (подготовка сообщений, презентаций)

10

36




подготовка ко всем видам контрольных испытаний текущего контроля успеваемости (в течение семестра)

5

20




подготовка ко всем видам контрольных испытаний промежуточной аттестации (по окончании семестра)

5

20




Всего:

144

144




Зачетные единицы:

4

4








  1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

4.1. Темы (разделы) дисциплины (модуля) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий


Наименование раздела, темы
дисциплины (модуля)


Виды учебной работы (бюджет времени) (вносятся данные по реализуемым формам)

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения

Лекции

Лабораторные работы

Практические (семинарские)

занятия

Самостоятельная работа

Внеаудиторная работа

Всего

Лекции

Лабораторные работы

Практические (семинарские)

занятия

Самостоятельная работа

Внеаудиторная работа

Всего

Лекции

Лабораторные работы

Практические (семинарские)

занятия

Самостоятельная работа

Внеаудиторная работа

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

12

13

14

15

16

17

18

Тема 1. Предмет и функции исторической науки

2




1










0,5







6

























Тема 2. Историческая информация и исторические источники

2




1










0,5




2

6

























Тема 3. Методы исторического исследования: универсальные и специальные

2




1










0,5







6

























Тема 4. Теория и методология истории

2




1










0,5







6

























Тема 5. Древняя Русь

4




4



















6

























Тема 6. Борьба русского народа с иноземными завоевателями в середине XIII в.

4




2



















8

























Тема 7. Русские земли под властью Орды и в составе Литвы в XIV – XV вв.

4




4



















6

























Тема 8. Российское государство в XVI – XVII вв.

4




4



















6

























Тема 9. Российская империя в XVIII в.

4




4



















8

























Тема 10. Российская империя в XIX в.

4




6














































Тема 11. Кризис империи в начале ХХ в.

2




4



















8

























Тема 12. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война

4




4










0,5







8

























Тема 13. Образование Советского государства. СССР в довоенный период

4




4










0,5







6

























Тема 14. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Роль СССР во Второй мировой войне.

4




4










0,5




2

8

























Тема 15. СССР в 1953-1964 гг.

4




1










0,5







8

























Тема 16. СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

2




1



















6

























Тема 17. Внешняя политика СССР во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг.

2




2



















6

























Тема 18. СССР / Россия во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.

4




2



















8

























Тема 19. Россия в XXI в.

4




2



















8

























Тема 20. Государственная и региональная символика России

2

























6

























Всего:

64




52

28




144

4




4

136




144




















4.2. Содержание разделов дисциплины:


Наименование раздела, темы дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Содержание практических занятий

Тематика

Кол-во часов

о

з

о/з

1

2

3

4

5

6

1. Предмет и функции исторической науки

История – наука о прошлом человеческого общества. Исторические сочинения – истоки письменной культуры европейской цивилизации. Геродот и Фукидид. Социальные функции исторической науки. Познавательная функция и закономерности исторической жизни. Функция социальной памяти как основа гражданской и этнокультурной идентификации личности и общества. Практически-рекомендательная (практически-политическая) функция и ее присутствие в современной политической жизни. Воспитательная функция и ее место в формировании российского гражданского самосознания. Прогностическая функция и эволюция представлений о ее возможностях в условиях перехода от линейных представлений к нелинейным.

Тема 1. Место истории в системе наук, предмет и функции исторической науки. Историческая информация и исторические источники.

1) Место истории в системе наук, предмет и функции исторической науки.

2) Историческая информация и исторические источники.

3) Вспомогательные исторические дисциплины.



1







2. Историческая информация и исторические источники

Историческая эмпирия (наблюдение прошлого) и исторические факты (простые и научные). Исторические источники – потенциальные носители информации о прошлом. Виды исторических источников: письменные, вещественные, фонические, изобразительные. Проблемы полноты, достоверности и сопоставимости письменных источников. Вещественные источники и археологические артефакты: их роль в восстановлении картины прошлого дописьменного периода. Способы извлечения исторической информации из вещественных источников. Фонические источники их роль в восстановлении этнокультурной истории. Изобразительные источники генерирование новых типов изобразительных источников в условиях технического прогресса.

