Файл: 1 Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционноправовое регулирование их статуса 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, обязательный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией публичной власти. Посредством Основного Закона закрепляется форма правления и государственного устройства; права, свободы и обязанности человека и гражданина; система, порядок формирования, компетенция и функциональные взаимосвязи органов государственной и муниципальной власти. Конституция выступает правовой моделью гражданского общества, существенным условием правопорядка, законности и стабильности институтов публичной власти. Конституция - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.

В то же время любая конституция выходит за рамки государственной организации. Ее регулирующая роль касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социальные отношения, экономический строй, культурную жизнь, институты гражданского общества (неправительственные организации, в т.ч. политические партии, общественные объединения, религиозные организации, национально-культурные землячества), нравственно-ценностные ориентиры. Никакая конституция не может игнорировать роль государства в экономической сфере жизни общества, его отношение к формам собственности, взаимосвязи с неправительственными объединениями. Нормы конституции, как и право в целом, оказывают формирующее воздействие на различные сферы общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную, нравственно-этическую.1

Все действующие в настоящее время конституции субъектов Федерации являются либерально-демократическими нормативными правовыми актами. Они закрепляют общественно-политическую и социально-экономическую систему субъектов Федерации в полном соответствии с федеральной конституционной моделью. В региональных основных законах воспроизводятся основные принципы конституционного строя, закрепленные Конституцией Российской Федерации, идеи гуманизма, законности, основные права и свободы человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства, доктрина федерализма, механизм организации и функционирования органов публичной власти.



2.3 Проблемы взаимоотношения республик с федеральными органами государственной власти
Рассматривая проблемы взаимодействия федеральных и региональных органов власти, обычно говорят о взаимодействии органов исполнительной власти, которые образуют единую систему в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 77 федеральной Конституции). Однако взаимодействие законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ и федеральных органов власти также имеет важное значение в укреплении российского федерализма. 1

Таким образом, одна из главных функций любой Конституции состоит в устройстве государственной власти, т.е. в создании определенной системы органов государственной власти. Создание такой системы означает, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а интегративно, в чем и проявляется системообразующий фактор их целостности и единства. В России существует единая системы государственной власти, т.е. федеральная власть распространяется на всю ее территорию. Кроме того, на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъекта, носящая региональный характер.

Логика построения Конституции РФ соответствует принципу разделения властей. Конституция РФ устанавливает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ; Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство РФ и суды РФ.

Конституция России содержит нормы, необходимые и достаточные для признания ее демократическим правовым государством. Иными словами, правовое государство в России уже существует, хотя и по форме.

В России при «жестком» разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов явно не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Кроме того, в России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.1

Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.



Сущность российского федерализма составляют государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов.

Основными проблемами сложившегося положения в Российской Федерации являлись:

- отсутствие системности и неполное соответствие правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ;

- неопределенность или отсутствие описания полномочий и ответственности, возлагаемых на различные уровни и ветви публичной власти;

- возложение отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации на органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

- наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями без предоставления адекватного финансового обеспечения;

- чрезмерное регулирование полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти;

- широкое распространение практики установления «необеспеченных мандатов»;

- значительное количество неприменяемых на практике норм, в том числе норм, регулярно приостанавливаемых федеральными законами о федеральном бюджете (40--50 ежегодно), и ряд других.

До конца не завершен процесс приведения в соответствие с Конституцией РФ конституций республик и уставов других субъектов Федерации. Серьезной проблемой остаются выстраивание «вертикали власти» и проведение в связи с этим административной реформы.

Вывод по главе 2.

Установление конституционно-правового статуса субъекта федерации имеет существенное значение для любого федеративного государства, так как статус субъекта во многом определяет характер федеративных отношений, которые складываются внутри федерации и положение субъектов федерации в системе этих отношений.

Республики - это уникальный тип субъектов федерации в составе Российской Федерации. Для них характерно признание прав национальностей и их культурного и языкового разнообразия. Республики имеют свои собственные конституции и обладают дополнительными правами и полномочиями в отношении сохранения и развития своей национальной самобытности. Они также имеют право устанавливать официальные языки наряду с русским языком.


Заключение

Федерализм является достаточно распространенным видом административно-территориального устройства в мире. На сегодняшний день насчитывается большое количество разновидностей федерализма, особенности которых определяет государство, на котором данное территориальное устройство установлено.

Российский федерализм представляет собой комбинацию наследия советского и имперского периода, в которую удачно вписались новые веяния либеральной Европы.

