Файл: 1 Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционноправовое регулирование их статуса 5.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 Особенности правового статуса республик в Российской Федерации
2.1 Конституционное устройство республик в Российской Федерации
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находится 21 республика. Республика в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.1
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов Российской Федерации. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти. Высшие органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю территорию республики.
Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется также и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя Конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции.
Каждая республика принимает свою Конституцию, которая законодательно закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления.
Конституции республик принимаются ими самостоятельно, они не нуждаются в последующем утверждении высшими органами государственной власти Российской Федерации.
Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части.
Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном собрании Российской Федерации. Она имеет право обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.
Республики в составе Российской Федерации самостоятельно определяют систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики.
Каждая республика имеет свой представительный и законодательный орган (парламент); главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.
При Президенте Российской Федерации имеются постоянные представительства республик в составе Российской Федерации, главной задачей которых является координация взаимодействия республиканских правительств с администрацией Президента Российской Федерации.
Важным компонентом конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации является наличие республиканского гражданства. Каждая республика имеет свое гражданство.
Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и другие ценности национального достояния. Эти объекты используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народов этих республик.1
Согласно Конституции Российской Федерации республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком – государственным языком Российской Федерации. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и развитие.
Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций.
Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Федеративному договору.
Одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также на столицу.
Каждая республика самостоятельно утверждает свой Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн - официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.
Республики в составе Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем, статус республики не может быть изменен и без ее согласия. Республика вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании.1
Предметы совместного ведения федерации и республик в ее составе можно разделить на три группы.
В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и республик в ее составе находится, прежде всего, обеспечение соответствия Конституций и законов республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В совместном ведении Российской Федерации и республик находятся защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национального меньшинства; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.
К совместному ведению Российской Федерации и республик в ее составе отнесен большой круг вопросов законодательного регулирования.
2.2 Место основных законов республик в конституционно-правовой системе РФ
Понятия правового статуса и конституционно-правового статуса республики очень близки, но все же имеются отличия. Конституционно- правовой статус включает в себя те элементы статуса, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и конституции соответствующей республики. Понятие правового статуса республики шире по своему объему, поскольку наряду с конституционно-правовым статусом включает и другие элементы статуса, непосредственно в указанных конституциях не закрепленные.1
Конституционно-правовой статус республик предполагает наличие у них конституционных прав и обязанностей. При этом, очевидно, следует различать права и обязанности, принадлежащие самой республике и права и обязанности отдельных органов государственной власти и должностных лиц республики. Права и обязанности республики носят первичный характер. Они, так или иначе, касаются положения республики в системе федеративных отношений, ее взаимодействия с федеральным центром в лице соответствующих федеральных органов государственной власти. Указанные права и обязанности закрепляются в первую очередь в Конституции Российской Федерации и Конституции республики, а затем могут детализироваться в иных законодательных актах. От имени республики осуществляют ее права и несут ее обязанности специально уполномоченные на то высшие органы государственной власти республики. Эти права и обязанности можно обозначить как статусные. При этом, как отмечалось в отечественной юридической литературе, все эти обязанности можно разделить на две группы: обязанности соблюдать (запреты) и обязанности исполнять (позитивное обязывание).
Государственные органы и должностные лица республики имеют огромную массу других прав и обязанностей, которые носят вторичный характер, поскольку являются производными от статусных прав и обязанностей и поскольку они осуществляются не от имени республики. Например, нормы Конституции Республики Татарстан о том, что «Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Аппарат Государственного Совета» (ст.82), а «Президиум Государственного Совета Республики Татарстан обеспечивает организацию работы Государственного Совета» (ст.83) предусматривают полномочия, которые назвать статусными никак нельзя.1
Кроме прав и обязанностей, правовой статус республик включает в себя гарантии провозглашенных прав. Обычно, когда речь идет о гарантиях, имеют в виду весь набор возможных гарантий: материальных, политических, правовых, социально-культурных (иногда идеологических). Правовой статус непосредственно включает в себя только правовые гарантии, все остальные остаются за пределами самого правового статуса, но, тем не менее, служат его укреплению и стабильности.
Понятие правового статуса содержит такой неотъемлемый элемент как ответственность за несоблюдение или неисполнение статусных обязанностей, анализ которой заставляет обратить внимание на одно очень важное обстоятельство: ответственность республик как субъектов Российской Федерации выражается в ответственности их высших органов государственной власти, прежде всего в виде отрешения от должности высшего должностного лица республики и досрочного роспуска ее законодательного органа.
Согласно мнению, высказанному в отечественной науке, «ответственность субъектов федерации, понимаемая в самом общем виде, предстает как принуждение к исполнению требований федерального права в правоотношениях, каждая из сторон которых обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной»9.
Конституционные права и их гарантии, конституционные обязанности и ответственность составляют в совокупности конституционно-правовой статус республик. Поскольку Конституция Российской Федерации провозглашает и исходит из правового равенства субъектов Федерации, никаких существенных различий в конституционно-правовом статусе республик и других субъектов РФ нет.1
Республики имеют конституции, а другие субъекты Российской Федерации – Уставы, которые практически ничем не отличаются от конституций. Конституция республики может быть принята ее законодательным органом, на референдуме или специально созданным для этой цели органом. Уставы других субъектов Федерации, согласно ст. 66 Конституции РФ принимаются законодательными (представительными) органами этих субъектов. Республики вправе устанавливать свои государственные языки наряду с государственным языком Российской Федерации. Это конституционное положение тоже не нарушает конституционное равенство, поскольку связано с наличием в республиках титульной нации, которая вправе использовать национальную государственность для сохранения и развития родного языка и культуры.
Таким образом, при равенстве конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации возможны некоторые различия в их правовом статусе.
Республика в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ (ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами - республиками в ее составе.1
Конституции республик - органическая структурная часть единой системы конституционно-правового законодательства России. Совокупность действующих основных законов - Конституции Российской Федерации, конституций её субъектов - образует конституционную систему России, т.е. каркас правовой системы государства. Безусловно, центральным звеном, фундаментом этой системы является федеральная Конституция, которая обладает высшей юридической силой и прямым действием. Конституция Российской Федерации имеет приоритетное, системообразующее значение. Она дает нормативно-ценностную ориентацию развития общества.