Файл: Конспект лекций для обучающихся направления подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
98 2. Какие требования включает в себя критерий доступности для маломо- бильных пассажиров объектов и услуг?
3. Какие требования включает в себя критерий безопасности для маломо- бильных пассажиров объектов и услуг?
4. Какие требования включает в себя критерий информативности?
5. Мероприятия направленные на повышение комфортности?
6. Организационные уровни управления ОАО «РЖД».
7. В каком документе изложены требования к системе менеджмента каче- ства группы компаний холдинга «РЖД»?
8. На основе какого документа разработано «Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД»?
9. Стратегия, на основе реализации которой, достигается превышение ожиданий потребителей?
10. Механизм реализации принципа постоянного улучшения деятельности ОАО «РЖД».
11. Какой подход положен в основу системы менеджмента качества ОАО
«РЖД»?
12. Три важнейшие функции, выполняемые стандартами.
13.
Основные цели разработки и применения стандартов качества?
14. Содержание понятия «
стандарт качества предоставления услуги».
15.
Требования к содержанию стандартов качества предоставления услуг.
Литература:
1. «Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД».
Утверждено советом директоров компании (протокол заседания совета директоров ОАО «РЖД» №22 от 7 декабря 2015 г.).
2. Азбука доступности среды жизнедеятельности : информ.-метод. посо- бие / под ред. В. А. Власова. – Екатеринбург : Министерство социальной защи- ты населения Свердловской области : Изд-во АМБ, 2011. – 56 с.
3. Управление качеством в
ОАО
«РЖД» http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=1448 4. Стратегия управления качеством в холдинге «РЖД». 2016 г.
http://www.rzd-expo.ru
99
7. Методика оценки доступности, паспортизации
доступности объектов и услуг организаций пассажирского
транспорта
План лекции:
1. Алгоритм оценки доступности для маломобильных пассажиров объек- тов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг.
2. Оценка параметров доступности объектов пассажирской инфраструкту- ры и предоставляемых услуг для пассажиров из числа инвалидов.
3. Уровни доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажир- ских поездов и предоставляемых услуг.
4. Оформление паспорта доступности.
5. Основные показатели доступности, вносимые в реестр доступности.
7.1. Алгоритм оценки доступности для маломобильных пассажиров
объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг
Распоряжением ОАО «РЖД» от 15 июля 2019 г. № 1427р утверждена «Ме- тодика оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пас- сажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляе- мых услуг».
Методика разработана для реализации требований приказа Минтранса Рос- сии от 06.11.2018№ 329 «Порядок обеспечения условий доступности для пас- сажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов даль- него следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальне- го следования» в части проведения обследования и паспортизации данных объектов и предоставляемых на них услуг в целях определения мер по по- этапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов.
Основной задачей Методики является создание алгоритма и процедуры обследования для определения уровня доступности указанных объектов и предоставляемых на них услуг для пассажиров из числа инвалидов. Разработка и заполнение форм паспортов объектов пассажирской инфраструктуры, ва- гонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг с целью определения их доступности для пассажиров из числа инвалидов.
100
Рис. 7.1. Алгоритм оценки доступности для маломобильных пассажиров объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг
7.2. Оценка параметров доступности объектов пассажирской
инфраструктуры и предоставляемых услуг для пассажиров
из числа инвалидов
7.2.1. Общие положения
Проведение обследования и паспортизации предусматривает выработку рекомендаций по поэтапному повышению уровня доступности для пассажи- ров из числа инвалидов пассажирской инфраструктуры, вагонов для пере- возки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг на основе принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления», определенных в Конвенции о правах инвалидов.
В соответствии с международной практикой, оценка параметров до- ступности проводится с учетом специфических потребностей в помощи че-
тырех категорий
пассажиров из числа инвалидов.
Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвали- дов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг осуществляется
Создание алгоритма и процедуры обследования
для определения уровня доступности объектов и
предоставляемых на них услуг для пассажиров из
числа инвалидов
Разработка и заполнение форм паспортов
объектов пассажирской инфраструктуры,
вагонов, пассажирских поездов и
предоставляемых услуг с целью определения их
доступности для пассажиров из числа инвалидов.