Тема 1. Место истории в системе наук, предмет и функции исторической науки. Историческая информация и исторические источники.

1) Место истории в системе наук, предмет и функции исторической науки.

2) Историческая информация и исторические источники.

3) Вспомогательные исторические дисциплины.

1







3. Методы исторического исследования: универсальные и специальные

Классические методы. Историко-сравнительный метод и метод исторической компарации. Типологический метод и классификация исторических объектов. Генетический и ретроспективный методы. Идиографический (идеографический) и номотетический методы. Проблемы признания исторической номотетики. Проблемно-хронологический метод. Синхронный метод. Системный метод (подход).

Клиометрия и клиометрика. Простые статистические методы:

статистические группировки и динамические ряды. Метод выборки. Метод корреляции и регрессионный метод. Кластерный анализ. Историческая информатика. Компьютерные базы данных.

Исторические геоинформационные системы (ГИС). Компьютерное моделирование исторических процессов. Контент-анализ. 3D-реконструкции историко-культурных объектов.

Тема 2. Теория и методология исторической науки

1) Методы исторического исследования: универсальные и специальные.

2) Основные подходы к изучению истории, основные этапы развития исторической науки.

3) Современные направления исторической науки.

1







4. Теория и методология истории

Учение о способах (подходах) научного познания истории. Отражение действительности в человеческом сознании: религиозная (иррациональная), художественная и научная картина мира.

Теологический подход к истории. Аврелий Августин. Фома Аквинский. Неотомизм. Нестор. «Степенная книга» В.С. Соловьев. Креационизм. Провиденциализм. Религиозный мистицизм. История человечества как продукт воплощения божьего замысла.

Рационализм. Декарт. Лейбниц. Спиноза. Секуляризация сознания. Философия. История как продукт рационально обусловленной деятельности людей. Историческая наука в России: В.Н. Татищев. М.В. Ломоносов. Г.Т. Миллер. М.М. Щербатов. Н.М. Карамзин. Механистические представления об истории России как истории монархии.

Эволюционизм. Учение о мире. Научный подход. Идея универсального прогресса. Монизм. Поиски главной движущей силы развития. С.М. Соловьев и «государственная историческая школа». В.О. Ключевский и экономический детерминизм.

Формационный подход. Марксизм: учение о мире, революционная теория, официальная идеология Советского Союза. История как смена общественно-экономических формаций. Историческое место Маркса и марксизма в развитии человеческой мысли. Ограниченность классического марксизма. Европоцентризм. Линейность. Революционный переход. Неомарксизм.

Модернизационный подход. История как процесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного общества к индустриальному. Фундаментальные основы: рыночная экономика и демократия американского образца. Кризис: в науке – с 1974 года, в политике – с 2021 года. Ограниченность. Европоцентризм. Идеологизация и абсолютизация единственных социально-политических и экономических моделей.

Цивилизационный подход. Выявление специфики и многообразие локальных человеческих обществ. История как эволюция мировых и региональных цивилизаций, обладающих общими культурно-историческими чертами. Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

Вопрос о цивилизационной принадлежности России.

Синтетический подход – соединение разных подходов.

Географический детерминизм (этно-географический подход) – определение хода истории географической средой (В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев).

Системно-функциональный подход – формализация исторических типов человеческого сообщества в виде систем.

Мирсистемный подход. Эммануил Валлерстайн (неомарксист):

- минисистемы;

- мирэкономики;

- миримперии.

Транснациональный подход (глобальная история): предпочтение групповым интересам (корпоративным, гендерным, расовым) перед национальными и имперскими (Фрэнсис Фукуяма «Конец истории и последний человек»).

Тема 2. Теория и методология исторической науки

1) Методы исторического исследования: универсальные и специальные.

2) Основные подходы к изучению истории, основные этапы развития исторической науки.

3) Современные направления исторической науки.

1







5. Древняя Русь

Древняя Русь – научное название исторического государства восточных славян «Русская земля» (вторая половина IX – середина XIII в.). Завершение процесса славяно-русского этногенеза.

