Файл: Психологические ресурсы совладания со стрессом у спортсменов с инвалидностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Понятие и особенности психологического стресса, связанного со спортивной деятельностью, и способов совладания с ним. Анализ основных источников психологического стресса для спортсменов с инвалидностью. Способы совладания со стрессом в спорте
Психологический стресс – это сложное состояние психики, которое возникает при переживании человеком ситуации, требующей от него значительных усилий и ресурсов для ее преодоления. В контексте спортивной деятельности стресс может возникать как в результате соревнований, так и при тренировках, особенно в случае, если спортсмен сталкивается с трудностями в достижении поставленных перед ним целей.

Особенности психологического стресса, связанного со спортивной деятельностью, включают в себя:

  1. Высокий уровень требований. Спортивные достижения требуют от спортсменов высокой мотивации, нацеленности на результат и наличия достаточного уровня подготовки.

  2. Неопределенность и неизвестность. Спортсмены часто сталкиваются с неожиданными ситуациями, на которые необходимо быстро и адекватно реагировать.

  3. Конкуренция. Спортивная деятельность сопряжена с соревнованиями, где спортсмены борются за медали и призовые места. Это создает дополнительное напряжение и конкуренцию, которые могут привести к стрессу.

  4. Физическая и эмоциональная перегрузка. Интенсивные тренировки, длительные соревнования, путешествия и адаптация к новым условиям могут вызвать у спортсменов физическую и эмоциональную усталость.



  1. Совладание со стрессом – это способность человека эффективно справляться с ситуациями, вызывающими стресс. Существует множество способов совладания со стрессом, которые можно разделить на пассивные и активные.

Пассивные способы совладания со стрессом включают в себя уход от проблемы, отрицание, подавление эмоций, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Такие стратегии могут привести к накоплению стресса и ухудшению психологического состояния.

Активные способы совладания со стрессом включают в себя такие стратегии, как планирование, решение проблем, поиск поддержки, спортивные занятия, физическая активность, релаксация, медитация и другие способы, которые направлены на изменение ситуации, управление эмоциями и уменьшение физиологической активации.


Например, планирование и решение проблем предполагают выработку конкретных планов действий для преодоления препятствий и достижения целей, что может уменьшить чувство беспомощности и беспокойства [8].

Поиск поддержки включает в себя обращение за помощью к друзьям, семье, тренерам, психологам и другим людям, которые могут предоставить эмоциональную поддержку, советы и помощь в решении проблем.

Спортивные занятия и физическая активность могут помочь снизить уровень стресса, улучшить настроение и повысить уверенность в своих силах.

Релаксация и медитация направлены на уменьшение физиологической активации и создание спокойной, умиротворенной атмосферы, что может снизить уровень тревожности и напряжения.

Однако важно помнить, что каждый спортсмен может выбрать для себя наиболее эффективные способы совладания со стрессом в зависимости от своих индивидуальных особенностей и потребностей.

Спортсмены с инвалидностью сталкиваются с рядом специфических источников психологического стресса, которые могут быть связаны с их инвалидностью, а также с особенностями тренировок и соревнований. Некоторые из этих источников включают:

  1. Физические ограничения: Инвалидность может ограничивать спортсменов в их физических возможностях, что может вызывать стресс и фрустрацию.

  2. Социальное изоляция: Спортсмены с инвалидностью могут чувствовать себя изолированными и отверженными из-за своей инвалидности, особенно если они не имеют доступа к подходящим условиям для занятий спортом.

  3. Ожидания окружающих: Некоторые люди могут ожидать, что спортсмены с инвалидностью не будут иметь успеха или будут ограничены в своих возможностях, что может вызывать стресс и снижать самооценку.

  4. Недостаток ресурсов: Инвалидность может ограничивать доступ спортсменов к ресурсам, таким как подходящее оборудование или помощники, что может вызывать стресс и ухудшать их производительность.

  5. Травмы: Инвалидные спортсмены могут столкнуться с повторными травмами или болезнями, что может вызвать физический и эмоциональный стресс.

  6. Ожидания от соревнований: Спортсмены с инвалидностью могут чувствовать дополнительное давление и стресс, связанный с ожиданиями от соревнований и тренировок [9].

  7. Столкновение с негативными стереотипами: Инвалидные спортсмены могут столкнуться с негативными стереотипами и предубеждениями в обществе, что может вызывать стресс и ухудшать их психологическое благополучие.


Важно отметить, что эти источники стресса могут различаться для каждого спортсмена и могут зависеть от типа инвалидности, типа спорта и других индивидуальных факторов.

Спортсмены с инвалидностью могут использовать различные способы совладания со стрессом, которые помогают им преодолевать неблагоприятные факторы, связанные с тренировками, соревнованиями и травмами. Некоторые из таких способов:

Планирование и организация. Спортсмены могут сократить уровень стресса, планируя и организуя свои тренировки, соревнования и другие мероприятия. Это помогает им чувствовать больший контроль над ситуацией и готовиться к ней заранее.

Релаксация. Техники релаксации, такие как глубокое дыхание, медитация, йога или прогрессивная мышечная релаксация, могут помочь спортсменам снизить уровень стресса и тревожности.

Физические упражнения. Упражнения помогают снизить уровень стресса и тревожности. Они также могут повысить уровень энергии и улучшить настроение спортсмена.

