Файл: 1 Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционноправовое регулирование их статуса 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение 3

1 Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционно-правовое регулирование их статуса 5

1.1 Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации 5

1.2 Распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации 9

1.3 Виды субъектов Российской Федерации и их правовой статус 13

2 Особенности правового статуса республик в Российской Федерации 18

2.1 Конституционное устройство республик в Российской Федерации 18

2.2 Место основных законов республик в конституционно-правовой системе РФ 22

2.3 Проблемы взаимоотношения республик с федеральными органами государственной власти 27

Заключение 30

Библиографический список 32

Введение

Актуальность темы. Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности - федерализм - не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.

Установление конституционно-правового статуса субъекта федерации имеет существенное значение для любого федеративного государства, так как статус субъекта во многом определяет характер федеративных отношений, которые складываются внутри федерации и положение субъектов федерации в системе этих отношений. В связи с определением статуса республик в составе Российской Федерации возникает, на мой взгляд, ряд вопросов, требующих своего анализа и рассмотрения:

Во-первых, какое содержание вкладывается в понятие конституционно-правового статуса субъекта федерации.

Во-вторых, необходимо выяснить, отличается ли статус республик от статуса других субъектов Российской Федерации.

Не менее важным, на наш взгляд, является проблема понимания народного, национального и государственного суверенитета в Российской Федерации различными субъектами политико-правовых отношений.

Степень разработанности темы. Тема «конституционно-правового статуса республик в РФ» рассматривалась в науке такими авторами, как: Э. Р. Диваева, Е. З. Суфянова, А. Л. Бредихин, С. М. Фомичев, Г. Н. Ниязова А. К. Арикенов, И. В. Яковлев и другими.


Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с конституционно-правовым статусом республик в РФ.

Предмет исследования – совокупность нормативно-правовых норм, регулирующих конституционно-правовой статус республик в РФ.

Целью настоящего исследования является анализ конституционно-правового статуса республик в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации;

- рассмотреть распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

- изучить виды субъектов Российской Федерации и их правовой статус;

- рассмотреть конституционное устройство республик в Российской Федерации;

- представить место основных законов республик в конституционно-правовой системе РФ;

- определить проблемы взаимоотношения республик с федеральными органами государственной власти.

Методы исследования - конкретно-социологический, логический, формально-юридический методы, сравнительно-правовой.

Нормативно-правовую базу составили: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации, Конституция Российской Федерации.

Теоретическая значимость исследования. Представленные в данной работе сведения могут быть использованы в учебном процессе по теме «конституционно-правового статуса республик в РФ» по таким дисциплинам, как: «Конституционное право», «Теория государства и права» и др.

Практическая значимость исследования. Представленные в работе теоретические аспекты могут быть использованы в практической деятельности органов государственной власти, а также в процессе преподавания.

Структура представленной работы соответствует логике, цели и задачам исследования и представлена введением, двумя главами, заключением и библиографией.

1 Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционно-правовое регулирование их статуса

1.1 Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации
Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации имеет первостепенное значение для обеспечения эффективного управления, регионального развития и сохранения национального единства. Конституция Российской Федерации обеспечивает основу для определения прав, обязанностей и полномочий субъектов в рамках федеральной системы.



Статус субъектов Российской Федерации в первую очередь регулируется Конституцией Российской Федерации. Статья 5 Конституции определяет федеративное устройство и устанавливает принципы суверенитета и территориальной целостности. В нем субъекты признаются равноправными участниками федерации и гарантируется их право самостоятельно определять свое будущее, включая создание и развитие своих государственных структур.1

Федерализм является краеугольным камнем конституционного регулирования статуса субъектов Российской Федерации. В нем воплощены принципы разделения полномочий между федеральным правительством и субъектами, признания их автономии и сотрудничества между двумя уровнями управления. Принципы федерализма призваны обеспечить баланс между централизацией и региональной автономией, обеспечивая эффективное управление страной при уважении прав и интересов субъектов.

Конституция предоставляет субъектам Российской Федерации определенную степень автономии и самоуправления. В нем признается их право создавать свои собственные конституции, законодательные органы, органы исполнительной власти и судебную систему в рамках федерального закона. Эта автономия позволяет субъектам решать региональные проблемы, принимать решения, отражающие их конкретные потребности и устремления, и активно участвовать в процессе управления.

