Файл: Рабочая программа дисциплины История России наименование дисциплины (модуля).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультации.
При подготовке к итоговому тестированию студенту есть смысл пройти самостоятельно итоговый тест по истории, размещенный в системе «Пегас».
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
– уровень освоения учебного материала;
– умение использовать теоретические знания и практические умения
при выполнении профессиональных задач;
– уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
– оформление материала в соответствии с требованиями.
10.2. Методические рекомендации по работе на практических занятиях
Работа на практических занятиях осуществляется в соответсвии с планом семинарских заняий. Подготовка к практическому занятию предполагает изучение материалов лекций, рекомендованной учебной литературы, исторических источников а также новейших научных исследований. Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по разделам дисциплины или дисциплине в целом. Контроль знаний студента может осуществлться как в устной, так и в письменной форме.
При подготовке к практическому занятию студент должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме. При этом студент должен иметь конспект лекций, а также конспекты вопросов, изучаемых на конкретном практическом занятии.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на такой форме работы как конспектирование. Под конспектированием обычно понимают краткое изложение материала в письменной форме. При составлении конспекта студент должен ориентироваться на конкретные рекомендации по подготовке того или иного вопроса, обозначенные в плане семинарских занятий, либо озвученные преподавателем. Материал в конспекте может излагаться в свободной форме – в переложении, в виде схем, таблиц и т.п., а также с включением цитат и другой необходимой информации.
10.3. Методические рекомендации по работе с историческими источниками.
Для работы на практических занятиях студентами неисторических специальностей как правило используются опубликованные источники - письменные, фонические. Прежде чем переходить к анализу источника студенту следует провести самостоятельную оценку степени его объективности. Для этого устанавливается вид и тип источника (здесь необходимо обратиться к знаниям, полученным в ходе изучения тем по теории и методологии истории), например - письменный источник нормативного характера. Также необходимо обратить внимание на место и время создания источника, авторство (в т.ч. дать социальную характеристику автора), цель создания, является ли изучаемый источник первичным либо вторичным (составлен на основе других источников), а также учесть другие обстоятельства, влияющие на степень объективности источника. После оценки степени объективности (условно её можно определить как низкую, среднюю или высокую), следует перейти к анализу источника. Для начала необходимо несколько раз внимательно ознакомиться с текстом (письменным, фоническим и др.). Дале следует установить точное значение использованных в источнике слов, т.к. с течением времени этимология того или иного слова могла значительно или даже кардинально измениться, многие слова вышли из употребления. Особенного внимания требуют термины, правовые нормы, названия и т.п. Также на данном этапе необходимо попытаться понять автора источника, представить ситуацию, в которой он находился, но не переносить собственные представления в иную историческую реальность. Далее следует перейти непосредственно к работе с содержанием источника, выяснить какая конкретная историческая информация в нем содержится и насколько она может соответствовать реальной исторической действительности. Необходимо также внимательно ознакомиться с вопросами и рекомендациями, которые задает преподаватель перед выполнении данного задания. Далее следует составить развернутый письменный ответ, который будет содержать все перечисленные выше пункты.
10.4. Методические рекомендации по подготовке учебно-исследовательского проекта.
Любой учебно-исследовательский проект студентов должен содержать элементы научного характера. Он может оформляться в виде научного доклада и презентации, которые, как правило, включают в себя три части, соотносящие между собой в определенной пропорции по объему и связанных определенной логикой по смыслу: Введения, Основной части и Заключения.
Введение. В начале Введения в очень краткой форме дается обоснование актуальности исследуемой темы. За обоснованием актуальности темы следует описание степени ее разработанности в научной литературе.
После анализа литературных источников и определения степени разработанности темы следует формулировка общей цели исследования.
Сформулированная общая цель (она, как правило, одна) далее конкретизируется в нескольких частных задачах, которые должны соотноситься с общей целью как конкретные тактические шаги на пути к реализации намеченной стратегии. Если цель в научном исследовании чаще одна, то задач может быть несколько – три, четыре, пять и т.д., – в зависимости от широты исследования, вида и объема работы.
Следующее место в логической схеме Введения занимает формулировка объекта и предмета исследования. Эти понятия довольно близки между собой и нередко их дифференциация вызывает у начинающего исследователя серьезные затруднения. Понятие «объект» более широкое по сравнению с понятием «предмет». Объект указывает на границы сферы исследования, называет то явление (или процесс), на который будет направлен поиск исследователя. Предмет же указывает на ту конкретную сторону явления или процесса (объекта), которая будет подвергаться исследованию.
В конце Введения характеризуется общая структура работы, т.е. перечисляются все ее составные элементы – в том порядке, в котором они следуют в работе.
Основная часть, как уже указывалось выше, имеет более свободную композицию по сравнению с Введением. Структура основной части в значительной мере определяется спецификой темы, самой логикой ее исследования, а также характером работы – ограничивается работа теоретическим исследованием, или имеет практическую направленность, или сочетает в себе теоретическую часть с экспериментальной и т.д.
Обычно основная часть учебно-исследовательского проекта состоит из двух-трех разделов, которые называются главами. Каждая глава имеет свое название (заглавие обязательно) и выполняет определенную функцию в общей логике изложения материала. Глава, в свою очередь, может подразделяться на более мелкие подразделы – параграфы, которые тоже озаглавливаются в обязательном порядке.
