Файл: Рабочая программа дисциплины История России наименование дисциплины (модуля).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 1 2 3 4
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Электронный учебно-методический комплекс «История России 2022»: https://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=19304
-
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
6.1. Перечень основной учебной литературы
1. История России: учебник для студентов вузов, абитуриентов / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2018. - 528 с. https://online.flipbuilder.com/bosf/ciie/mobile/index.html
2. Матюхин А.В. История России: Электронный ресурс: Учебник / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е. Азизбаева; под ред. А.В. Матюхина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Синергия, 2018. - 312 с. https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785425702722.html
3. История России: Электронный ресурс: Учебник и практикум для академического бакалавриата / П.А. Алипов, Е.А. Архипова, Е.В. Барышева [и др.]; под ред. К.А. Соловьева. - М.: Юрайт, 2018. - 252 с. https://urait.ru/bcode/413188
6.2 Перечень дополнительной литературы
1. Менщиков И.С. Методология истории: учебное пособие для вузов / Менщиков И.С. - Москва: Юрайт, 2022. - 208 с. https://urait.ru/bcode/497608
2. Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков: учебник для вузов / Питулько Г.Н., Полохало Ю.Н., Стецкевич Е.С., Шишкин В.В. - М.: Юрайт, 2022. - 129 с. https://urait.ru/bcode/489798
3. Всемирная история в 2 ч. Часть 2. История Нового и Новейшего времени: учебник для вузов/ Питулько Г.Н., Полохало Ю.Н., Стецкевич Е.С., Шишкин В.В. - М.: Юрайт, 2022. - 296 с. https://urait.ru/bcode/490429
4. Ольштынский, Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие / Л.И. Ольштынский - М.: Логос, 2017. - 408 с. https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785987045107.html
5. Волков В.А. История Россиис древнейших времен до конца XVII века: учебник и практикум для вузов / Волков Владимир Алексеевич; В. А. Волков. - М.: Юрайт, 2022. - 452 с.
6. Федоров, В. А. История России 1861-1917 гг. (с картами) : учебник для академического бакалавриата / В. А. Федоров, Н. А. Федорова. - 5-е изд., испр.- М.: Юрайт, 2018. - 376 с. https://urait.ru/bcode/412515
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). - http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
Архив номеров журнала «Российская история» («Отечественная история»). – Архив выпусков «Отечественная история» (1992–2008) | Журнал "Российская история" (xn----7sbxcach3agmieaceq1th.xn--p1ai)
Российское историческое общество. – Российское историческое общество - Российское историческое общество (historyrussia.org)
Российское военно-историческое общество. – Российское военно-историческое общество (histrf.ru)
Архив номеров журнала «Социальная история». Социальная история. Ежегодник. | Институт российской истории РАН (iriran.ru)
Русский музей. – Русский музей (rusmuseum.ru)
Третьяковская галерея. – Третьяковская галерея — главный музей национального искусства России (tretyakovgallery.ru)
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
8.1. Перечень информационных технологий
Автоматизированная система ИнфоБелГУ: Учебный процесс, https://dekanat.bsu.edu.ru/
СЭО «Пегас», https://pegas.bsu.edu.ru/
8.2. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Pro Plus 2016 (Подписка Microsoft, договор АУ-458/2020 от 22.12.2020).
Браузеры: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera.
8.3. Перечень информационных справочных систем:
ИПО Гарант (Договор № ЭПС-НВ-1-5038/Д-231/9 от 01.01.2019);
СПС КонсультантПлюс (Договор № АУ-249/2020-МСП от 21.07.2020).
9. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
9.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения основной образовательной программы в соответствии с картой компетенций:
Код компетенции | УК-5 |
Код этапа формирования компетенции в соответствии с картой компетенций ОПОП | 1 |
9.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Код и уровни освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня компетенции) | Критерии оценивания результатов обучения | |||
неудовлетворительно / не зачтено | удовлетворительно / зачтено | хорошо / зачтено | отлично / зачтено | ||
УК-5 | | | | | |
I уровень | Знать: - основные направления, проблемы, теории и методы истории; - движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; - различные подходы к оценке и периодизации отечественной и всемирной истории; - основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней; - выдающихся деятелей отечественной истории; - важнейшие достижения российской культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | Не знает: - основные направления, проблемы, теории и методы истории; - движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; - различные подходы к оценке и периодизации отечественной и всемирной истории; - основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней; - выдающихся деятелей отечественной истории; - важнейшие достижения российской культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | Не достаточно хорошо знает: - основные направления, проблемы, теории и методы истории; - движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; - различные подходы к оценке и периодизации отечественной и всемирной истории; - основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней; - выдающихся деятелей отечественнойистории; - важнейшие достижения российской культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | Хорошо знает: - основные направления, проблемы, теории и методы истории; - движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; - различные подходы к оценке и периодизации отечественной и всемирной истории; - основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней; - выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; - важнейшие достижения российской культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | Отлично знает: - основные направления, проблемы, теории и методы истории; - движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; - различные подходы к оценке и периодизации отечественной и всемирной истории; - основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней; - выдающихся деятелей отечественнойистории; - важнейшие достижения российской культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. |
Уметь: - преобразовывать информацию в знание, осмысливать ключевые процессы, события и явления исторической жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий истории России; - логически мыслить, вести научные дискуссии; - работать с разноплановыми источниками; - осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; - получать, обрабатывать и сохранять источники информации; - формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам отечественной истории. | Не умеет: - преобразовывать информацию в знание, осмысливать ключевые процессы, события и явления исторической жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий истории России; - логически мыслить, вести научные дискуссии; - работать с разноплановыми источниками; - осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; - получать, обрабатывать и сохранять источники информации; - формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам отечественной истории. | Испытывает трудности при: - преобразовывать информацию в знание, осмысливать ключевые процессы, события и явления исторической жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - соотношении общих исторических процессов и отдельных фактов; выявлении существенных черт исторических процессов, явлений и событий истории России; - логическом мышлении, ведении научных дискуссий; - работе с разноплановыми источниками; - осуществлении эффективного поиска информации и критике источников; - получении, обработке и сохранении источников информации; - формировании и аргументировано отстаивании собственной позиции по различным проблемам отечественной истории. | Умеет с помощью преподавателя - - преобразовывать информацию в знание, осмысливать ключевые процессы, события и явления исторической жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий истории России; - логически мыслить, вести научные дискуссии; - работать с разноплановыми источниками; - осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; - получать, обрабатывать и сохранять источники информации; - формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам отечественной истории. | Умеет самостоятельно - преобразовывать информацию в знание, осмысливать ключевые процессы, события и явления исторической жизни России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий истории России; - логически мыслить, вести научные дискуссии; - работать с разноплановыми источниками; - осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; - получать, обрабатывать и сохранять источники информации; - формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам отечественной истории. | |
Владеть: - навыками анализа исторических источников; - приемами ведения дискуссии и полемики; - представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма. | Не владеет - навыками анализа исторических источников; - приемами ведения дискуссии и полемики; - представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма. | Недостаточно владеет - навыками анализа исторических источников; - приемами ведения дискуссии и полемики; - представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма. | Хорошо владеет - навыками анализа исторических источников; - приемами ведения дискуссии и полемики; - представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма. | Свободно владеет - навыками анализа исторических источников; - приемами ведения дискуссии и полемики; - представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма. | |