Протославяне (балто-славяне), праславяне, славяне. Великое переселение народов: вторая волна и восточные славяне. Отличия расселения германцев и славян. Продвижение восточными славянами земледелия как основного хозяйственного занятия на восток как фундаментальное цивилизационное достижение. Племенные союзы восточных славян и их интеграция в условиях государственной жизни. Суперэтнос Русь и русины. Происхождение этнонима русь: северная версия (норманнская), южные версии: славянская и иранская, западно-славянская.

Генезис феодализма. Феодализм как исторический тип общества.

Феод: крупная земельная собственность как социально-экономическая основа феодальных отношений в Европе. Отличие генезиса феодализма на Руси и его отрицание дореволюционными историками. Советская концепция генезиса феодализма и дискуссия по поводу «феодализма без феода». Связь бессинтезного генезиса феодализма на Руси с вялостью протекания процесса. Возникновение вотчинного землевладения и цивилизационный сдвиг в развитии русского феодализма.

Политогенез. Происхождение термина и его связь с

системно-функциональным подходом. Генезис древнерусского государства. Племенные союзы восточных славян как ответ на вызовы среды и как этап на пути к государственности. Наемные дружины племенных союзов и их предводители как вызов родоплеменному обществу. Внешние угрозы подчинения восточных славян: норманнские набеги экспансия Хазарского каганата. Государственность как инструмент обеспечения суверенности и способности к выживанию в конкуренции с соседними народами.

Ключевые явления в процессе формирования древнерусской

государственности. Возникновение княжеской власти в Новгороде. Рюрик. Олег и объединение Новгорода с Киевом вдоль Днепровского пути. Реформы Ольги и создание налоговой системы. Развитие государственности и реформы Владимира I. Крещение Руси и приобщение ее к христианской цивилизации. «Окняжение» земель и создание территориального управления.

Ярослав Мудрый. Завершение формирования системы управления: установление порядка наследования княжеских столов и иерархии князей. Разработка письменного законодательства – «Русская правда».

Распространение вотчинного землевладения и прекращение перемещения князей. Распад дружинных связей и консолидация локальной государственности в княжениях. Превращение княжений в княжества и распад единства Русской земли.

Политическая раздробленность русских земель. Отличие распада Руси от распада Франкской империи – сохранение конфедерации русских земель. Три полюса власти в древнерусском государстве и три социально-политические модели на политическом пространстве Древней Руси.

Формирование Русского мира. Замена родоплеменного деления общества территориальным, стирание племенных различий и формирование древнерусской народности. Христианизация Руси и утверждение единства религиозной жизни. Русский историко-культурный код в памятниках литературы, архитектуры и изобразительного искусства. София Киевская, новгородское и владимирское зодчество.

Историческое место Древней Руси в российской истории.

Тема 3. Древняя Русь.

1) Восточные славяне в древности VI-IX вв.

2) Образование Древнерусского государства. Социально-политический строй и экономическое развитие Древней Руси в конце IX – XI вв.

3) Принятие христианства. Политические и культурно-исторические последствия принятия христианства.

4) Соседи Древней Руси.

4







6. Борьба русского народа с иноземными завоевателями в середине XIII в.

«Великая степь» - постоянный вызов Русской земле. Кочевой мир степняков как постоянная угроза Русскому миру земледельцев. Традиции и успешный опыт Руси в отражении нашествий с востока. Защита суверенности Русского мира.

Монгольское государство и его завоевания. Первое столкновение Руси с монголами. Битва на Калке. Походы Батыя на Русь. Соотношение сил и мобилизационных возможностей сторон. Несостоятельность фаталистических оценок поражения Руси. Роковая непригодность опыта борьбы с кочевыми племенами к отражению монгольского завоевания.

Историческое значение героической борьбы русского народа с монгольскими завоевателями. Неопределенность ситуации: русские земли побеждены, но не покорены. Александр Невский и Батый. Поиски компромиссной модели взаимоотношений Руси и Орды. Сохранение остатков русской государственности в условиях зависимости от Орды.

