Файл: Конспект лекций для обучающихся направления подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
(частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Стандарты и правила, не включенные в этот перечень, не являются обязатель- ными.
Ведущее место занимает актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» –
СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для ма-
ломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-
2001»
, утвержденная приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 и вве- денным в действие с 01.01.2013.
Свод правил СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и со-
оружений для маломобильных групп населения»
разработан в соответствии с принципами Конвенции о правах инвалидов, с учетом требований Междуна- родного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в области стандартизации.
Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессив- ный принцип «универсальный проект (дизайн)», который заявлен в Конвенции, как обязательный.
В настоящем нормативном документе реализованы требования Федераль- ного закона от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской
Федерации, Федерального закона от 24.11.2019 N№ 181-ФЗ «О социальной за- щите инвалидов в РФ», Федерального закона от 27.12.2015 № 184-ФЗ «О тех- ническом регулировании», Федерального закона от 30.03.2010 № 52-ФЗ «О са- нитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Требования настояще- го документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструи- руемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Свод правил указывает, что в случае невозможности полного приспособ- ления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т. д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумно- го приспособления» при согласовании задания на проектирование с территори- альными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
13
Нормативно-правовыми актами Российской Федерацией установлены еди- ные методические требования к соблюдению условий доступности:
– «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения» (приказ Мин- труда России от 25 декабря 2012 г. № 2626);
– «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность»
(Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 г.);
– «Примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедея- тельности инвалидов и других маломобильных групп населения» (Приказ Мин- труда России от 06.12.2012 № 2 575).
1.3. Обязанности по обеспечению для инвалидов доступной среды
Общие обязанности
по обеспечению для инвалидов доступной среды установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О соци- альной защите инвалидов в Российской Федерации». В целях реализации поло- жений Конвенции о правах инвалидов в ст. 15 этого Закона внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2016 г.
Общие обязанности по обеспечению для инвалидов доступной среды
Обязанности, которые согласно данным изменениям возлагаются на орга- ны государственной власти, органы местного самоуправления и организации, независимо от их организационно-правовой формы, можно разделить на три группы:
Первая группа – обязанности по обеспечению физической доступности
объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а так-
же предоставляемых в них услуг.
К таким обязанностям относятся:
– создание условий для беспрепятственного доступа к таким объектам
(жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружени- ям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организа- ции, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предо- ставляемым в них услугам;
14
– создание условий для беспрепятственного пользования железнодорож- ным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и город- ским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, между- городном сообщении;
– обеспечение возможности самостоятельного передвижения по террито- рии, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспорт- ной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транс- портное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла- коляски;
– допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфра- структур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые опреде- ляются Министерством труда и социальной защиты РФ.
Вторая группа – обязанности, направленные на устранения факторов,
препятствующих получению инвалидами необходимой информации на объек-
тах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Такими обя- занностями являются:
– надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необ- ходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
– создание условий для беспрепятственного пользования средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движе- ние пешеходов через транспортные коммуникации);
– дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной ин- формации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информа- ции знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Третья группа – обязанности, возлагаемые на работников организаций,
контактирующих с населением (проводники поездов, продавцы, официанты и
т. п.).
К таким обязанностям относится:
– сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
15
– оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населе- нию, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Перечисленные обязанности в части обеспечения доступности для инвали- дов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию.
Помимо указанных выше обязанностей Законом предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объ- ектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, обще- ственных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процен- тов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспорт- ных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
В случаях, если существующие объекты социальной транспортной и ин- женерной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом по- требностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны обеспечить доступность этих объектов для ин- валидов одним из следующих способов:
– согласовать способ доступа инвалидов к месту предоставления услуги с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа;
– либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Необходимо обратить внимание, что принятие решения о выборе одного из двух вышеперечисленных вариантов относится к компетенции собственника объекта соответствующей инфраструктуры, а не руководства организации, в ведении которой находится данный объект.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обя- занность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и
16 других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возла- гается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Вытекающие из норм федерального законодательства обязанности по обеспечению доступности для инвалидов и других групп населения с огра- ниченными возможностями передвижения возлагаются на предприятия,
учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание
населения
, на предприятия, которые обеспечивают оборудование вокзалов,
аэропортов и других объектов специальными приспособлениями,
позволяю- щими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами этих предприятий, учреждений и организаций.
Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действу- ющих объектов для доступа и пользования инвалидами и другими маломо- бильными группами населения осуществляется в период проведения их ре- конструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка поз- воляет осуществить эти работы.
Механизм, обеспечивающий исполнение обязанностей, связанных
с созданием доступной среды для инвалидов
Законодательство устанавливает механизм, обеспечивающий исполнение обязанностей, связанных с созданием доступной среды для инвалидов.
Во-первых, федеральные министерства по согласованию с Минтрудом РФ применительно к сфере регулируемой ими деятельности утверждают порядки обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инже- нерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также ока- зания им при этом необходимой помощи.
Во-вторых, федеральными органами исполнительной власти, органами ис- полнительной власти субъектов РФ, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах их полномочий должно осуществляться инструктирова- ние или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, свя- занным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг.
В третьих, за неисполнение законодательства об обеспечении доступной среды для инвалидов установлена административная ответственность.
17
Ответственность организаций и персонала за обеспечение доступа
инвалидов к объектам и услугам
За неисполнение законодательства об обеспечении доступной среды для инвалидов установлена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах:
−
уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для досту- па инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструк- тур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в раз- мере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей
;
−
отказ от постановки на производство транспортных средств общего поль- зования, приспособленных для использования инвалидами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех ты- сяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей;
−
нарушение требований к организации доступа к информации о деятель- ности государственных органов и органов местного самоуправления и ее раз- мещению в сети «Интернет»:
1.
Нарушение требований к технологическим, программным и лингвисти- ческим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государ- ственных органов и органов местного самоуправления – влечет наложение ад- министративного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государ- ственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязан- ность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена феде- ральным законом, – влечет наложение административного штрафа на долж- ностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
−
Нарушение требований законодательства
, предусматривающих выделе- ние на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранс- портных средств инвалидов, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридиче- ских лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
18
Финансирование мероприятий по выполнению требований
по обеспечению доступности
Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвали- дам для беспрепятственного доступа к объектам осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1.
В каком международном документе впервые инвалидность была опре- делена как функция отношений между инвалидами и их окружением
?
2. Цель принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ин- валидов?
3. Основные принципы, на которых базируются положения Конвенции о правах инвалидов.
4. Дискриминация по признаку инвалидности– определение.
5. Способы борьбы с дискриминацией по признаку инвалидности.
6. Какая деятельность определяется Конвенцией о правах инвалидов как
«Разумное приспособление»?
7. «Универсальный дизайн» – определение.
8. В каких федеральных законах содержатся требования общего характера по обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и услуг?
9. Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы –
цель и основные задачи.
10. Обязанности по обеспечению физической доступности объектов соци- альной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также предоставляе- мых в них услуг.
11. Обязанности, направленные на устранения факторов, препятствующих получению инвалидами необходимой информации на объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
12. Обязанности, возлагаемые на работников транспортных организаций,
контактирующих с населением.
19 13. Механизм, обеспечивающий исполнение обязанностей, связанных с со- зданием доступной среды для инвалидов.
14.
Финансирование мероприятий по выполнению требований по обеспе- чению доступности для инвалидов окружающей среды.
Литература:
1. Резолюция 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН «Всемирная программа действий в отношении инвалидов».
2. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
3. Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011–2015 г.
4. Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011–2020 г.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2019) «О со- циальной защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении измене- ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам со- циальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инва- лидов».
7. Федеральный закон от 30.12.2001 г.
№ 195-ФЗ «Кодекс Российской Фе- дерации об административных правонарушениях».
8. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудни- ков учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения до- ступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставля- ются, оказания при этом необходимой помощи / Р. Н. Жаворонков, Н. В.
Путило, О. Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2 ч. – М., 2015. – 555 с.
20