Файл: Конспект лекций для обучающихся направления подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
116
организация работы предприятий, учреждений инфраструктуры по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов;
организация обучения сотрудников оказанию ситуационной помощи ли- цам с инвалидностью.
Инструктаж
– обучающая процедура, устанавливающая порядок и спосо- бы выполнения какой-либо задачи или задания, проводится компетентным ли- цом, осуществляющим руководство учебной группой, или индивидуальным наставником (мастером).
Документы для ознакомления персонала в части обслуживания пассажиров с инвалидностью и МГН: стандарты, инструкции, регламенты, технологические процессы, правила, инструктажи.
Техническая учеба
– совокупность мероприятий, направленная на перио- дическое восстановление и непрерывное повышение уровня профессиональных знаний и навыков работников без отрыва от производства.
Техническая учеба должна проводиться в кабинете, оснащенном:
- необходимыми техническими средствами обучения (тренажерами, маке- тами, компьютерами с доступом к системе дистанционного обучения ОАО
«РЖД»);
- наглядными средствами обучения (схемами, плакатами, альбомами и др.);
- видеоустановками для демонстрации технических фильмов;
- учебной и инструктивной литературой и нормативными документами.
Возможные формы проведения занятий: лекции; семинары; практические занятия; консультации; тренинги; ауди- и видеоконференции, лекции, семина- ры. Кроме перечисленных, возможны следующие формы проведения занятий:
Практико-ориентированная ситуация (метод case-study)
– анализ и реше- ние реальной или выдуманной проблемной практической ситуации.
Ролевая игра
– моделирование ролевого поведения с целью с целью полу- чения непосредственного практического опыта межличностного общения и по- лучения обратной связи.
Сторителлинг
– создание системы мифов и тематических историй из жиз- ни компании, которые помогают вновь принятым сотрудникам понять ее дух, существующие ценности и порядки, обучать правилам работы в компании.
117
Конспект (технологическая карта, план проведения) учебного занятия должен: разрабатываться в электронном виде; утверждаться главным инжене- ром структурного подразделения или лицом, его замещающим; хранится у ин- женера по подготовке кадров в электронном виде и на бумажном носителе.
Содержание конспекта:
1. Тематика технического занятия с учетом категории работ и профессий.
2. Цель учебного занятия.
3. Перечень оснащения, необходимого для проведения занятия.
4. Используемый метод обучения.
5. Перечень литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.
В соответствии с положениями Конвенции ООН «О правах инвалидов», к подготовке персонала рекомендуется привлекать преподавателей из числа лю- дей с инвалидностью либо представителей объединений людей с инвалидно- стью, реабилитологов и иных экспертов, имеющих соответствующую квалифи- кацию.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8.3. Подготовка персонала предприятий железнодорожного транспорта
для обслуживания маломобильных пассажиров
ОАО «РЖД» устанавливает перечень профессий работников пассажирско- го комплекса железнодорожного транспорта общего пользования, связанных с обслуживанием маломобильных пассажиров, в должностные обязанности кото- рых включаются положения об оказании содействия пассажирам указанной ка- тегории.
Вопросы, связанные с обслуживанием маломобильных пассажиров, вклю- чаются в программы дополнительного профессионального обучения руководи- телей и специалистов пассажирского комплекса холдинга ОАО «РЖД» в обра- зовательных организациях железнодорожного транспорта, а также в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников при про- фессиональном обучении рабочих и служащих.
При приеме на работу работников, профессии которых связаны с обслужи- ванием маломобильных пассажиров, в подразделениях пассажирского комплек- са должен быть проведен инструктаж по вопросам обслуживания маломобиль- ных пассажиров, текст которого разрабатывается на основании типового, с уче-
для обслуживания маломобильных пассажиров
ОАО «РЖД» устанавливает перечень профессий работников пассажирско- го комплекса железнодорожного транспорта общего пользования, связанных с обслуживанием маломобильных пассажиров, в должностные обязанности кото- рых включаются положения об оказании содействия пассажирам указанной ка- тегории.
Вопросы, связанные с обслуживанием маломобильных пассажиров, вклю- чаются в программы дополнительного профессионального обучения руководи- телей и специалистов пассажирского комплекса холдинга ОАО «РЖД» в обра- зовательных организациях железнодорожного транспорта, а также в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников при про- фессиональном обучении рабочих и служащих.
При приеме на работу работников, профессии которых связаны с обслужи- ванием маломобильных пассажиров, в подразделениях пассажирского комплек- са должен быть проведен инструктаж по вопросам обслуживания маломобиль- ных пассажиров, текст которого разрабатывается на основании типового, с уче-
118 том условий работы каждого предприятия и утверждается руководителем пред- приятия (участка).