Как правило, основная часть работы представляет собой не что иное, как последовательное решение поставленных во Введении задач. Обычно и сами названия подразделов (параграфов) основной части перекликаются, а отчасти даже совпадают с формулировками задач во Введении. Каждый раздел (глава, параграф) должен заканчиваться коротким обобщением. Эти обобщения являются промежуточными выводами, которые будут суммированы в конце работы – в заключении, и на их основе будут сформулированы окончательные выводы, отвечающие общей цели исследования.
Последний из крупных структурных элементов научного текста – Заключение. По объему оно составляет, как и Введение, от 5 до 10 % текста в целом. По важности Заключению принадлежит, пожалуй, первое место. Именно по Заключению работы можно судить о глубине понимания автором проблемы, осознанности путей ее решения и вообще – о степени развитости у автора логического мышления. Заключение должно подводить итог всему научному исследованию; его назначение – показать результат всей проделанной работы.
Начинается Заключение с краткого воспроизведения логической схемы исследования и очень краткого перечисления основных этапов работы с промежуточными выводами по каждому из них. Промежуточные выводы должны содержать в себе прямые ответы на поставленные во введении задачи исследования. Затем следует обобщение и формулируются выводы по всей работе, которые прямо соотносятся с целью исследования, обозначенной во введении.
После Заключения – в соответствии с общепринятой структурой научного текста – следует Библиографический список.
Белгородский государственный историко-краеведческий музей
Музейное занятие представляет собой учебно-исследовательский проект студента, посвященный истории и культуре Белгородской области.
Алгоритм выполнения и подготовки проекта:
Студент получает и изучает список с названиями разделов экспозиции Белгородского государственного историко-краеведческого музея.
-
Выбирает один раздел экспозиции. -
Приходит в музей и описывает стенд экспозиции. Описывает все предметы. Использование музейного информационного киоска (информата) обязательно для поиска и работы с материалами музея.
Вариант: описание какого-либо уникального/крупного экспоната (например: тачанка, крупные предметы мебели, фотографии участников Великой Отечественной войны и т.д.).
-
На основе описания предметов из экспозиции студент готовит рассказ по этой теме. Также используя литературу, найденную им найденную им в Научной библиотеке им. Н.Н. Страхова НИУ «БелГУ», краеведческом отделе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. -
Если есть какой-либо памятник/ строение в Белгороде, имеющее отношение к названию экспозиции, то студент его ищет в городе и фотографирует. -
Подготовка презентации по проекту с использованием фотографий предметов экспозиции. Студент должен внимательно изучить сайт музея, на котором они представлены. Обязательно сделать на ссылку на сайт музея, с которого взяты фотографии экспозиции и отдельных предметов. Также в презентацию добавляются фотографии городских/сельских объектов (строения, памятники и т.д.), имеющие непосредственное отношение к теме проекта, сделанные студентом. -
Представление проекта (устно и/или письменно).
Варианты для студентов дистанционной формы обучения:
1) Использование материалов музея, находящегося в том городе, в котором живет студент.
2) Описание сайта музея, если у студента нет возможностей лично посетить какой-либо музей по месту жительства.
Информаты Белгородского государственного историко-краеведческого музея:
1. Путешествие по Белгородской черте
2. Белгородский край в начале XX в.
3. Выдающиеся люди Белгородчины
Раздел Белгородского государственного историко-краеведческого музея на платформе для создания интерактивных гидов с технологией дополненной реальности Министерства культуры России «Артефакт»
Ссылка: https://ar.culture.ru/ru/museum/belgorodskiy-gosudarstvennyy-istoriko-kraevedches
Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление».
Музейное занятие представляет собой учебно-исследовательский проект студента, посвященный истории Белгородчины в годы Великой Отечественной войны.
Студент получает и изучает примерный список тем, связанных с научно-методической и экспозиционной деятельностью Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление».
-
Выбирает одну тему исследования. -
Приходит в музей и знакомится с постоянной экспозицией музея. Описывает все предметы, относящиеся к избранной теме исследования. -
На основе описания предметов из экспозиции студент готовит рассказ по этой теме. Также используя литературу, найденную им в Научной библиотеке им. Н.Н. Страхова НИУ «БелГУ», краеведческом отделе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. -
Если есть какой-либо памятник/строение в Белгороде, имеющее отношение к названию экспозиции, то студент его ищет в городе и фотографирует. -
Подготовка презентации по проекту с использованием фотографий предметов экспозиции. Студент должен внимательно изучить сайт музея, на котором они представлены. Обязательно сделать на ссылку на сайт музея, с которого взяты фотографии экспозиции и отдельных предметов. Также в презентацию добавляются фотографии городских/сельских объектов (строения, памятники и т.д.), имеющие непосредственное отношение к теме проекта, сделанные студентом. -
Представление проекта (устно и/или письменно).
Варианты для студентов дистанционной формы обучения:
1) Использование материалов музея, находящегося в том городе, в котором живет студент.
2) Описание сайта музея, если у студента нет возможностей лично посетить какой-либо музей по месту жительства.
Раздел Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» на платформе для создания интерактивных гидов с технологией дополненной реальности Министерства культуры России «Артефакт»