Конституция разграничивает полномочия и ответственность субъектов Российской Федерации. В то время как определенные полномочия принадлежат исключительно федеральному правительству, субъекты сохраняют значительную власть в таких областях, как образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение и местное самоуправление. Они наделены полномочиями принимать законы и подзаконные акты, соответствующие федеральному законодательству, с учетом региональных проблем и приоритетов.1

Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации также охватывает принципы межгосударственных отношений. Конституция устанавливает механизмы сотрудничества, координации и взаимодополняемости между федеральным правительством и субъектами. Эти механизмы включают совместное принятие решений, процессы консультаций и создание федеральных органов для содействия межгосударственному взаимодействию и решению вопросов, представляющих общий интерес.


Статус субъектов Российской Федерации имеет экономические и фискальные аспекты. В то время как федеральное правительство определяет общую экономическую политику и фискальные рамки, субъекты имеют право разрабатывать и реализовывать свои собственные экономические стратегии в более широком национальном контексте. Они могут привлекать инвестиции, способствовать региональному развитию и управлять своими собственными бюджетами при условии соблюдения федерального налогового законодательства.

Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации основывается на принципе сохранения национального единства. В Конституции подчеркивается важность укрепления единства, уважения культурного разнообразия и защиты прав национальных меньшинств. Она поощряет межкультурный диалог, сохранение культурного наследия и содействие социальной сплоченности между различными регионами и народами Российской Федерации.1

Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации не является статичным, а зависит от конституционных поправок и меняющихся обстоятельств. Конституция предусматривает механизмы конституционных изменений, включая изменение региональных границ, создание новых субъектов или изменения в распределении полномочий между федеральным правительством и субъектами. Эти поправки обеспечивают преемственность и адаптируемость конституционных рамок для удовлетворения меняющихся потребностей и чаяний субъектов и нации в целом.

Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации придает большое значение защите прав и равенству. Он гарантирует основные права и свободы лиц, проживающих на территориях субъектов, независимо от их национальности или этнической принадлежности. Конституция запрещает дискриминацию и обеспечивает равное обращение в соответствии с законом, поощряя инклюзивность, социальную справедливость и защиту прав меньшинств в рамках субъектов.

Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации включает в себя механизмы судебного надзора и разрешения споров. Субъекты имеют право обращаться за средствами правовой защиты через судебную систему, включая конституционные суды и другие соответствующие правовые институты. Эти органы играют решающую роль в толковании и обеспечении соблюдения конституционных положений, касающихся статуса и прав субъектов, обеспечивая справедливое и беспристрастное разрешение споров.1


В заключение следует отметить, что конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации представляет собой сложный и многогранный процесс. Она включает в себя конституционные положения, принципы федерализма, автономию и самоуправление субъектов, полномочия и ответственность, межправительственные отношения, экономические и фискальные аспекты, сохранение национального единства, конституционные поправки, защиту прав и равенство, а также судебный надзор. Эти сложные конституционные рамки обеспечивают основу для эффективного управления и развития субъектов Российской Федерации. Поддерживая эти конституционные принципы, нация может способствовать гармоничному балансу между центральной властью и региональной автономией, способствовать региональному развитию, защищать права личности и сохранять единство и многообразие Российской Федерации.
1.2 Распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации
Распределение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации является фундаментальным аспектом федеративной системы страны. В нем разграничиваются полномочия, ответственность и сферы компетенции, закрепленные за каждым уровнем управления.

Распределение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Конституция обеспечивает правовую основу для определения полномочий и ответственности федерального правительства и субъектов. В нем излагаются общие принципы разделения властей, обеспечивающие четкое разграничение компетенций между двумя уровнями управления.1

Конституция наделяет Российскую Федерацию определенными исключительными полномочиями. Эти полномочия включают национальную оборону, внешнюю политику, денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, таможенное регулирование и общую защиту прав человека и гражданских свобод. Федеральное правительство уполномочено принимать законы и подзаконные акты в этих областях, обеспечивая единообразие и согласованность по всей стране.

Существуют сферы управления, в которых как Российская Федерация, так и субъекты имеют параллельные полномочия. Параллельные полномочия предполагают совместное принятие решений и способность обоих уровней управления издавать законы в конкретных областях. Например, образование, здравоохранение, культура и охрана окружающей среды относятся к числу областей, где как федеральное правительство, так и субъекты обладают законодательными полномочиями. В этих областях федеральные законы обеспечивают основу, в то время как субъекты обладают гибкостью для адаптации политики к своим региональным потребностям и обстоятельствам.