Выработка рекомендаций по поэтапному
повышению уровня доступности для пассажиров
из числа инвалидов пассажирской
инфраструктуры, вагонов, пассажирских
поездов и предоставляемых услуг на
основе принципов "универсального дизайна" и
"разумного приспособления"
101
перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава
(да- лее – оператор), владельцами пассажирской инфраструктуры (далее – владелец инфраструктуры), оказывающими услуги, связанные с перевозка- ми на железнодорожном транспорте пассажиров (далее – услуги).
Объекты паспортизации
Обследованию и паспортизации подлежат: а) объекты пассажирской инфраструктуры – представителем вла- дельца инфраструктуры: на железнодорожном вокзале, региональном участке обслуживания или в региональных дирекциях; б) модели вагонов для перевозки инвалидов – оператором подвижного состава на уровне Центрального аппарата управления или на региональном уровне управления; в) пассажирские поезда – оператором на региональном уровне управления.
7.2.2. Организации работы по проведению обследования и паспортизации
В целях организации работы по проведению обследования и пас- портизации подразделения центрального уровня управления издают соответ- ствующее распоряжение, которое определяет объекты, сроки, этапность и по- рядок проведения.
Для проведения обследования и паспортизации на объекте (вокзале, производственном участке, пассажирском и моторвагонном депо, пассажир- ской компании) владелец инфраструктуры, оператор, перевозчик создает ко-
миссию по проведению обследования и паспортизации
(далее – Комиссия).
Председателем Комиссии назначается руководитель подразделения ре- гионального уровня управления, который утверждает состав Комиссии, план-график проведения обследования и паспортизации, а так же организует работу Комиссии на линейном уровне.
102
Рис. 7.2. Схема организации работы по проведению обследования объектов пассажирской инфраструктуры
В состав Комиссии включаются:
заместитель председателя Комиссии – руководитель линейного уровня управления обследуемого объекта, предприятия, предоставляющего услуги;
сотрудники, профессии которых связаны с обслуживанием инвали- дов, прошедшие инструктаж или обучение по данной тематике;
представители общественных объединений инвалидов (по согласо- ванию), осуществляющих свою деятельность на территории поселения, му- ниципального района, городского округа. Рекомендуется привлекать предста- вителей Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ).
Рекомендуемая последовательность действий по организации работы Ко- миссии: а) проведение инструктажа членов Комиссии о целях, порядке и последовательности проведения обследования; б) ознакомление Комиссии с перечнем обследуемых объектов или функци- ональных зон объекта; в) ознакомление членов Комиссии с планами обследуемых объектов.
План-график проведения обследования и паспортизации
Утверждается председателем
комиссии
Обследование включает:
Полевой этап Камеральный этап
Комиссия по проведению обследования и паспортизации
создает владелец инфраструктуры,
оператор, перевозчик
Председателем Комиссии назначается
руководитель подразделения
регионального уровня управления
Распоряжение
издают подразделения центрального
уровня
определяет объекты, сроки, этапность
и порядок проведения обследования
103
Перечень обследуемых элементов для заполнения ведомости ин- вентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов может быть сокращен или дополнен владельцем инфраструктуры после изучения плана исследуемого объекта. При отсутствии плана исследуемого объекта решение по данному вопросу принимается владельцем инфраструктуры после его первоначального осмотра; г) натурное обследование объектов пассажирской инфраструктуры, ва- гонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг с фиксацией в ведомости инвентаризации доступности (далее – ведомо- сти инвентаризации) результатов обследования; д) внесение информации по результатам обследования в ведомости ин- вентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов (далее – ве- домость инвентаризации). Формы инвентаризации приведены в приложени- ях Методики.
