Файл: И. А. Ильченко должность, уч степень, уч звание подпись, дата инициалы, фамилия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Трудовые ресурсы характеризуются такими показателями, как: численность трудовых ресурсов(изменение естественного движения населения, смертности и рождаемости), абсолютный прирост, темпы прироста. Важными аспектами характеристики трудовых ресурсов являются образовательный уровень. Также важное место в характеристике трудовых ресурсов занимает соотношение населения по полу и возрасту.

Понятию «трудовые ресурсы» близко такое понятие, как рабочая сила. Под рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ. Понятие "рабочая сила" охватывает только используемые в конкретном труде способности занятых в экономике на принципах найма. На рынке труда рабочая сила - это товар, ценой которого является заработная плата. Именно первичные способности к труду являются товаром. Собственником товара «рабочая сила» является человек - наемный работник. Особенности понятия "рабочая сила" следующие:

- товар "рабочая сила"неотделим от его собственника - работника;

- далеко не всегда различные виды товара "рабочая сила" являются взаимозаменяемыми (например, люди с различными специальностями не могут заменить друг друга);

- для подготовки рабочей силы для различных отраслей требуется различное время 1.

Итак, основное отличие понятий "трудовых ресурсов" от "рабочей силы"состоит в том, что трудовые ресурсы подразумевают всё трудоспособное население страны, или региона, а рабочая сила – только людей с конкретными профессиональными навыками.

Тесно связана с понятием "трудовые ресурсы" категория "трудоресурсный потенциал", но в отличие от трудовых ресурсов, характеризующихся определенным количеством и структурой, трудоресурсный потенциал характеризуется потенциальными возможностями.  Характеристика трудоресурсный потенциала включает физическую, интеллектуальную и социальную составляющие.

Знания о трудовых ресурсах необходимы для организации воспроизводства рабочей силы.

1.2 Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов



Существует множество количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов. Рассмотрим основные количественные характеристики. Их можно разделить на абсолютные и относительные. К абсолютным характеристикам трудовых ресурсов относятся:

1. Общая численность населения страны/региона;

2. Численность населения в трудоспособном возрасте;

3. Численность экономически активного (занятого) населения;

4. Численность трудовых ресурсов.

Относительные показатели численности трудовых ресурсов: абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.Абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на конец и начало рассматриваемого периода.Обычно это может быть год или более длительный отрезок времени. Темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Основными факторами, влияющими на численность трудовых ресурсов региона (страны) являются:

1) миграционные процессы:

- внешняя миграция;

- внутренняя миграция;

-национальная миграционная политика и государственная миграционная политика зарубежных стран;

2) демографические факторы:

- возрастная структура населения;

- количество населения моложе трудоспособного возраста;

- количество населения в трудоспособном возрасте;

- количество населения старше трудоспособного возраста;

- уровень рождаемости;

- уровень смертности;

- здоровье населения;

3) социально-экономическое развитие страны:

- уровень жизни населения;

- дифференциация доходов населения;

- сложившийся уровень потребления в стране инациональные традиции потребления.

Существуют экстенсивный и интенсивный типы воспроизводства трудовых ресурсов. Экстенсивный тип воспроизводства характеризуется увеличением численности трудовых ресурсов без изменения их качественных характеристик. Интенсивный тип воспроизводства предусматривает изменение качественных характеристик рабочей силы. К ним относят: рост образовательного уровня работников, их квалификации, физических и умственных способностей.



С точки зрения качества трудовых ресурсов можно выделить три аспекта: физический; интеллектуальный и социальный.

Физический аспект - это физические качества трудовых ресурсов, зависящие от здоровья людей. Основными факторами физической составляющей являются уровень жизни, качество жизни, уровень здравоохранения, состояние окружающей среды, условия труда.

Интеллектуальный аспект  - это накопление людьми знаний и опыта по различным аспектам трудовой и общественной деятельности. Факторами здесь выступают уровень и система образования, научные исследования, восприимчивость трудовых ресурсов к новым научным достижениям, врожденные способности отдельных индивидуумов и их развитие.

Социальный аспект - это характеристика трудовых ресурсов с точки зрения социальной защищенности.

К качественным характеристикам трудовых ресурсов относят также и общую трудоспособность (наличие у человека физических, возрастных данных, определяющих способность к труду, не требующему специальной подготовки, то есть способность к неквалифицированному труду) и профессиональную трудоспособность - это способность к конкретному виду труда, требующему специального обучения, то есть способность к квалифицированному труду.