Социальная поддержка. Спортсмены могут получать поддержку от тренеров, сокомандников, друзей и семьи. Это помогает им чувствовать себя более уверенно и улучшает их эмоциональное состояние.

Поиск профессиональной поддержки. Спортсмены с инвалидностью могут столкнуться с дополнительными психологическими и эмоциональными трудностями. Поиск профессиональной поддержки у психолога или консультанта может помочь им разобраться с проблемами и развить эффективные стратегии совладания со стрессом [10].

Положительное мышление. Спортсмены могут использовать позитивное мышление для управления своим уровнем стресса. Это может включать в себя поиск позитивных сторон ситуации, фокусирование на своих достижениях и постоянный поиск путей улучшения своих результатов.

Отдых. Спортсмены с инвалидностью должны понимать важность регулярного отдыха для своего здоровья и производительности. Они должны найти время на отдых.

Отдых действительно является одним из ключевых способов совладания со стрессом в спорте для спортсменов с инвалидностью. Помимо физического отдыха, такого как сон и расслабление мышц, важным является и психологический отдых.

Для того чтобы получить психологический отдых, спортсмены с инвалидностью могут использовать различные методы, такие как медитация, йога, дыхательные упражнения, массаж и другие техники релаксации. Эти методы могут помочь снизить уровень стресса и улучшить общее состояние спортсмена.


Кроме того, важно уделить время своим увлечениям и хобби, которые не связаны со спортом. Это поможет отвлечься от тренировок и соревнований, снизить уровень стресса и восстановить эмоциональное равновесие.

Также важным является поддержка со стороны близких и друзей. Разговор с близкими людьми и общение с ними может помочь снизить уровень стресса и найти понимание и поддержку в трудные моменты.

Наконец, спортсмены с инвалидностью могут обратиться к специалистам, таким как психологи и тренеры, для получения помощи в справлении со стрессом и развитии эффективных стратегий совладания [11].

Как и в любой другой спортивной дисциплине, спортсмены с инвалидностью также сталкиваются со стрессом и должны научиться эффективно справляться с ним. Важным аспектом является понимание и осознание источников стресса, таких как тренировки, соревнования, проблемы в личной жизни и т.д.

Согласно исследованиям, активные способы совладания с стрессом, такие как планирование, решение проблем, поиск поддержки, спортивные занятия, могут быть эффективны для спортсменов с инвалидностью. Однако, также важно учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена и выбирать подходящие стратегии.

Также необходим регулярный отдых и уход за своим здоровьем, что может включать в себя психологическую поддержку, медитацию, йогу, массаж и другие методы.

Обращение к психологу или другому специалисту также может помочь спортсменам с инвалидностью справиться со стрессом и улучшить свою психологическую подготовку для спортивной деятельности.

В работе М.А. Сергеевой "Психологические ресурсы спортсменов с инвалидностью как фактор успешности спортивной деятельности" автор исследовала психологические ресурсы, необходимые спортсменам с инвалидностью для успешной спортивной деятельности. В качестве источников психологического стресса для спортсменов с инвалидностью были выделены такие факторы, как:

Ограниченность физических возможностей и ограничения, связанные с инвалидностью.

Недостаточная поддержка со стороны окружающих и общественного мнения.

Неблагоприятные условия тренировок и соревнований.

Сложности в общении с тренером и другими членами команды.

Ощущение социальной изоляции и неадекватности.

Неприятие своего инвалидного статуса и стремление к скрытию этой информации.

Для совладания со стрессом автор предлагает использовать такие стратегии, как планирование и организация времени, использование позитивных мыслей и автотренинга, поиск поддержки со стороны тренера и близких людей, установление реалистичных целей и постепенное достижение их, а также использование юмора и иронии в отношении своей инвалидности.


В работе А.А. Беляевой "Особенности проявления мотивации у спортсменов-инвалидов" были выявлены специфические особенности мотивации у спортсменов с инвалидностью.

Одной из основных особенностей мотивации у спортсменов с инвалидностью является необходимость компенсации ограничений своего тела, что приводит к более высокой степени мотивации к достижению результатов в спорте. Также у этих спортсменов наблюдается большая целеустремленность и настойчивость, поскольку для них достижение спортивных целей может иметь большую значимость и смысл.

Однако автор отмечает, что у спортсменов с инвалидностью может быть более высокий уровень тревожности и негативного влияния страха на мотивацию, так как сопровождающие инвалидность факторы могут приводить к частым стрессовым ситуациям. Поэтому важно учитывать эти особенности при разработке планов мотивации и тренировок для спортсменов с инвалидностью [12].

Авторский коллектив Клоповой и Бычковой подчеркивает, что спортсмены с инвалидностью сталкиваются с особыми источниками стресса, такими как болезнь, ограничения движения, социальная изоляция, стереотипы общества. Они отмечают важность психологической поддержки и развития психологических ресурсов у этих спортсменов.

Авторы Данилова и Климова обращают внимание на значительное влияние психологического стресса на спортивную производительность спортсменов с инвалидностью и на необходимость разработки индивидуальных методик психологической подготовки, учитывающих особенности инвалидности и тип стрессоров.

Оба авторских коллектива сходятся в мнении о необходимости комплексного подхода к изучению психологических ресурсов и стрессоров у спортсменов с инвалидностью и разработки индивидуальных методик психологической подготовки.