Файл: И. А. Ильченко должность, уч степень, уч звание подпись, дата инициалы, фамилия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- содействие повышения квалификации и переподготовки персонала с позиций удовлетворения потребностей бизнеса в повышении качества трудового потенциала и трудовых ресурсов;

- профессиональная переподготовка вынужденных мигрантов и безработных граждан в целях их более активного вовлечения в экономику.

Данные меры призваны способствовать повышению конкурентоспособности регионов, снижению безработицы.

Система здравоохранения региона является основой сохранения и укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности его трудовой жизни, снижения травматизма и инвалидизации трудоспособного населения.

В этих целях в РФ необходимо осуществлять следующие мероприятия:

- создание условий к ведению здорового образа жизни населением;

- усиление профилактического характера здравоохранения в целях предотвращения потерь в экономике вследствие ухудшения состояния здоровья населения;

- обеспечение населения медицинской помощью в целях снижения заболеваемости, производственного травматизма и инвалидности населения, прежде всего трудоспособного;

- развитие системы лекарственного обеспечения граждан;

- совершенствование медицинской помощи матерям и детям как основа формирования качественного трудового потенциала регионов.

Все перечисленные факторы выступают в качестве основополагающих при формировании трудового потенциала региона.

Миграционная политика также способствует использованию трудовых ресурсов регионов. Региональные программы содействия миграции в России включают в себя следующие меры:

- создание условий для привлечения в региональную экономику квалифицированных легальных трудовых ресурсов как из других регионов России, так и из-за рубежа;

- оптимизации размещения населения и трудовых ресурсов;

- защита отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий;

- противодействие нелегальной миграции.

Разработка и реализация указанных мер должна способствовать повышению уровня обеспеченности региональной экономики трудовыми ресурса ми.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы .

1. Указанные факторы могут оказывать как позитивное
, так и негативное воздействие на процесс преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы региона (см.таблица 1, приложение ).

2. Деятельность органов территориального управления должна быть направлена на усиление позитивного и ослабление негативного влияния указанных факторов на процесс преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы в контексте стратегии социально-экономического развития территории, что будет способствовать повышению уровня обеспеченности региональной экономики трудовыми ресурсами.

3. Формирование трудового потенциала региона в соответствии со стратегией социально-экономического развития территории является важнейшим условием его результативной трансформации в трудовые ресурсы. Под результативной трансформацией понимается преобразование трудового потенциала в трудовые ресурсы с количественными и качественными характеристиками, необходимыми для полноценной реализации программ и мероприятий стратегии социально-экономического развития региона.


2. Тенденции формирования трудовых ресурсов Российской Федерации в 1990 – 2014 гг.


Основой для формирования трудовых ресурсов является, как известно, общая численность населения. Поэтому динамика движения численности населения и его структура предопределяют динамику численности и возрастного состава трудовых ресурсов. Главным пунктом в изучении качественного и количественного аспектов трудоспособного населения выступают указанные признаки всего населения.

Численность трудовых ресурсов России имеет тенденцию к сокращению. Подобный процесс отрицательно влияет на социально-экономическое развитие. Это обстоятельство ставит перед обществом актуальнейшую задачу существенного повышения использования уже сформированного трудового потенциала.

В РФ за период 1990-2014 гг. произошло уменьшение численности лиц моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте. В трудоспособном населении выделяют экономически активное и экономически пассивное население. Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Экономически пассивное население составляет та ее часть, которая не стремится к трудоустройству.

Численность экономически активного населения в РФ в 1990 – 2014 гг. имеет тенденцию к сокращению. Аналогичные процессы происходят в занятом населении, численность которого также сократилась.

Противоположные явления наблюдаются в движении безработного населения. Причём численность безработных мужчин возрастает более высокими темпами, чем безработных женщин.

Прогноз динамики трудовых ресурсов [источник прогноза!]: в течение продолжительного периода сохранятся показатели рождаемости и смертности в РФ, что приведет не только к сокращению численности населения, но и ухудшению ее возрастной структуры. Специалисты считают, что доля населения трудоспособного возраста (63-63,5% в 2010 г.) сократится до 57,6-57,9% в 2020-2025 годах.

Одновременно с 20,3% до 26,2% увеличится доля населения пенсионного возраста. Вырастет не только доля населения старше трудоспособного возраста, но и его абсолютная численность. Доля 20-29-летних в населении трудоспособного возраста
, которая составляет в настоящий момент 25,7%, снизится до 25,2% к 2020 году, а к 2025 году - до 18,5%.