Агрессия шведских феодалов и крестоносцев в Псковские и Новгородские земли. Александр Невский. Сражение со шведами на Неве. «Ледовое побоище». Раковорская битва и приостановка агрессии. Спасительный для Руси исход противостояния Западу и трагические последствия попадания под уничтожение балтского этноса и его западнославянских соседей.

Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв.: между Востоком и Западом.

1) Политическая раздробленность Древней Руси в XII – XIII вв.

2) Монголо-татарское нашествие на русские земли и его влияние на дальнейшее развитие русских земель и культуру.

3) Борьба Руси с немецко-шведской агрессией в XIII – XV вв.


2







7. Русские земли под властью Орды и в составе Литвы в XIV – XV вв.

Утрата суверенной жизни русского государства. Раздел территории и населения между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. Расчленение Русского мира: переход от гомогенного состояния к гетерогенному. Дихотомная идентификация Руси: Великая и Малая. «Цветная» идентификация Малой Руси: Черная, Белая, Червонная. Появление существенных различий в политической жизни русинов. В Северо-Восточной Руси под властью Орды: утрата суверенности при сохранении элементов русской государственности. В Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского: восстановление суверенной государственности, но не русской, а литовской

Ключевые процессы в Северо-Восточной Руси с середины XIII до середины XIV в. Хозяйственный и культурный упадок городов. Углубление феодальной раздробленности. Усиление ордынской зависимости.

Ключевые процессы в Северо-Восточной Руси с середины XIV до конца XV в. Восстановление домонгольского уровня экономики. Объединение земель и образование единого Российского государства. Переход к активной борьбе с Золотой Ордой, освобождение от ордынской зависимости и восстановление политического суверенитета как исключительной национальной ценности.

Ключевые явления в исторической жизни Северо-Восточной Руси. Возвышение Московского княжества, превращение его в центр освободительной борьбы и в центр объединения русских земель. Куликовская битва: историческая победа над силами Орды и точка отсчета нового этапа этнокультурного развития русского мира – зарождение великорусской народности.

Русская художественная культура историко-культурный код русского мира в изобразительном искусстве. Феофан Грек. Иконостас Благовещенского собора в кремле и фрески Спаса на Ильине. Андрей Рублев. Троица, Спас Звенигородский, фрески Успенского собора во Владимире. Дионисий. Одигитрия, фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства.

1) Предпосылки и особенности процесса объединения русских земель. Возвышение Москвы.

2) Завершение процесса образования единого российского государства.

3) Литва как второй центр объединения русских земель.

4) Русская культура XIV – XV вв.


4







8. Российское государство в XVI – XVII вв.

Ключевые процессы и ключевые явления в социально-политической жизни России. Специфика формирования территории. Территория Московского государства в начале XVI в. и отсутствие внутренних мотивов к ее расширению. Принуждение к миру Казанского и Астраханского ханств и присоединение Поволжья. Вакуум государственности за Волгой и за Уралом. Сибирский фронтир. Народы Поволжья и Сибири в составе Российского государства. Формирование поликульторальной модели отношений.

Угнетение русинов в Речи Посполитой. Народно-освободительная война 1648 – 1653 гг. Обращение малороссийских казаков за помощью к России. Переяславская Рада и принятие Малороссии в состав России. Русско-польская война и раздел Малороссии между Россией и Польшей. Благоприятные факторы восстановления единства Русского мира.
Южный фронтир и возвращение русского на домонгольские рубежи на юге. Рождение Белгородчины.

Формирование в России сословного общества и государства. Сословное представительство и сословно-представительная монархия. Эволюция политического строя в сторону абсолютизма.

Превращение единого Российского государства в централизованное. Реформы 50-х гг. XVI в. Создание государственных вооруженных сил. Создание системы центрального и местного государственного управления. Принятие общегосударственного законодательства и формирование судебной системы. Завершение процесса централизации в XVII в. Создание приказной системы центрального управления. Бюрократизация местного управления. Отмирание сословного представительства. Создание полков нового строя. Создание фундаментального свода законов – Соборного уложения 1649 г.

Достижение симфонии церковной и светской власти.