В подразделениях пассажирского комплекса в планы проведения техниче- ской учебы с работниками, профессии которых связаны с обслуживанием ма- ломобильных пассажиров, ежегодно включаются соответствующие темы, ре- зультаты обучения контролируются путем сдачи работниками зачетов.
ОАО «РЖД» разрабатывает примерные учебные планы и программы для профессионального обучения по предметам, связанным с обслуживанием ма- ломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте общего пользова- ния, типовые учебные программы повышения квалификации персонала на кур- сах целевого назначения, а также типовые инструкции, инструктажи, техноло- гические процессы, правила и другие нормативные документы. К разработке указанных документов в части, касающейся обслуживания маломобильных пассажиров, привлекаются общественные организации инвалидов.
ОАО «РЖД» проводит работу с образовательными организациями же- лезнодорожного транспорта, реализующими программы высшего и среднего профессионального образования в целях включения в программы обучения студентов, специальности которых связаны с организацией пассажирских пе- ревозок, тем, связанных с особенностями обслуживания маломобильных пас- сажиров.
ОАО «РЖД» разрабатываются рекомендации по обслуживанию маломо- бильных пассажиров, учитывающие различные аспекты инвалидности, а также документы, регламентирующие порядок действий при обслуживании инвалидов и маломобильных групп населения на вокзалах и в пассажирских поездах.
В подразделениях пассажирского комплекса в планы проведения техниче- ской учебы с работниками, профессии которых связаны с обслуживанием ма- ломобильных пассажиров, ежегодно включаются соответствующие темы, ре- зультаты обучения контролируются путем сдачи работниками зачетов.
Обслуживание маломобильных пассажиров должно осуществляться ра- ботниками, прошедшими обучение (инструктаж) по обслуживанию указанной категории пассажиров.
В соответствии с типовыми документами, для каждого подразделения раз- рабатывается местная инструкция (или соответствующий раздел в технологиче-
119 ском процессе или другой нормативной документации), содержащая опреде- ленные разделы:
1.
Организация резервирования мест и продажи билетов маломобильным пассажирам.
2.
Организация работы при получении заявки на обслуживание маломо- бильного пассажира из Центра содействия мобильности ОАО «РЖД».
3.
Организация парковки автотранспорта, доставившего/ожидающего ма- ломобильного пассажира.
4.
Организация сопровождения маломобильных пассажиров от транспорт- ного средства, доставившего/ожидающего маломобильных пассажиров.
5.
Организация сопровождения при личном обращении маломобильных пассажиров из/в здания вокзала на посадку из/в пассажирский поезд.
6.
Деление на зоны обслуживания маломобильных пассажиров в здании вокзала.
7.
Обеспечение и организация допуска и сопровождения ко всем функцио- нальным зонам вокзальной инфраструктуры.
8.
Организация посадки/высадки маломобильных пассажиров из/в вагон пассажирского поезда.
9.
Обслуживание маломобильных пассажиров в пассажирских поездах.
Вопросы для самоконтроля:
1. Цели подготовки персонала для обслуживания инвалидов и МГН.
2. Классификация категорий персонала для подготовки по программам обучения.
3. Цель обучения сотрудников предприятия, не контактирующих с клиен- тами?
4. Примерный перечень разделов, которые должны включаться в местные инструкции, разрабатываемые для каждого подразделения, связанного с обслу- живанием маломобильных пассажиров.
5. Формы участия представителей общественных организаций инвалидов в обучении персонала в подразделениях пассажирского комплекса железнодо- рожного транспорта.
6. Документы для ознакомления персонала в части обслуживания пасса- жиров с инвалидностью и МГН.
7. Возможные формы проведения занятий.
120 8. Какая обучающая процедура называется инструктажем?
9. Оснащение кабинета для проведения технической учебы.
10. Возможные формы проведения учебных занятий.
Литература:
1.
Стандарт СТО РЖД 03.01.2014 «Услуги на железнодорожном транспор- те. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров» / утв. Распоря- жением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2014 г. № 3102р.
2.
Перечень должностей и профессий работников пассажирского комплек- са железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров- инвалидов /утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 21.05.2013 № 1145р.
3.
Типовой конспект инструктажа для работников, связанных с обслужи- ванием маломобильных пассажиров, при приеме на работу в подразделения бизнес-блока «Пассажирские перевозки» / утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от
10 февраля 2015 г. № 313р.
4.
Правила по этике общения при обслуживании маломобильных пассажи- ров на железнодорожном транспорте / утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 27 августа 2013 г. №1835р.