II уровень | Знать: - правила коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий; - этические и межкультурные нормы коммуникации. | Не знает: - правила коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий; - этические и межкультурные нормы коммуникации | Испытывает трудности при - определении правил коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий; - определении этических и межкультурных нормы коммуникации | Хорошо знает: - правила коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий; - этические и межкультурные нормы коммуникации | Отлично знает: - правила коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий; - этические и межкультурные нормы коммуникации |
Уметь: взаимодействовать с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения, соблюдения этических норм | Не умеет взаимодействовать с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения, соблюдения этических норм | Испытывает трудности при взаимодействии с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения, соблюдения этических норм | Умеет с помощью преподавателя взаимодействовать с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения, соблюдения этических норм | Умеет самостоятельно взаимодействовать с представителями иных национальностей и конфессий на основе взаимного уважения, соблюдения этических норм | |
Владеть: навыками коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм. | Не владеет навыками коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм. | Испытывает трудности при использовании навыков коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм. | Хорошо владеет навыками коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм. | Свободно владеет навыками коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий, навыками межкультурного взаимодействия на основе этических норм. |
9.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
9.3.1. Балльно-рейтинговая система оценки качества освоения учебной дисциплины
Виды учебной работы (соотнесенные с разделами, частями, темами дисциплины или соответствующие дисциплине в целом) | Баллы (о) | |
1. Работа на практических занятиях (по 2 балла за 26 занятий) | 52 | |
2. Работа с историческими источниками и материалами (по 2 балла за 3 работы) | 6 | |
3. Подготовка учебно-исследовательских проектов (по 10 баллов за 2 проекта) | 20 | |
4. Доклад / реферат | 2 | |
5.Итоговое тестирование | 20 | |
Количество баллов (max) | 100 | |
Шкала оценивания:
Не зачтено (баллов включительно) | Зачтено (баллов включительно) |
0 - 64 | 65 - 100 |
Описание шкалы оценивания
Итоговая оценка выставляется на основе совокупного рейтинга по дисциплине, по критериям, заданным в системе электронного обучения «Пегас»: оценивание на основе рейтинговой шкалы в 100 баллов максимального значения, «не зачтено» – 64 и менее баллов, «зачтено» – 65 - 100 баллов. Для получения зачета прохождение итогового тестирования обязательно.
9.3.1. Работа на практических занятиях.
Примеры заданий семинарского (практического) занятия:
Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв.: между Востоком и Западом.
1) Политическая раздробленность Древней Руси в XII – XIII вв.
2) Монголо-татарское нашествие на русские земли и его влияние на дальнейшее развитие русских земель и культуру.
3) Борьба Руси с немецко-шведской агрессией в XIII – XV вв.
Критерии оценивания:
Оценка “отлично” (2 балла) проставляется студенту, который:
- знает предусмотренные программой изучения исторические факты в полном объеме, умеет устанавливать их последовательность и преемственность, а также взаимосвязь и взаимообусловленность, умеет давать оценку исторического места и значения характеризуемых событий и явлений;
- знает имена исторических персонажей, предусмотренных программой изучения, умеет давать им характеристику и оценивать их вклад и роль в истории;
- умеет свободно ориентироваться в историческим времени и историческом пространстве, знает даты основных исторических событий и хронологические рамки основных исторических явлений, умеет осуществлять синхронизацию событий в отечественной истории, а также синхронизировать их с событиями мировой истории;
- знает дискуссионные варианты научной интерпретации исторических фактов и умеет дать характеристику существующих в науке точек зрения.
Оценка “хорошо” (1,5 балла) проставляется студенту, который:
- знает предусмотренные программой изучения исторические факты в полном объеме, умеет устанавливать их последовательность и преемственность исторических событий и явлений;
- знает имена исторических персонажей, предусмотренные программой изучения;
- умеет ориентироваться в историческим времени в пределах столетий и историческим пространстве в пределах основных историчесих регионов, знает даты основных исторических событий и хронологические рамки основных исторических явлений, знает основные историко-географические наименования;
- затрудняется в установлении взаимосвязи и взаимообусловленности исторических событий и явлений;
- затрудняется в оценке исторического места и значения характеризуемых событий и явлений;
- затрудняяется в характеристике исторических персонажей и оценке их роли в истории;
- не умеет осуществлять синхронизацию событий отечественной истории, а также синхронизировать их с событиями мировой истории;
- не знает дискуссионнрых вариантов научной интерпретации исторических фактов и не умеет давать характеристику существующих в науке точек зрения.
Оценка “удовлетворительно” (1 балл) проставляется студенту, который:
- знает основные исторические факты;
- знает главных исторических персонажей;
- умеет ориентироваться в историческим времени в пределах столетий и историческом пространстве в пределах основных исторических регионов;