1.3  Понятие о структуре трудовых ресурсов
Структура трудовых ресурсов  - это процентное соотношение их различных категорий в их общей численности.

Структура трудовых ресурсов многогранна и включает различные компоненты трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы могут быть структурированы по признакам: пол, возраст, образование, общественные группы, место жительства, профессия, национальность, религия, занятость по сферам (см. рисунок 1).



Рис. 1- Структура трудовых ресурсов [ ].

С географической точки зрения важными признаками структурирования является: пол и возраст, место жительства, национальность, занятость по сферам экономики.

С экономической точки зрения основными признаками структурирования трудовых ресурсов является участие населения в общественном труде: экономически активное и экономически неактивное население. Экономически активное население - это совокупность трудоспособных занятых и безработных граждан, которая обеспечивает предложение рабочей силы для товарного производства и сферы услуг в определенном периоде. Экономически неактивное население - это население, которое по каким-либо причинам не создает предложения рабочей силы. Обычно, к экономически неактивному населению относят следующие его категории:


- учащиеся и студенты дневной формы обучения;

- пенсионеры по возрасту и других категорий, согласно национального трудового законодательства;

- инвалиды соответствующих групп (согласно законодательства);

- домашние работники и работающие по уходу за детьми и больными;

- работающие лица, которые по каким - либо причинам прекратили поиск работы (исчерпали все возможности найти подходящую работу, оставили надежду найти работу);

- обеспеченные лица, у которых нет необходимости (или желания) работать с целью получения трудового дохода.
1.4 Государственная политика РФ в сфере поддержке и использования трудовых ресурсов
Сегодня особо актуальной становится проблема формирования трудового потенциала; низкие темпы естественного прироста населения, ресурс трудового потенциала, значительно ограничивают возможности развития экономики регионов.

Согласно статье 5 закона «О занятости населения в РФ» государственная политика в указанной области включает в себя следующие направления, способствующие увеличению использования трудовых ресурсов:

1) развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности;

2) обеспечение свободного выбора занятости;

3) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

4) осуществление мероприятий по занятости населения, испытывающего трудности в поиске работы (инвалиды, пенсионеры, родители, имеющие несовершеннолетних детей);

5) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места.

В период 2008 – 2010 гг. во многих регионах страны были разработаны и реализованы Программы по развитию региональных рынков труда, предусматривающие следующие меры:

- опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление режима неполного рабочего времени, внедрение практики временной приостановки работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, реализация мероприятий по высвобождению работников);

- организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных и ищущих работу граждан, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости.


В настоящее время управление формированием трудовых ресурсов региона осуществляется в соответствии со стратегическим подходом, главная цель которой - обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами в соответствии с ее потребностями на основе эффективного использования социально-экономического потенциала региона. В соответствии с целью должны вырабатываться направления стратегии (инновационная, инвестиционная, структурная, финансовая, социальная политика).

Направления стратегии развития трудовых ресурсов региона устанавливаются администрацией региона, определяются обеспеченностью трудовыми ресурсами. Такими направлениями во многих регионах России являются:

- сокращение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте от внешних причин и уровней материнской и младенческой смертности;

– повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

– укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно- нравственных традиций семейных отношений.

Реализация этих мероприятий будет способствовать росту численности населения региона, его трудового потенциала и обеспечению долгосрочной потребности экономики региона в трудовых ресурсах в соответствии со стратегией его социально-экономического развития.

Для укрепления и сохранения трудовых ресурсов регионов России необходимо повышать качество и доступность услуг системы образования в регионах. Для этого необходимо:

- развитие сети дошкольных образовательных учреждений;

- развитие системы общего образования, а именно усиливать ориентацию выпускников общеобразовательных учреждений на выбор профессий, в которых испытывают потребность предприятия и организации региона, что будет способствовать формированию трудового потенциала региона;

- развитие многоуровневой системы профессионального образования региона;

- развитие системы дополнительного образования в целях удовлетворения культурных и образовательных потребностей детей, подростков и молодежи;

- выявление, поддержка и сопровождение талантливых и одаренных детей как основа формирования интеллектуального потенциала населения региона.

Необходимо развивать систему повышения квалификации и переподготовки кадров, что обеспечит минимизацию потерь трудовых ресурсов вследствие неблагоприятных демографических процессов. Приоритетными направлениями в этом аспекте являются: