Файл: Психологические ресурсы совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это позволяет описать, как изменения в одной компоненте могут повлиять на функционирование всей системы и какие взаимодействия и влияния могут быть использованы для достижения высоких результатов в спорте.
Таким образом, в контексте проблемы психологических ресурсов личности спортсменов можно использовать различные теоретические и методологические подходы, включая ресурсный, компетентностный и системный подходы.
В исследовании психологических ресурсов личности спортсменов также может использоваться подход, основанный на концепции психологической готовности к соревновательной деятельности. Этот подход предполагает анализ и оптимизацию таких психологических факторов, как мотивация, внимание, концентрация, самоконтроль, эмоциональная стабильность и др., которые позволяют спортсмену достичь высоких результатов в соревнованиях [2].
Также может быть использован подход, основанный на концепции саморегуляции личности. Этот подход предполагает анализ механизмов саморегуляции, которые позволяют спортсмену контролировать свои эмоции, мысли и поведение в стрессовых ситуациях, а также эффективно использовать свои психологические ресурсы для достижения поставленных целей.
Важным методологическим подходом в исследовании психологических ресурсов личности спортсменов является также психологический анализ деятельности. Этот подход предполагает изучение психологических механизмов, лежащих в основе успешной спортивной деятельности, и выявление факторов, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на психологические ресурсы спортсменов.
Психологические ресурсы личности - внутренние качества, способности, навыки, знания, убеждения и стратегии, которые помогают человеку преодолевать трудности и стремиться к достижению целей в различных сферах жизни, включая спортивную деятельность.
К таким ресурсам относятся, например, уверенность в своих силах, оптимизм, настойчивость, гибкость мышления, эмоциональная устойчивость, умение управлять своими эмоциями и стрессом, адекватная самооценка, умение находить ресурсы в окружающей среде и использовать их в своих целях, наличие поддержки со стороны окружающих и т.д.
Определение психологических ресурсов личности в спортивной деятельности позволяет выявить сильные стороны спортсмена, которые могут быть использованы для повышения его производительности и достижения поставленных целей.
Существует множество теоретических и методологических подходов к изучению психологических ресурсов личности. Рассмотрим некоторые из них на примере исследований авторов.
Ресурсный подход. Ресурсный подход подразумевает, что у личности есть некоторые внутренние и внешние ресурсы, которые позволяют ей успешно справляться со стрессом и трудностями. В качестве внутренних ресурсов могут выступать самоэффективность, оптимизм, эмоциональная стабильность и т.д., а в качестве внешних – социальная поддержка, доступность ресурсов окружающей среды и т.д. Ресурсный подход является основой для изучения психологических ресурсов личности в контексте спортивной деятельности. Он был использован в работе А.А. Беляевой и соавторов "Совладание со стрессом у спортсменов: психологические ресурсы и результативность спортивной деятельности" [3].
Компетентностный подход. Компетентностный подход включает в себя изучение компетенций, которые помогают личности достигать своих целей и справляться со стрессом. В контексте спортивной деятельности компетентностный подход предполагает изучение специфических компетенций, необходимых для достижения успеха в спорте. Компетентностный подход был использован в работе Л.В. Загребельной и соавторов "Исследование психологических факторов успешности спортивной деятельности у высококвалифицированных спортсменов".
Интегративный подход. Интегративный подход предполагает изучение психологических ресурсов личности с учетом как внутренних, так и внешних факторов. Он включает в себя ресурсный и компетентностный подходы, а также учитывает социокультурные и исторические аспекты. Интегративный подход был использован в работе М.А. Сергеевой и соавторов "Социально-психологические основы успешности спортивной деятельности у инвалидов".
Таким образом, изучение психологических ресурсов личности с использованием интегративного подхода позволяет рассматривать их в широком контексте, учитывая как внутренние, так и внешние факторы, а также социокультурные и исторические аспекты. Это позволяет более полно и глубоко понять, какие ресурсы личности способствуют успешной спортивной деятельности, особенно у спортсменов с инвалидностью. Интегративный подход также позволяет использовать различные методы исследования, включая качественные и количественные методы, для получения комплексной информации о психологических ресурсах личности спортсменов.
1.2 Понятие и особенности спортивной деятельности лиц с инвалидностью и психологические требования к личности спортсмена. Требований к личности спортсмена с инвалидностью
Спортивная деятельность лиц с инвалидностью имеет ряд особенностей, связанных с ограничениями физических возможностей. Однако, развитие паралимпийского спорта и создание специализированных тренировочных и соревновательных условий позволяют инвалидным спортсменам достигать высоких результатов.
Особенности спортивной деятельности лиц с инвалидностью могут варьироваться в зависимости от вида инвалидности и используемых видов спорта.
Однако, некоторые общие особенности включают в себя использование адаптивных спортивных снарядов, оборудования и инвентаря, применение специальных техник и методов тренировки, а также учет индивидуальных особенностей спортсмена при подборе тренировочных программ.
Помимо физических ограничений, у лиц с инвалидностью могут возникать психологические трудности, связанные с переживанием своего состояния, страхом перед травмами и неудачами, а также социальной изоляцией. Поэтому, психологическая поддержка и развитие психологических ресурсов являются важными аспектами успешной спортивной деятельности инвалидных спортсменов.
Спортивная деятельность лиц с инвалидностью представляет собой процесс участия в спортивных соревнованиях и тренировках, осуществляемый с учетом индивидуальных особенностей здоровья, физических и психологических возможностей спортсменов [4].
Одной из основных особенностей спортивной деятельности лиц с инвалидностью является необходимость преодоления физических и психологических трудностей. Так, например, спортсмены с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать трудности с перемещением, координацией движений, а также усталостью и болевыми ощущениями во время тренировок и соревнований.
Психологические требования к личности спортсмена с инвалидностью также имеют свои особенности. Важно, чтобы спортсмен обладал высокой мотивацией к занятиям спортом и стремился к достижению высоких результатов. Кроме того, необходима высокая устойчивость к стрессовым ситуациям и способность справляться с негативными эмоциями в процессе тренировок и соревнований. Важно также иметь уверенность в себе и своих возможностях, а также быть готовым к преодолению трудностей и непредвиденных ситуаций.
Например, оба авторских коллектива авторов .А. Клоповой и Т.В. Бычковой, Л.П. Даниловой и О.В. Климовой в своих работах акцентируют внимание на важности психологических аспектов в спортивной деятельности лиц с инвалидностью и выделяют ряд особенностей этой деятельности.
К.А. Клопова и Т.В. Бычкова в работе "Психологическая помощь спортсменам с нарушением опорно-двигательного аппарата" отмечают, что спорт для лиц с инвалидностью является важным элементом их социальной адаптации. Они выделяют следующие особенности спортивной деятельности лиц с инвалидностью: увеличение нагрузки на другие части тела, необходимость использования дополнительных устройств, изменение стратегии игры, а также повышенная вероятность получения травм.
Л.П. Данилова и О.В. Климова в работе "Спортивная деятельность инвалидов: психологические аспекты" подчеркивают, что спорт для лиц с инвалидностью имеет важное значение для поддержания физического и психического здоровья, а также для повышения уровня самооценки и социальной адаптации. Они выделяют следующие психологические требования к личности спортсмена с инвалидностью: высокая мотивация, уверенность в своих силах, способность к адаптации к новым условиям, наличие стратегий справления со стрессом и умение работать в команде.
Обе группы авторов подчеркивают важность психологической поддержки и помощи для спортсменов с инвалидностью, а также значимость индивидуального подхода к каждому спортсмену.
Современная спортивная индустрия активно развивается в направлении инклюзии и создания равных возможностей для всех спортсменов, в том числе и для лиц с инвалидностью. Например, такие международные спортивные события, как Паралимпийские игры, позволяют инвалидным спортсменам демонстрировать свои спортивные достижения на мировой арене [5].
Кроме того, спортивная деятельность лиц с инвалидностью может иметь значимый эмоциональный и психологический аспект, так как занятия спортом могут помочь инвалидам преодолеть свои личностные проблемы и повысить уровень самооценки. Это особенно важно в контексте социальной интеграции и принятия в обществе.
Также стоит отметить, что спортивная деятельность лиц с инвалидностью может требовать специальной адаптации оборудования и спортивных мероприятий, чтобы обеспечить безопасность и комфорт спортсменов. Это может требовать дополнительных финансовых и организационных затрат [6].
В целом, спортивная деятельность лиц с инвалидностью является важной областью спорта и физической реабилитации, которая позволяет инвалидам достигать высоких результатов и преодолевать социальные и психологические барьеры.
Требования к личности спортсмена с инвалидностью в спортивной деятельности могут быть основаны на следующих психологических качествах и навыках:
-
Уверенность в себе и своих спортивных возможностях - спортсмен с инвалидностью должен верить в свои силы и не останавливаться перед трудностями, а также быть готовым преодолевать трудности на пути к достижению спортивных результатов. -
Терпение и настойчивость - в спорте с инвалидностью необходимо проявлять терпение и настойчивость, так как многие упражнения могут требовать повышенной физической и психологической нагрузки. -
Организованность и дисциплинированность - спортсмен с инвалидностью должен быть организованным и дисциплинированным, чтобы эффективно управлять своим временем и справляться с тренировочным процессом. -
Адаптивность и гибкость - спортсмен с инвалидностью должен быть адаптивным и гибким, чтобы приспосабливаться к различным условиям соревнований и тренировок. -
Психологическая стабильность и эмоциональный контроль - спортсмен с инвалидностью должен иметь психологическую стабильность и уметь контролировать свои эмоции в стрессовых ситуациях, которые могут возникнуть как на тренировках, так и на соревнованиях. -
Коммуникативные навыки и эмпатия - спортсмен с инвалидностью должен обладать коммуникативными навыками и уметь проявлять эмпатию к другим спортсменам и тренерам, чтобы легче общаться и работать в команде. -
Мотивация и целеустремленность - спортсмен с инвалидностью должен иметь высокую мотивацию и целеустремленность, чтобы достигать своих спортивных целей и не опускать руки перед трудностями.
Кроме того, личность спортсмена с инвалидностью должна быть готова к постоянной работе над собой и своими недостатками, проявлять настойчивость и целеустремленность в достижении спортивных результатов, быть терпеливой и уметь переживать неудачи.
Также для успешной спортивной деятельности спортсмен с инвалидностью должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем, а также высокой уровнем мотивации и самодисциплины. Важно также наличие у него высокой устойчивости к стрессу и способности эффективно справляться с непредвиденными ситуациями, которые могут возникать во время соревнований [7].
Таким образом, психологические требования к личности спортсмена с инвалидностью включают в себя множество аспектов, таких как наличие определенных личностных качеств, физическое и психическое здоровье, мотивация, самодисциплина, устойчивость к стрессу и способность эффективно справляться с непредвиденными ситуациями.