Более 300 лет на территории России шло развитие федеративных отношений. Федерация претерпела различные политические режимы и формы правления. И все равно до сегодняшнего дня именно на принципах федерализма основываются взаимоотношения центра и субъектов РФ.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов. Все эти субъекты равны в отношениях с центром и во взаимодействии друг с другом. Преимущество российского федерализма заключается в том, что ему удалось сохранить единство торгового, экономического, политического пространства, что выражается в провозглашении единых принципов организации государственной власти, таможенной системы, экономической, в том числе и денежной системы, единства законодательства и жесткой иерархия нормативно-правовых актов. Однако нельзя сказать, что субъекты представляют собой обезличенные регионы. Каждый из них имеет свою символику, свое название, собственный административный центр (столицу). Регионы выступают как самостоятельные участники международных и внешнеэкономических связей, соглашений с субъектами РФ. Субъекты обладают законодательной инициативой, издают собственные нормативно-правовые акты.

Каждые вид субъекта имеет свои особенности, например: республики, являются государственными образованиями, автономным округам и области присвоен статус национально-территориального образования, города федерального значения наделены дополнительными полномочиями.

Для того чтобы минимизировать количество противоречий, возникающих в осуществлении деятельность регионов, полномочия субъектов, полномочия РФ и их совместные полномочия законодательно регулируются Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ от 31.03.1992 г.

Однако этот акт не является единственном источником права в данном аспекте. Взаимодействия регионов друг с другом и с центром регулирует Конституция РФ, Федеральный Конституционный Закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001г, №6-ФКЗ, Закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996г № 74-ФЗ, Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в РФ» от 03.06.1996г. № 803, Указ Президента РФ «О полномочном представителя президента РФ в федеральном округе» и др. Таким образом, можно сделать вывод, что федеративное устройство РФ регулируется целым пакетом нормативно-правовых актов, главная задача которых является обеспечение единства и целостности России, слаженного взаимодействия и успешного развития регионов, пресечения сепаратистских настроений.


Федерализм, федерация не являются статичной материей. Под воздействием всемирной интеграции, развития глобальных политических процессов Россия не защищена от появления некоторых новых видов субъектов, изменения принципов федерализма. Что с одной стороны представляет опасность для целостности и суверенитета России, а с другой стороны позволит стране идти в ногу со временем и быть частью развитого мирового сообщества.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 14.04.2023) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2023. – № 16. – Ст. 2758.

  3. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ. – 2004. - № 27. – Ст. 2710;2022. - № 1. – Ст. 1

  4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 30.12.2022) // СЗ РФ. – 2002. - № 24. – Ст. 2253;2023. - № 1. – Ст. 16

  5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) // СЗ РФ. - 2004. – № 11. – Ст. 945; 2019. -№15 (часть I). - ст. 1727

  6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СЗ РФ. – 1999. - № 42. – Ст. 5005;2021. - № 24. – Ст. 4188


Специальная литература:

  1. Алексеев, И.А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Учебное пособие / И.А. Алексеев. - М.: Проспект, 2020. - 760 c.

  2. Багмет, А. М. Конституционное право. Учебник / А.М. Багмет, Е.И. Бычкова. - М.: Юнити-Дана, 2022. - 432 c.

  3. Белик, В. Н. Конституционные права личности и их защита. Учебное пособие / В.Н. Белик. - М.: Юрайт, 2022. - 196 c.

  4. Братановский, С. Н. Конституционное право России / С.Н. Братановский. - М.: РИОР, Инфра-М, 2021. - 384 c.

  5. Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России / Л.Д. Воеводин. - М.: Издательство МГУ, Инфра-М, Норма, 2020. - 304 c.

  6. Воронцов, Г. А. Конституционное право России. Краткий курс. За три дня до экзамена / Г.А. Воронцов. - М.: Феникс, 2021. - 160 c.

  7. Головистикова, А. Н. Конституционное право России в вопросах и ответах / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына. - М.: Эксмо, 2022. - 512 c.

  8. Гольдфарб, А. А. Конституционное право. Шпаргалка. Учебное пособие / А.А. Гольдфарб. - М.: РГ-Пресс, 2022. - 804 c.

  9. Григонис, Э. П. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций / Э.П. Григонис, В.П. Григонис. - М.: Питер, 2020. - 416 c.

  10. Избирательное право Российской Федерации. Учебник. - Москва: ИЛ, 2022. - 448 c.