Ключевые процессы и явления в социально-экономической жизни. Завершение внутренней колонизации земель. Интенсификация аграрной экономики и переход к трехполью. Формирование общегосударственной системы крепостного права в XVI – первой половине XVII вв. как инструмента эксплуатации трудового ресурса крестьян. Новые явления в промышленности и торговле: появление первых мануфактур и начало складывания всероссийского рынка. Отечественная историческая наука о времени зарождения в России капиталистических отношений.

Отражение в историческом сознании русского народа драматических явлений его исторической жизни. Опричнина. Смутное время, как гражданская война в России. Угроза утраты суверенной политической жизни и спасение страны народным ополчением. Массовые восстания на Дону и в Поволжье. Городские и стрелецкие бунты. Церковная реформа и церковный раскол.

Борьба за власть между наследниками Алексея Михайловича. Начало правления Петра I. Системный кризис в России накануне перемен.

Обмирщение культурной жизни – индикатор и вектор секулярного обновления.

Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв.

1) Россия во времена Ивана IV. Политика опричнины.

2) Смутное время в России: причины, ход и итоги.

Основные направления внутренней политики первых Романовых.

3) Социально-экономическое развитие России в XVII веке.

4) Заселение Белгородчины в конце XVI –XVII в. Белгородская черта.

4







9. Российская империя в XVIII в.

Научная и общественная полемика вокруг личности и деятельности Петра I: апология и критика, идеализация и демонизация. Критерии объективности. Выживаемость реформ. Негативный прогноз исторической судьбы России при отсутствии реформ.

Отличительные черты петровских реформ. Системный характер. Научная обоснованность: меркантелизм в основании экономических реформ и камерализм – в основании реформ госуправления. Примат военных реформ и нужд войны. Строительство регулярной армии и военно-морского флота. Экономические реформы. Этатизм.

Реформы государственного устройства и бюрократическое управление государством. Утверждение абсолютизма. Насильственный характер реформ и идеология правления.

Северная война: расчеты и просчеты. Нарвская конфузиия и Полтавская виктория. Формирование региональной символики. Обретение статуса великой державы. Превращение России в империю.
Белгородчина в XVIII веке. Участие белгородцев в реформаторских начинаниях Петра I (строительство флота в Воронеже, Белгородский пехотный полк). Экономическое и социальное развитие региона.

Трансформации русского мира. Секуляризация и европеизация культуры и быта. Синодальное устройство церкви. Роль малороссийского духовенства в обеспечении лояльного отношения церкви к реформам.
Российская империя в середине XVIII века. Укоренение петровских преобразований в жизни российского общества и государства.

Екатерина II и политика просвещенного абсолютизма. Идеи Монтескье в уме и усиление крепостничества в жизни.

Выдающиеся достижения внешней политики. Овладение Причерноморьем и Крымом. Освоение Россией территории Новороссии.

Социально-экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы и формирование капиталистического уклада в экономике.

Народы России. Национальная и религиозная политика. Новые условия существования и перспективы консолидации Русского мира после присоединения высвобожденных из-под власти Польши малороссийских и белорусских земель.

Образование и наука. Литература и Театр. Архитектура, скульптура, живопись и музыка.

Характерные черты имперской жизни в России XVIII – XIX вв. Общее для всех народов континентальной империи жизненное пространство. Единое правовое поле. Единая система обеспечения безопасных условий существования. Присутствие условий для формирования поликульторальной модели этносоциальной жизни.

Фактор угрозы насилия со стороны соседних государств и его влияние на создании Российской империи. Укрытие народов от агрессии, в составе империи.

Механизмы сдерживания народов от выхода из состава империи. Военные как элита имперского общества. Центробежные и центростремительные тенденции в империи.

Вовлечение малых народов империи в мировую политическую, экономическую и культурную жизнь.

Миссия русского народа как государственно-образующей имперской нации и его роль в сохранении Российской империи.

Специфика истории финнов, народов Прибалтики и поляков в составе Российской империи. Жесткая вертикаль власти как основа империи.

Универсализация устройства имперских институтов и вопрос её состоятельности. Противоречивый характер имперской жизни: особенности регионального развития.

