Файл: Факторы Вопросы для анализа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Воспользуйтесь данными ранее выполненных упражнений и разработайте перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на

функционирование вашего предприятия. Выберете 10 факторов, представляющих наибольшие угрозы и наиболее благоприятные возможности для отрасли вашей организации, и заполните в своей табл. графу 1.

  1. Оцените значимость каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное) и заполните в табл. графу 2. Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.

  2. Дайте оценку степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-балльной (Шкале: «пять» сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» отсутствие воздействия, угрозы). Заполните в табл. графу 3.

  3. Определите взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и рассчитайте суммарную взвешенную оценку воздействия факторов макросреды на предприятие. Заполните в табл. графу 4.

  4. Суммируйте оценки возможностей и угроз, определите степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.

В приведенном в табл. 5 примере суммарные взвешенные оценки возможностей (1,55) и угроз (1,50) уравновешены, реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.

Сделайте выводы.

Приобретение навыков
проведения SWOT-анализа для выявления стратегических проблем развития организации.

Задание 4. Используя SWOT-анализ, выявите и дайте оценку стратегических проблем предприятия, на котором вы проходили практику (или любого другого известного предприятия). Определите перспективные стратегические направления развития предприятия.

Выполните следующие действия:

  1. Разработайте перечень сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, актуальных для ситуации вашего предприятия.

  2. Разработайте матрицу сильных и слабых сторон. На основе соотношения сильных и слабых сторон оцените конкурентоспособность организации. Выберете по 3 наиболее значимых характеристик для дальнейшего анализа. Продумайте, как эти характеристики могут измениться в будущем. Предложите альтернативы на основе анализа сильных и слабых сторон.

  3. Разработайте матрицу возможностей. Выберете 3 наиболее значимых возможностей для дальнейшего анализа и предложите альтернативы стратегических решений.

  4. Разработайте матрицу угроз. Выберете 3 наиболее значимых характеристик для дальнейшего анализа. Предложите альтернативы стратегических решений.

  5. Разработайте сводную матрицу SWOT-анализ, оцените все

выявленные альтернативы и сделайте стратегический выбор.

Методические указания.


Шаг 1. Для составления списка сильных и слабых сторон (факторы внутренней среды), угроз и возможностей (факторы внешней среды) воспользуйтесь примерным набором характеристик, предложенным Томпсоном и Стрикландом (табл. 6.). Выберете из списка те характеристики, которые свойственны для ситуации вашего предприятия. Уточните и конкретизируйте некоторые характеристики, удалите не актуальные, дополните перечень своими характеристиками.

Таким образом, в новом списке может оказаться несколько десятков сильных и слабых сторон, угроз и возможностей.

Шаг 2. Далее следует воспользоваться соответствующим разделом теоретической части темы и составить следующие четыре матрицы: матрицы сильных и слабых сторон, матрицу возможностей и матрицы угроз. В результате этих процедур можно сделать предварительную оценку стратегического положения фирмы, получить несколько альтернатив стратегических решений и выбрать наиболее значимые факторы внутренней и внешней среды для дальнейшего анализа.

Таблица6

Характеристики компонентов SWOT анализа


Сильные стороны:

  1. выдающаяся компетентность;

  2. адекватные финансовые ресурсы;

  3. высокая квалификация;

  4. хорошая репутация у покупателей;

  5. первенство на рынке;

  6. наличие стратегии в функциональных сферах деятельности;

  7. возможность получения экономики от роста объема производства;

  8. наличие современных технологий;

  9. преимущество в области издержек;

  10. защищенность от конкурентного давления;

  11. проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

  1. нет ясных стратегических направлений;

  2. ухудшающаяся конкурентная позиция;

  3. устаревшее оборудование;

  4. низкая прибыльность;

  5. недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;

  6. отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;

  7. плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

  8. уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

  9. отставание в области исследований;

  10. слабое представление о рынке.

Возможности:

  1. выход на новые рынки или сегменты рынка;

  2. увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;

  3. вертикальная интеграция;

  4. возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

  5. самодовольство среди конкурирующих фирм;

  6. ускорение роста рынка.

Угрозы:

  1. возможность появления новых конкурентов;

  2. рост продаж замещающего продукта;

  3. замедление роста рынка;

  4. неблагоприятная политика правительства;

  5. возрастающее конкурентное давление;

  6. рецессия и затухание делового цикла;

  7. возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;

  8. изменение потребностей и вкусов потребителей.



Обратите внимание, что внутренние силы и слабости и внешние возможности и угрозы, при изменении ситуации могут поменяться местам. Например, угроза, действующая на все фирмы в отрасли, может стать возможностью для сильнейшей фирмы, так как способна ослабить конкурентов и освободить ниши рынка. Сила, из-за ее большой инерции¸ может стать источником сопротивления организационным изменениям при реализации новой стратегии. Поэтому при анализе следует рассматривать не только текущую ситуацию, но и прогнозировать ее изменение.

Примеры стратегических альтернатив для некоторых лидирующих в рейтинге среды факторов:

а) Возможность «Слабость конкурента» может привести к увеличению доли рынка и к появлению новых клиентов. Чтобы воспользоваться этой возможностью, следует упрочить свои позиции на данной нише рынка. При очень бедственном положении конкурента, предложить ему объединиться для устранения других конкурентов.

б) Угроза «Потеря поставщика», вероятно, приведет к срыву поставок, финансовым убыткам, потере клиентов, падению авторитета фирмы. Компенсировать эту угрозу можно улучшением деловых отношений, рассмотрению и, если возможно, решению существующей проблемы, заключению контрактов с другими поставщиками на экстренные заказы.

в) Сила производственного фактора «Наличие высокотехнологичного оборудования» должна быть направлена привлечение новых покупателей посредством маркетинговых мероприятий.

г) Слабость организационного фактора «Низкая реакция на изменение рыночной ситуации» может быть компенсирована улучшением координирования деятельности подразделений.


Дайте ответы на следующие вопросы:

Как используются в стратегическом управлении выявленные сильные стороны, являются ли они ключевым моментов в реализации стратегических планов компании?

Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и необходима ли их корректировка?

Насколько эффективно компания использует выявленные благоприятные возможности?

Какие угрозы должны наиболее беспокоить руководство и достаточны ли принимаемые защитные меры?

Шаг 3. Следующий этап SWOT анализа составление сводной матрицы комплексного анализа.

Здесь необходимо перебрать все возможные комбинации пар внутренних и внешних факторов для каждого поля сводной матрицы. При этом может оказаться, что некоторые пары приводят к одному и тому же стратегическому решению, а другие пары не дают никаких решений.

Для поля «Сила – Возможность» разрабатываются стратегии о том, как на основе сильных сторон компания можно извлечь выгоду из имеющихся возможностей. Например, сила производственного фактора «Наличие высокотехнологичного оборудования» может способствовать реализации возможности «Слабость конкурента» только при условии принятия стратегии увеличения доли рынка.

Для поля «Слабость Угроза» приемлемы стратегии защитного типа и в первую очередь предназначены для минимизации слабых сторон и ухода от угроз. В примере «Слабость организационного фактора «Низкая реакция на изменение рыночной ситуации» и «Угроза «Потеря поставщика» может быть компенсирована улучшением