Файл: Методические рекомендации молодому специалисту Памятка молодому учителю при подготовке к уроку Как подготовить современный урок.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
Всё о домашнем задании
Виды домашних заданий
-
К урокам изучения нового материала-
Заучивание материала учебника и его пересказ; -
Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке; -
Сбор материалов из дополнительных источников;
-
-
К урокам обобщения-
Ответы на специально поставленные вопросы учителя; -
Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; -
Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану; -
Выделение в тексте основного и второстепенного материала; -
Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа; -
Подборка дополнительного материала по теме;
-
-
К урокам обучения применять знания-
Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц ); -
Решение задач, аналогичных классным; -
Решение задач нестандартных; -
Решение задач с меж предметными связями; -
Самостоятельное составление задач; -
Самостоятельное изучение несложного материала; -
Работа над ошибками;
-
-
К урокам контроля и проверки знаний-
Письменные ответы на вопросы; -
Домашняя контрольная работа; -
Решение нестандартных задач;
-
Способы задачи домашнего задания
-
Выполнить Д. З. по заданному образцу.
На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)
-
Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться. -
Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание. -
Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …) -
Карточки для слабых учащихся:
-
с пропусками, которые нужно заполнить -
с ошибками, которые нужно исправить -
с неоконченными решениями.
На доске чертеж
-
составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам) -
решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам) -
составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).
-
Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам) -
Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю). -
Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.
Способы проверки домашнего задания
-
У доски ученик решил домашний пример-
Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.
-
b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)
-
Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся
a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;
b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.
-
У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д. -
В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.
Самоанализ урока
Класс:
Тема урока:
Тип урока и его структура:
-
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? -
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)
Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?
-
Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. -
Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала? -
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап? -
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями? -
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся? -
Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся. -
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? -
Наметить перспективы своей деятельности.
Структура урока
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Структура урока изучения нового материала:
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
Структура урока формирования умений и навыков:
Структура урока повторения:
Структура урока проверки знаний:
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
Структура повторительно-обобщающего урока:
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
|
Структура уроков учителей-новаторов: Система преподавания Л.В. Маховой:
Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
|
Требования к уроку
Дидактические требования к современному уроку:
-
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; -
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; -
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; -
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; -
реализация на уроке всех дидактических принципов; -
создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|