Экономическая жизнь Российской империи: центр и национальные окраины.

Культурная жизнь Российской империи: бережное сохранение и развитие уникальной этнической культуры малых народов. Элементы культуры малых народов Российской империи как маркеры национальной идентификации, не дающие раствориться в мощной государственно-образующей нации.

Процесс освобождения русской элитарной культуры от ярко выраженных этнических черт, превращение ее в достояние всех народов империи.

Тема 7. Российская империя в XVIII в.

1) Начало масштабной модернизации в России, реформы Петра I и их значение.

2) «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: характерные черты и особенности.

3) Эволюция промышленного производства в России.

4) Белгородчина в XVIII веке.


4







10. Российская империя в XIX в.


Либеральные проекты Александра I. Негласный комитет и М.М. Сперанский. Коренные вопросы России: аграрный и вопрос о самодержавии. Несостоятельность попыток власти постепенно облегчать положение крепостных крестьян и нерешительность в разработке конституционных проектов.

Отечественная война 1812 г.: тяжелое испытание способности России к защите суверенного существования.

Русское общество в попытках решения коренных вопросов России. Тайные организации. Восстание декабристов.

Консерватизм правления Николая I. Реформа П.Д. Киселева и улучшение положения государственных крестьян. Кодификация законодательства и укрепление охранительной системы. Теория официальной народности.

Крымская война – коллективное «наказание» России континентальными европейскими клиентами Великобритании. Высокий уровень боевого духа воинов и низкое качество военно-технического оснащения армии и флота.

Либеральные реформы Александра II. Отмена крепостного права и трансформация крестьянского вопроса. Конституция, оставшаяся неподписанной.

Реформы и контрреформы Александра III.

Народы Российской империи. Национальная и конфессиональная политика.

Культура России в XIX в.
Белгородчина в XIX веке. Экономическая и социальная история региона. Ход и последствия отмены крепостного права в истории Белгородчины. Железнодорожное строительство и формирование транзитной экономики региона. История изучения Курской магнитной аномалии. Развитие культуры Белгородского края в XIX в. Создание Белгородского учительского института.

Тема 8. Россия в XIX веке: Самодержавие и реформы в России в XIX в.

1) Внутренняя политика Александра I: либеральные проекты и попытки решения коренных вопросов российской жизни.

2) Внутренняя и внешняя политика Николая I.

3) Отмена крепостного права и буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века и их социально-экономические и общественно-политические последствия.

4) Внутренняя политика Александра III: реформы и «контрреформы».

5) Общественно-политическое движение в России в XIX в.

6) Социально-экономическое развитие Белгородского края в XIX в.

.

6







11. Кризис империи в начале ХХ в.

Экономическое развитие и превращение России в страну с аграрно-индустриальной экономикой. Монополизация промышленности и формирование финансового капитала. Форсирование российской индустриализации «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю. Витте. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса.

Русско-японская война 1904 – 1905 гг. и подъем революционного движения.

Политические партии и Государственная дума.

Подавление революции и ее уроки. П.А. Столыпин и его программа реформ.

Национальный вопрос и национализм. Политические партии в России начала XX в.: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России.

Серебряный век русской культуры.

Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. Россия в Первой мировой войне Основные военно-политические блоки. Театры военных действий. Участие России в Первой мировой войне. Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. Кризис власти в годы войны.
Белгородчина в начале XX в. Первая мировая война в истории региона и биографиях белгородцев. Органы местного самоуправления: земства. Социально-экономическое и культурное развитие. История издательской деятельности в Белгороде: «Белгородские силуэты».


Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв.

1) Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины.

2) Первая русская революция. Формирование системы политических партий в России: генезис, классификация, программы, тактика.

3) Столыпинская политика реформ: концепция, ход, результаты.

4) Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. Участие России в Первой мировой войне и ее влияние на общественно-политические процессы в России.

4) Белгородчина в начале XX в.