Определение доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов
инфраструктуры и услуг
Для принятия решения о доступности для пассажиров из числа инвалидов: а) вагона для перевозки инвалидов − оценивается доступность каждой модели вагона по технической документации, натурные обследования прово- дятся при необходимости на одном вагоне обследуемой модели; б) пассажирского поезда и предоставляемых услуг − оцениваются исходя из утвержденной схемы поезда, паспорта доступности модели вагона, включенного в схему поезда, анализа нормативной документации − тех- нологического процесса работы обслуживающего персонала, наличия и со- блюдения порядка проведения инструктирования (обучения) персонала; в) объектов пассажирской инфраструктуры и предоставляемых услуг − проводится натурное обследование в целях выявления барьеров, огра- ничивающих транспортное обслуживание, анализа нормативной доку- ментации (технологического процесса работы обслуживающего персонала, наличия и соблюдения порядка проведения инструктирования (обучения) пер- сонала).
Этапы определения доступности
Обследование включает в себя два этапа: полевой и камеральный.
104
Определение доступности на полевом этапе проводится двумя способами:
– визуальным, когда определяются внешние параметры объекта или функ- циональной зоны: наличие или отсутствие конкретных элементов (в т. ч. специализированных), деталей здания, отдельных помещений, количество этажей, наличие информации и т. д.;
– инструментальным, при котором измеряются и фиксируются пара- метры элементов транспортных средств и объектов транспортной инфра- структуры пассажирского железнодорожного транспорта (в т. ч. специа- лизированных), например, высота поручней, ширина марша лестницы, габари- ты кабины лифта и т. д.
На камеральном этапе исследования доступности для пассажиров из числа инвалидов оценивается и фиксируется текущий уровень доступности и вы- рабатываются рекомендации по применению на объекте элементов до- ступности, формируемых посредством применения принципов «универ- сального дизайна» и «разумного приспособления».
7.2.3. Формирование ведомости инвентаризации
Натурное обследование и обработка полученных результатов направ- лены на: а) определение значений фактических параметров элементов; б) сравнение существующих значений с нормативными требованиями по доступности, по каждой категории инвалидов с учетом их специфических по- требностей в помощи; в) определение отклонений фактических параметров от нормативов доступности элементов для конкретных категорий инвалидов; г) выработку рекомендаций по устранению выявленных отклонений; д) определение уровня доступности транспортных услуг и транспортных средств, а также фактической возможности использования для обслуживания пассажиров из числа инвалидов с учетом их специфических потребностей в помощи.
105
Таблица 7.1
Форма инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и услуг наземной транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта
№ п/п
Элем ен ты дос туп нос ти
«ун иве рс аль ного ди за йн а»
Нормативы до- ступности
Группа инвалидов, для которой установлен норматив
Фа кт ич ес ка я ве ли чи на
, на ли чи е
При ме ча ни е
Ре ком ен дуе мые ме ро- при ят ия п о а да пт ац ии
К
О
С
Г
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 1
1. Оборудо- вание доступности прилегаю- щих земель- ных участков
1.1
Пешеход- ный путь через островок безопасно- сти: ширина не менее 3 м, длина не менее 2 м;
X
X
X
X
СП
59.13330.20 12 1.2
Ширина пе- шеходного пути:
- ширина пешеход- ного пути с учетом встречного движе- ния инвалидов на крес- лах-колясках должна быть не менее 2,0 м;
- допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пути дви- жения до 1,2 м с карманами размером не менее
2 x 1,8 м через каж- дые 25 м
X
X
X
СП
59.13330.20 12
При проведении анализа нормативной документации технологического процесса и иных документов, регламентирующих предоставление услуг пасса-
106 жирам, проверяется на наличие, достаточность и соответствие требований в части предоставления услуг пассажирам из числа инвалидов Федеральному законодательству в сфере социальной защиты инвалидов и нормативным до- кументам ОАО «РЖД».
Следующим этапом формирования ведомости инвентаризации является заполнение данных в графе 10 «Рекомендуемые мероприятия по адаптации при несоответствии нормативов доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг.
Комиссией разрабатываются предложения по принятию управленческих решений (с учетом положений Конвенции о правах инвалидов об обеспече- нии «разумного приспособления» и «универсального дизайна») в соответ- ствии с рекомендациями п. 6 Методики, которые в последующем включаются в
Паспорт.
В завершении разрабатывается раздел «Выводы», который содер- жит сведения об уровне доступности для пассажиров из числа инвалидов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10