Файл: Психологические ресурсы совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факультет дистанционного обучения
Кафедра психологии и педагогики дистанционного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
(эмпирическая)
по дисциплине: «Психология спорта»
на тему: «Психологические ресурсы совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью»
Направление подготовки 37.03.01 - Психология
(код) (наименование)
Направленность программы Психологическая помощь населению
(наименование)
с использованием дистанционных технологий
Студент _________ Н. Ю. Зятева
(подпись) (дата)
«Допустить к защите»
Зав. кафедрой _________ _________ М.А. Одинцова
(подпись) (дата)
Руководитель _________ _________ Л.А. Александрова
(подпись) (дата)
Объем заимствованного текста не превышает 20 % ___________________ Л.М. Прокопьева
(подпись начальника отдела мониторинга качества
профессионального образования)
Печатная версия КР соответствует цифровой ________________ (Н.Ю. Зятева)
(подпись студента)
Москва, 202
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к проблеме психологических ресурсов личности…………………………………………….8
1.1 Определение психологических ресурсов личности. Теоретические и методологические подходы к изучению психологических ресурсов…………. 8
1.2 Понятие и особенности спортивной деятельности лиц с инвалидностью и психологические требования к личности спортсмена. Требований к личности спортсмена с инвалидностью………………………...11
1.3 Понятие и особенности психологического стресса, связанного со спортивной деятельностью, и способов совладания с ним. Анализ основных источников психологического стресса для спортсменов с инвалидностью. Способы совладания со стрессом в спорте……………………………………..16
Глава 2 Организация. Методы и методики исследования…………… 23
2.1 Взаимосвязь между психологическими ресурсами и совладанием со стрессом у спортсменов с инвалидностью. Взаимосвязь между психологическими ресурсами и эффективностью совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью…………………………………………………. 23
2.2 Исследования, подтверждающих или опровергающих связь между психологическими ресурсами и совладанием со стрессом у спортсменов с инвалидностью. Различия в выраженности психологических ресурсов и механизмов совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью, занимающихся различными видами спорта……………………………………24
2.3 Изучение различий в выраженности психологических ресурсов у спортсменов с инвалидностью, занимающихся различными видами спорта. Анализ различий в механизмах совладания со стрессом у спортсменов……..26
Заключение………………………………………………………….......... 41
Список литературы………………………………………………..............43
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………..45
Введение
Актуальность исследования. Тема исследования является актуальной по нескольким причинам. Спортсмены с инвалидностью сталкиваются с особыми трудностями во время спортивной деятельности, которые могут вызывать стрессовые реакции. Наличие психологических ресурсов, таких как уверенность в себе, оптимизм, стрессоустойчивость и другие, может помочь им эффективно справляться с этими трудностями и достигать высоких результатов.Изучение психологических ресурсов у спортсменов с инвалидностью может помочь в разработке программ поддержки и тренингов для улучшения психологической подготовки спортсменов. Это может привести к улучшению их результатов и повышению качества жизни в целом. Психологические ресурсы и механизмы совладания со стрессом являются важными факторами, которые влияют на спортивную производительность и могут применяться не только в спорте, но и в других сферах жизни.
Изучение психологических ресурсов и механизмов совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью является актуальной темой, которая может принести пользу не только для спорта, но и для других областей жизни.
Проблема исследования: Одной из главных проблем исследования данной темы является относительно небольшое количество исследований, посвященных психологическим ресурсам и механизмам совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью. Это может быть связано с трудностями, с которыми сталкиваются исследователи при работе с этой группой людей, а также с недостатком финансирования для проведения исследований.
Состояние разработанности проблемы исследования. В работах специалистов в области спортивной психологии и психологии инвалидности рассматриваются особенности психологических ресурсов, таких как мотивация, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и т.д., а также механизмы совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью.
В исследовании С.В. Широковой и М.В. Сорокиной "Психологические факторы успешности и недостаточности спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья" были выявлены особенности мотивации, уверенности в себе и психологической подготовленности у спортсменов с инвалидностью, а также анализировались механизмы совладания со стрессом и эмоциональным напряжением.
В работе А.И. Безруковой и А.Ю. Кузьминой "Особенности саморегуляции и совладания со стрессом у спортсменов-паралимпийцев" исследовались факторы, влияющие на совладание со стрессом у спортсменов с инвалидностью, а также описывались различные методы и техники саморегуляции, которые могут помочь в этом процессе.
Стоит отметить работу С.А. Галиева и М.Н. Чекмаевой "Психологические факторы успешной спортивной деятельности у спортсменов с инвалидностью", в которой рассматриваются психологические аспекты успешности спортивной деятельности у спортсменов с инвалидностью и описываются психологические ресурсы, необходимые для достижения успеха в спорте. Авторы исследования обращают внимание на важность таких психологических факторов, как мотивация, целеустремленность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость и уверенность в своих силах. В статье также рассматриваются проблемы психологической подготовки спортсменов с инвалидностью и особенности их психологического развития.