4







Тема 12. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война

Истоки Российской революции, ход, этапы и

основные итоги. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Экономическая программа большевиков. Установление советской власти в стране. II Всероссийский съезд Советов. Кризис советского правительства, победа советской власти на местах. Брестский мир. Новое государственное строительство и первые социально-экономические преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
Белгородчина в годы революции и гражданской войны. Создание советов и их большевизация. Бои под Томаровкой 25-29 ноября 1917 г.: хроника событий и оценка в историографии. Боевые действия летом – осенью 1919 гг. (рейд Мамонтова, осеннее наступление А.И. Деникина на Москву). Воронежско-Касторненская операция 1919 г. Создание Первой Конной армии. Политика военного коммунизма и ее реализация на Белгородчине. Крестьянские восстания на Белгородчине и сохранение исторической памяти о них. Поклонный крест российскому крестьянству.

Тема 10. Великая российская революция.

1) Россия в 1917 году. Исторический выбор: парламентская республика или республика Советов.

2) Складывание политической системы Советской России.

3) Политика «военного коммунизма», ее сущность и последствия.

4) Гражданская война как третий этап Великой Российской революции. Интервенция: причины, состав и последствия. Белое и красное движение: социальный состав и программы.

5) Белгородчина в годы революции и гражданской войны.

4







13. Образование Советского государства, СССР в довоенный период

НЭП: итоги и значение. Борьба в партийном руководстве по вопросам перспектив развития страны и методов решения социально-экономических задач. Возвышение И.В. Сталина. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е – 1930-е гг. Курс на строительство социализма в одной стране. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Кейнсианство. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход НСДАП к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Экономические основы советского политического режима. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Основные этапы и особенности формирования советской культуры в довоенный период. Внешняя политика СССР в 1920-е – 1930-е гг. и накануне Второй мировой войны, попытки создания системы коллективной безопасности. Советско-германские договоры и их оценки.
Экономическое и социальное развитие Белгородчины в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация. Освоение Курской магнитной аномалии.

Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг.

1) Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

2) Эволюция экономической системы Советского государства в межвоенный период: нэп, индустриализация, коллективизация.

3) Политическая и идейная борьба в 1920-х – 1930-х гг. ХХ в. Формирование режима личной власти И.В. Сталина.


2







14. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Нападение Германии на Советский Союз. Начальный период войны. Битва за Москву. Боевые действия весной-летом 1942 г. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва. Курская битва. Битва за Днепр. Освобождение территории Советского Союза и государств Восточной Европы. Берлинская операция. Боевые действия на Дальнем востоке. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Проблемы сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны в современной России и мире.
События Великой Отечественной войны на Белгородчине. Харьковско-Сумская оборонительная операция. Оборонительная операция на белгородском, харьковском и сумском направлениях Юго-Западного фронта 30 сентября-29 октября 1941 г. Курско-Обоянская и Белгородская наступательные операции Юго-Западного фронта 3 – 26 января 1942 г. Харьковская наступательная операция 1942 г. Воронежско-Ворошиловградская оборонительная операция 1942 г. Оккупационный режим. Сопротивление населения оккупационному режиму. Партизанское движение на территории Белгородчины в 1941-1943 гг. Острогожско-Россошанская наступательная операция 1943 г. Воронежско-Касторненская наступательная операция 1943 г. Харьковская стратегическая наступательная операция (операция «Звезда» - 2 февраля -3 марта 1943 г.). Курская оборонительная операция (Оборонительные бои на Орловско-Курском направлении) (5-23 июля 1943 г.) Курская оборонительная операция (Оборонительные бои на Белгородско-Курском направлениях) (5-23 июля 1943 г.). Боевые действия на Обоянском и Прохоровском направлениях: ход боевых действий и оценка в отечественной историографии. Орловская наступательная операция (операция «Кутузов» – 12 июля-18 августа 1943 г.). Белгородско-Харьковская наступательная операция («Полководец Румянцев») (3-23 августа 1943 г.).
Итоги Второй мировой войны, Нюрнбергский и Токийский процессы. Начало «Холодной войны».

Тема 12. СССР в условиях Второй мировой и Великой Отечественной войны.

1) Вторая мировая война: предпосылки и причины, основные события первого этапа войны (сентябрь 1939 – июнь 1941 гг.).