В последние годы (период 2010-2014 гг.) происходит огромное по масштабам сокращение численности населения трудоспособного возраста. Среднегодовая убыль населения этой возрастной группы превышала 1 млн. 300 тысяч человек. В следующем пятилетии (2015 – 2020 гг.) оно составит в среднем 1 млн. 246 тысяч человек. Все те, кто в это время будет входить в трудоспособный возраст, уже родились. Поэтому изменить динамику численности населения этой возрастной группы в России можно только сокращением смертности и притоком иммигрантов2.

3 Численность, воспроизводство и размещение трудовых ресурсов Московской области



3.1 Численность и воспроизводство трудовых ресурсов Московской области


Область расположена в ядре самой заселенной и освоенной части страны, и почти полностью - в пределах Московской столичной агломерации. При этом Подмосковье лишено собственного центра из-за административного разделения федеральной столицы и области. Будучи частью крупнейшей агломерации страны, область выделяется своим демографическим потенциалом: по численности населения -7,23 млн. человек (2015г.) - она уступает только г. Москве, по числу и густоте поселений не имеет себе равных в России. В области в 2014 г. насчитывалось 80 городов, 69 поселков городского типа и свыше шести тысяч сельских поселений! Плотность населения (145,7 чел./кв. км) на порядок превышает среднероссийские показатели и сравнима со странами Центральной и Восточной Европы.

Система расселения области сложилась под мощным влиянием Москвы как центра области, четко определяется снижение плотности населения и людности городов и поселков от центра к периферии. Несмотря на отсутствие собственного центра, в области свыше 80% населения - городское население и много крупных по российским меркам городов: людность 16 городов превышает 100 тысяч жителей, в том числе 6 – более 150 тысяч (Балашиха, Химки, Подольск, Королев, Мытищи и Люберцы). Хотя состояние экономики и социальной сферы городов Московской области различно и зависит от их местоположения, функций и статуса, в целом плотная сеть городских поселений улучшает уровень жизни населения.

С точки зрения условий труда, наличия и развития инфраструктуры, характеристики Московской области весьма благоприятны. Область находится в центре европейской части России примерно на равных расстояниях от ее границ и является одним из наиболее экономически развитых и густонаселенных регионов России.


Количественные измерители трудового потенциала складываются под воздействием демографических процессов. Демографическая ситуация в Московской области очень долго характеризовалась естественной убылью населения, его старением и сокращением ресурсов труда. Эти негативные тенденции частично компенсировались миграцией населения из других регионов и стран СНГ.


Рис. 2 - Численность населения Московской области, тысяч человек (2005-2015 гг.) (Источник […])
В 2009 - 2010 годах произошло заметное улучшение сложной демографической обстановки, сохранявшейся очень сложной в течение длительного времени. В 2010 году численность населения Московской области возросла на 383 тыс. человек и составила 7095 тыс. Это было связано с увеличением потока мигрантов из других регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. В следующие два года темпы роста уменьшились, но положительная динамика все равно наблюдалась. В 2013 г. численность населения области уменьшилась на 150 тыс.чел., но в последующие годы ее рост возобновился и в 2015 году превысил значения 2012 г. на 33 тыс. чел. Эта положительная динамика наблюдается и в 2016 году.

По официальным статистическим данным Мособлстата в 2015 году, по сравнению с 2014 годом жителей Подмосковья стало больше на 97,4 тысячи человек (на 1,4%).



Рис. 3 - Естественный прирост (убыль) населения МО (Источник […]…)

Главным источником формирования трудового потенциала является рождаемость. Смертность, в зависимости от ее уровня, воздействует на размеры трудового потенциала в сторону его уменьшения. Естественный прирост населения, то есть превышение числа родившихся над числом умерших, в Московской области пока не наступил, но он зафиксирован в 18 муниципальных образованиях. Например, в городском округе Балашиха естественный прирост составил 1374 человека, в Ленинском районе: 692 человека, в Одинцовском: 576 человек, в городском округе Подольск: 467 человек, в Люберецком районе: 392 человека, в Мытищинском: 251 человек и т.д.

Среди регионов Центрального федерального округа Московская область занимает второе место по уровню рождаемости, уступая только Костромской области. В 2014 г. число детей, родившихся в области, увеличилось на 4,5 тысячи по сравнению с 2013 годом.