В работе Л.П. Даниловой и О.В. Климовой "Психологические особенности спортсменов с инвалидностью обсуждаются различия в психологических особенностях спортсменов с различными видами инвалидности, рассматриваются проблемы психологической адаптации к инвалидности, а также анализируются различные методы психологической подготовки спортсменов с инвалидностью.
Исследование Н.С. Никитиной и А.Н. Саприкиной "Психологические ресурсы личности и их влияние на успешность спортивной деятельности у спортсменов с инвалидностью" также заслуживает внимания. Авторы рассматривают понятие "психологические ресурсы" и их влияние на успешность спортивной деятельности у спортсменов с инвалидностью. В статье описываются особенности психологических ресурсов у спортсменов с различными видами инвалидности и обсуждаются методы развития этих ресурсов для повышения успешности спортивной деятельности.
Стоит отметить работу К.А. Клоповой и Т.В. Бычковой "Психологические аспекты успешной спортивной деятельности у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья". В статье рассматриваются психологические факторы, влияющие на успешность спортивной деятельности у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, и обсуждаются методы их развития и улучшения. Авторы обращают внимание на роль психологических ресурсов в успешной спортивной деятельности и на необходимость их развития у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В статье также обсуждаются методы работы психолога со спортсменами с ограниченными возможностями здоровья и подчеркивается важность индивидуального подхода в этой работе.
Таким образом, обзор литературы по данной теме позволяет выделить ключевые аспекты психологических ресурсов совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью, а также методы их развития и улучшения. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, еще многое остается непонятным и требует дальнейшего исследования.
Цель исследования: Цель данного исследования - изучить различия в выраженности психологических ресурсов и механизмов совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью, занимающихся различными видами спорта.
Объектом исследования являются спортсмены с инвалидностью, занимающиеся различными видами спорта.
Предметом исследования являются психологические ресурсы и механизмы совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью, занимающихся различными видами спорта.
Задачи исследования:
-Рассмотреть теоретические и методологические подходы к проблеме психологических ресурсов личности
- Проанализировать особенности спортивной деятельности лиц с инвалидностью и психологические требования к личности спортсмена
- Проанализировать особенности психологического стресса, связанного со спортивной деятельностью, и способов совладания с ним
- Проанализировать взаимосвязи между психологическими ресурсами и совладанием со стрессом у спортсменов с инвалидностью
- Проанализировать различия в выраженности психологических ресурсов и механизмов совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью, занимающихся различными видами спорта
Гипотеза исследования может быть следующей: у спортсменов с инвалидностью, занимающихся различными видами спорта, существуют различия в выраженности психологических ресурсов и механизмов совладания со стрессом. Например, спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, могут иметь более высокий уровень самоконтроля и способности к регуляции своих эмоций, чем те, кто занимается командными видами спорта. Также возможно, что спортсмены, занимающиеся более техническими видами спорта, могут проявлять большую склонность к применению психологических стратегий справления со стрессом, чем те, кто занимается более физически напряженными видами спорта.
Теоретико-методологические основы исследования: Теоретическими основами исследования являются теории стресса и совладания со стрессом. Методологической основой исследования является использование качественных и количественных методов исследования.
Методы исследования. Анкетирование, тестирование, экспериментальная часть
Характеристика выборки и базы исследования. Опрос, анкетирование на примере 36 спортсменов.
Этапы организации исследования. Опрос, анкетирование, описательная статистика, программы статистического анализа, такие как SPSS, Excel или R, анализ ANOVA, корреляционный метод исследования
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключение и списка используемой литературы
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к проблеме психологических ресурсов личности
1.1 Определение психологических ресурсов личности. Теоретические и методологические подходы к изучению психологических ресурсов
Проблема психологических ресурсов личности спортсменов рассматривается в рамках различных теоретических и методологических подходов.
Один из таких подходов - это ресурсный подход, который предполагает, что у личности есть внутренние ресурсы, которые позволяют ей успешно адаптироваться к изменчивым условиям окружающей среды. Эти ресурсы могут включать в себя личностные качества, такие как самоконтроль, оптимизм, эмоциональная стабильность и другие. Ресурсный подход позволяет описать, какие внутренние факторы могут повлиять на успешность спортсмена и какие личностные качества и ресурсы необходимо развивать для достижения высоких результатов.
Еще один подход - компетентностный подход, который ориентирован на развитие компетенций и умений личности, необходимых для успешной деятельности. В контексте спортивной деятельности компетентностный подход может означать развитие физических и психологических компетенций, таких как выносливость, концентрация внимания, управление эмоциями и т.д. Компетентностный подход позволяет описать, какие навыки и умения необходимо развивать для достижения высоких результатов в спорте [1].
Важным аспектом является также системный подход, который предполагает рассмотрение спортсмена как системы, включающей в себя различные аспекты - физические, психологические, социальные и т.д. В рамках системного подхода рассматривается взаимодействие между различными компонентами системы и их взаимозависимость.