Файл: Рабочая программа дисциплины История России наименование дисциплины (модуля).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. 1   2   3   4


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)


Электронный учебно-методический комплекс «История России 2022»: https://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=19304



  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

6.1. Перечень основной учебной литературы
1. История России: учебник для студентов вузов, абитуриентов / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2018. - 528 с. https://online.flipbuilder.com/bosf/ciie/mobile/index.html

2. Матюхин А.В. История России: Электронный ресурс: Учебник / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е. Азизбаева; под ред. А.В. Матюхина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Синергия, 2018. - 312 с. https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785425702722.html

3. История России: Электронный ресурс: Учебник и практикум для академического бакалавриата / П.А. Алипов, Е.А. Архипова, Е.В. Барышева [и др.]; под ред. К.А. Соловьева. - М.: Юрайт, 2018. - 252 с. https://urait.ru/bcode/413188

6.2 Перечень дополнительной литературы

1. Менщиков И.С. Методология истории: учебное пособие для вузов / Менщиков И.С. - Москва: Юрайт, 2022. - 208 с. https://urait.ru/bcode/497608

2. Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков: учебник для вузов / Питулько Г.Н., Полохало Ю.Н., Стецкевич Е.С., Шишкин В.В. - М.: Юрайт, 2022. - 129 с. https://urait.ru/bcode/489798

3. Всемирная история в 2 ч. Часть 2. История Нового и Новейшего времени: учебник для вузов/ Питулько Г.Н., Полохало Ю.Н., Стецкевич Е.С., Шишкин В.В. - М.: Юрайт, 2022. - 296 с. https://urait.ru/bcode/490429

4. Ольштынский, Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие / Л.И. Ольштынский - М.: Логос, 2017. - 408 с. https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785987045107.html

5. Волков В.А. История Россиис древнейших времен до конца XVII века: учебник и практикум для вузов / Волков Владимир Алексеевич; В. А. Волков. - М.: Юрайт, 2022. - 452 с.

6. Федоров, В. А. История России 1861-1917 гг. (с картами) : учебник для академического бакалавриата / В. А. Федоров, Н. А. Федорова. - 5-е изд., испр.- М.: Юрайт, 2018. - 376 с.  https://urait.ru/bcode/412515

7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ  им. М.В.Ломоносова). - http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html



Архив номеров журнала «Российская история» («Отечественная история»). – Архив выпусков «Отечественная история» (1992–2008) | Журнал "Российская история" (xn----7sbxcach3agmieaceq1th.xn--p1ai)

Российское историческое общество. – Российское историческое общество - Российское историческое общество (historyrussia.org)

Российское военно-историческое общество. – Российское военно-историческое общество (histrf.ru)

Архив номеров журнала «Социальная история». Социальная история. Ежегодник. | Институт российской истории РАН (iriran.ru)

Русский музей. – Русский музей (rusmuseum.ru)

Третьяковская галерея. – Третьяковская галерея — главный музей национального искусства России (tretyakovgallery.ru)
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
8.1. Перечень информационных технологий

Автоматизированная система ИнфоБелГУ: Учебный процесс, https://dekanat.bsu.edu.ru/

СЭО «Пегас», https://pegas.bsu.edu.ru/
8.2. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office Pro Plus 2016 (Подписка Microsoft, договор АУ-458/2020 от 22.12.2020).

Браузеры: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera.
8.3. Перечень информационных справочных систем:
ИПО Гарант (Договор № ЭПС-НВ-1-5038/Д-231/9 от 01.01.2019);

СПС КонсультантПлюс (Договор № АУ-249/2020-МСП от 21.07.2020).
9. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

9.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения основной образовательной программы в соответствии с картой компетенций:


Код компетенции

УК-5

Код этапа формирования компетенции в соответствии с картой компетенций ОПОП

1


9.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:


Код и уровни освоения компетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня компетенции)

Критерии оценивания результатов обучения

неудовлетворительно /

не зачтено

удовлетворительно /

зачтено

хорошо /

зачтено

отлично /

зачтено

УК-5
















I уровень

Знать:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории;

- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации отечественной и всемирной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней;

- выдающихся деятелей отечественной истории;

- важнейшие достижения российской культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Не знает:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории;

- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации отечественной и всемирной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней;

- выдающихся деятелей отечественной истории;

- важнейшие достижения российской культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Не достаточно хорошо знает:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории;

- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации отечественной и всемирной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней;

- выдающихся деятелей отечественнойистории;

- важнейшие достижения российской культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Хорошо знает:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории;

- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации отечественной и всемирной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней;

- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения российской культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Отлично знает:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории;

- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации отечественной и всемирной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней;

- выдающихся деятелей отечественнойистории;

- важнейшие достижения российской культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать ключевые процессы, события и явления исторической жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий истории России;

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми источниками;

- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам отечественной истории.

Не умеет:

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать ключевые процессы, события и явления исторической жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий истории России;

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми источниками;

- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам отечественной истории.

Испытывает трудности при:

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать ключевые процессы, события и явления исторической жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- соотношении общих исторических процессов и отдельных фактов; выявлении существенных черт исторических процессов, явлений и событий истории России;

- логическом мышлении, ведении научных дискуссий;

- работе с разноплановыми источниками;

- осуществлении эффективного поиска информации и критике источников;

- получении, обработке и сохранении источников информации;

- формировании и аргументировано отстаивании собственной позиции по различным проблемам отечественной истории.

Умеет с помощью преподавателя

- - преобразовывать информацию в знание, осмысливать ключевые процессы, события и явления исторической жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий истории России;

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми источниками;

- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам отечественной истории.

Умеет самостоятельно

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать ключевые процессы, события и явления исторической жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий истории России;

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми источниками;

- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам отечественной истории.

Владеть:

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма.

Не владеет

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма.

Недостаточно владеет

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма.

Хорошо владеет

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма.

Свободно владеет

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма.

II уровень

Знать:

- правила коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий;

- этические и межкультурные нормы коммуникации.

Не знает:

- правила коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий;

- этические и межкультурные нормы коммуникации

Испытывает трудности при

- определении правил коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий;

- определении этических и межкультурных нормы коммуникации

Хорошо знает:

- правила коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий;

- этические и межкультурные нормы коммуникации

Отлично знает:

- правила коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий;

- этические и межкультурные нормы коммуникации

Уметь:

взаимодействовать с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения, соблюдения этических норм

Не умеет взаимодействовать с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения, соблюдения этических норм

Испытывает трудности при взаимодействии с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения, соблюдения этических норм

Умеет с помощью преподавателя взаимодействовать с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения, соблюдения этических норм

Умеет самостоятельно взаимодействовать с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения, соблюдения этических норм

Владеть:

навыками коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм.

Не владеет навыками коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм.

Испытывает трудности при использовании навыков коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм.

Хорошо владеет навыками коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм.

Свободно владеет навыками коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм.


9.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
9.3.1. Балльно-рейтинговая система оценки качества освоения учебной дисциплины


Виды учебной работы (соотнесенные с разделами, частями, темами дисциплины или соответствующие дисциплине в целом)

Баллы

(о)




1. Работа на практических занятиях (по 2 балла за 26 занятий)

52




2. Работа с историческими источниками и материалами (по 2 балла за 3 работы)

6




3. Подготовка учебно-исследовательских проектов (по 10 баллов за 2 проекта)

20




4. Доклад / реферат

2




5.Итоговое тестирование

20




Количество баллов (max)

100






Шкала оценивания:


Не зачтено

(баллов включительно)

Зачтено

(баллов включительно)

0 - 64

65 - 100



Описание шкалы оценивания

Итоговая оценка выставляется на основе совокупного рейтинга по дисциплине, по критериям, заданным в системе электронного обучения «Пегас»: оценивание на основе рейтинговой шкалы в 100 баллов максимального значения, «не зачтено» – 64 и менее баллов, «зачтено» – 65 - 100 баллов. Для получения зачета прохождение итогового тестирования обязательно.
9.3.1. Работа на практических занятиях.
Примеры заданий семинарского (практического) занятия:

Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв.: между Востоком и Западом.

1) Политическая раздробленность Древней Руси в XII – XIII вв.

2) Монголо-татарское нашествие на русские земли и его влияние на дальнейшее развитие русских земель и культуру.

3) Борьба Руси с немецко-шведской агрессией в XIII – XV вв.
Критерии оценивания:

Оценка “отлично” (2 балла) проставляется студенту, который:


- знает предусмотренные программой изучения исторические факты в полном объеме, умеет устанавливать их последовательность и преемственность, а также взаимосвязь и взаимообусловленность, умеет давать оценку исторического места и значения характеризуемых событий и явлений;

- знает имена исторических персонажей, предусмотренных программой изучения, умеет давать им характеристику и оценивать их вклад и роль в истории;

- умеет свободно ориентироваться в историческим времени и историческом пространстве, знает даты основных исторических событий и хронологические рамки основных исторических явлений, умеет осуществлять синхронизацию событий в отечественной истории, а также синхронизировать их с событиями мировой истории;

- знает дискуссионные варианты научной интерпретации исторических фактов и умеет дать характеристику существующих в науке точек зрения.

Оценка “хорошо” (1,5 балла) проставляется студенту, который:

- знает предусмотренные программой изучения исторические факты в полном объеме, умеет устанавливать их последовательность и преемственность исторических событий и явлений;

- знает имена исторических персонажей, предусмотренные программой изучения;

- умеет ориентироваться в историческим времени в пределах столетий и историческим пространстве в пределах основных историчесих регионов, знает даты основных исторических событий и хронологические рамки основных исторических явлений, знает основные историко-географические наименования;

- затрудняется в установлении взаимосвязи и взаимообусловленности исторических событий и явлений;

- затрудняется в оценке исторического места и значения характеризуемых событий и явлений;

- затрудняяется в характеристике исторических персонажей и оценке их роли в истории;

- не умеет осуществлять синхронизацию событий отечественной истории, а также синхронизировать их с событиями мировой истории;

- не знает дискуссионнрых вариантов научной интерпретации исторических фактов и не умеет давать характеристику существующих в науке точек зрения.

Оценка “удовлетворительно” (1 балл) проставляется студенту, который:

- знает основные исторические факты;

- знает главных исторических персонажей;

- умеет ориентироваться в историческим времени в пределах столетий и историческом пространстве в пределах основных исторических регионов;