2) Великая Отечественная война: основные события и цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

3) Проекты послевоенного переустройства мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции).

4) Преступления нацистов. Нюрнбергский, Токийский и другие процессы.

4








15. СССР в 1953-1964 гг.

Осложнение международной обстановки, распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Создание социалистического лагеря. Военно-промышленный комплекс. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. XX съезд КПСС и его значение. Политические преобразования начала 1960-х гг. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Трудности и достижения послевоенного восстановления экономики, жизнь и быт людей. Промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера. Достижения НТР. Успехи в освоении космоса. «Хрущевская оттепель» в науке и культуре, феномен «шестидесятников».
Образование Белгородской области. Социально-экономическое развитие Белгородской области в 1950-е гг. История предприятий горнорудной промышленности на месторождениях Курской магнитной аномалии (КМА). Развитие инфраструктуры Белгородской области.

Тема 13. СССР в 1953-1964 гг.

1) Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенные годы.

2) Развитие СССР в 1953-1964 гг. Хрущевская «Оттепель».



1







16. СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

Л.И. Брежнев и его окружение. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни страны, усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Конституция 1977 г. Диссидентское движение. Кризис коммунистической идеологии и командно-административной системы. Экономические реформы второй половины 1960-х гг.: цели, содержание, реализация, причины свертывания. Особенности развития промышленности, аграрного сектора. Социальная политика и ситуация в социальной сфере. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере, эпоха «застоя». Реформы Ю.В. Андропова и их итоги. Советская культура периода «развитого социализма».
Социально-экономическое развитие Белгородской области в 1960-1980-х гг. Развитие культуры и системы образования в Белгородской области в 1960-1980-х гг.


Тема 14. СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

1) СССР в 1965 – 1985 гг.: нарастание застойных явлений.


1







17. Внешняя политика СССР во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг.

Основные направления внешней политики СССР периода «оттепели»: программа разоружения; отношения со странами Запада, социалистическими государствами и странами «третьего мира». Карибский кризис. Программа мира 1970-х гг.: цели и результаты. Разрядка международной напряженности. Ввод советских войск в Афганистан: причины и последствия.

Участие белгородцев в локальных конфликтах.

Тема 13. СССР в 1953-1964 гг.

3) Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. «Холодная война».
Тема 14. СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

2) Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.


2







18. СССР / Россия во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. Россия в 1990-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов. Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Политические партии и общественные движения России. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей. Социальная цена и первые результаты реформ. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г.

Эволюция Белгородской области в период «перестройки».

Тема 15. СССР / Россия во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.

1) Предпосылки, ход и последствия реформ в годы «перестройки». Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР.

2) Социально-экономические и политические изменения в России в 1990-е годы.

3) Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации.


2







Тема 19. Россия в XXI в.

Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2008 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика Российской Федерации.
Белгородской области в XXI в. Система органов государственной власти Белгородской области. Ускоренное восстановление экономики Белгородчины в начале 2000-х гг. Социально-экономическое и социокультурное развитие Белгородский государственный национальный исследовательский университет и его миссия в развитии Белгородчины и российского образования.

Тема 16. Россия в начале XXI века

1. Глобальные проблемы современности и стратегия их преодоления Россией и ведущими мировыми державами.

2. Россия в настоящее время: основные тенденции развития (по материалам интернет ресурсов).

3. История Белгородского государственного национального исследовательского университета и его роль в развитии региона и сохранении исторического наследия.

2







20. Государственная и региональная символика России

Государственная символика как основной элемент представления страны. История государственной символики России — СССР — Российской Федерации. Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации. Символы власти президента Российской Федерации. Знамя Победы как государственная реликвия России.

Территориальная символика регионов России: официальная и неофициальная.
Официальная символика Белгородской области: герб, флаг. Символика муниципальных образований Белгородской области. Флаг, герб, гимн Белгородского государственного национального исследовательского университета. Неофициальные символы Белгородской области.

Подготовка учебно-исследовательского проекта «Мой герб» / «Региональная символика в сохранении исторической памяти» / «Муниципальная символика в сохранении исторической памяти»