Файл: Конспект лекций для обучающихся направления подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.3. Уровни доступности для пассажиров из числа инвалидов
объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки
инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг
По результатам проведения инвентаризации, уровень доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструкту- ры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляе- мых услуг может иметь следующие оценки:
– доступны для всех категорий инвалидов (доступны полностью – ДП).
Доступным считается объект обследования, на котором отсутствуют отклонения от существующих нормативных требований по всем структур- но-функциональным зонам, предназначенным для оказания услуг перевозки пассажиров или применяются конструктивные и организационные реше- ния, согласованные с общественными организациями инвалидов, в том чис- ле предусматривающие использование дополнительных индивидуальных технических средств (например, шагающего подъемника для преодоления лестничных маршей – ступенькохода, мобильных подъемников и др.), либо оказания ситуационной помощи;

107
– доступны для отдельных категорий инвалидов (ДП -Г, -С, -К, -О) – это означает, доступность для отдельных категорий инвалидов и не доступны для других категорий инвалидов по отдельным параметрам;
– не доступны для всех категорий инвалидов (НД) – это означает недо- ступность по одному или нескольким параметрам для основных категорий инвалидов (имеются отклонения от существующих нормативных требо- ваний по отдельным или по всем структурно-функциональным зонам).
Категория доступности для пассажиров из числа инвалидов не может быть выше самой низкой категории доступности любого из входящих в их состав элементов и структурно-функциональных зон, предназначен- ных для оказания услуг перевозки пассажиров.
Ведомость инвентаризации подписывается заместителем председателя
Комиссии.
7.4. Оформление паспорта доступности
Паспорт оформляется Комиссией, проводившей обследование.
Обязательным условием проведения паспортизации объектов пассажир- ской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг является наличие соответствующих ведомостей ин- вентаризации доступности.
В паспорт заносятся:

основные данные об объекте в том числе: адрес, собственник, разме- щение;

краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг пас- сажирам;

данные об уровне доступности, результаты оценки;

удельный вес услуг, предоставляемых пассажирам из числа инвалидов
с сопровождением персонала
владельца инфраструктуры и перевозчика от общего количества предоставляемых услуг, измеряемый в процентах;

доля работников, профессии которых связаны с обслуживанием пасса- жиров из числа инвалидов, прошедших инструктирование или обучение для работы с указанной категорией пассажиров.
По итогам оценки и паспортизации документы направляются в подразде- ления центрального уровня управления для составления реестра доступности.


108
7.5. Основные показатели доступности, вносимые в реестр
доступности
Реестр должен содержать основные показатели доступности:
1. Для объектов инфраструктуры:
а) удельный вес введенных с 1 июля 2016 года в эксплуатацию вокза- лов, полностью соответствующих требованиям доступности, от общего коли- чества объектов, введенных в эксплуатацию; б) удельный вес существующих объектов, которые в результате проведе- ния после 1 июля 2016 года их реконструкции, модернизации будут полно- стью соответствовать требованиям доступности, от общего количества объек- тов, прошедших реконструкцию, модернизацию; в) удельный вес существующих объектов (от общего количества вокзалов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступ- ность с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов), на которых до проведения реконструкции обеспечиваются:
– доступ пассажиров из числа инвалидов к месту предоставления услуги;
– предоставление пассажирам из числа инвалидов необходимых услуг в дистанционном режиме;
– предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жи- тельства; г) удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия индивиду- альной мобильности пассажиров из числа инвалидов и возможность для само- стоятельного их передвижения по зданию; д) удельный вес объектов, на которых обеспечено сопровождение пас- сажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зре- ния и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи, от общего ко- личества вокзалов; е) удельный вес объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации от общего количества вокзалов; ж) удельный вес объектов, на которых обеспечено дублирование необхо- димой звуковой и зрительной информации, от общего количества объектов; з) доля работников владельца инфраструктуры, профессии которых связа- ны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, прошедших инструк-

109 тирование или обучение для работы с указанной категорией пассажи- ров; и) удельный вес услуг, предоставляемых пассажирам из числа инвалидов с сопровождением персонала, от общего количества предоставляемых услуг; к) удельный вес объектов, имеющих утвержденные паспорта доступности объектов и предоставляемых на них услуг, от общего количества таких объек- тов.
2. Для пассажирских вагонов для перевозки инвалидов:
а) удельный вес введенных с 1 июля 2019 года в эксплуатацию пасса- жирских вагонов для перевозки инвалидов, полностью соответствующих требованиям действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов, от общего количества вновь вводимых пассажирских вагонов указанного типа; б) удельный вес существующих пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, которые в результате проведения после 1 июля 2019 года их модернизации полностью соответствуют требованиям действующей норма- тивной документации, регламентирующей технические требования для пере- возки инвалидов, от общего количества пассажирских вагонов указанного ти- па прошедших модернизацию; г) удельный вес пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, по- строенных и модернизированных в соответствии с требованиями действу- ющей нормативной документации, регламентирующей технические требо- вания для перевозки инвалидов, имеющих утвержденные паспорта доступности и предоставляемых на них услуг, от общего количества таких вагонов.
3. Для поездов дальнего следования:
а) удельный вес пассажирских поездов дальнего следования, в состав которых включено не менее 1 вагона для перевозки инвалидов, полностью соответствующего требованиям доступности для них, от общего количества пассажирских поездов дальнего следования, предусмотренных расписанием; б) доля работников оператора, профессии которых связаны с обслу- живанием пассажиров из числа инвалидов и прошедших инструктирование или обучение для работы с указанной категорией пассажиров, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством


110 субъектов Российской Федерации, от общего количества таких сотрудников, предоставляющих услуги; в) удельный вес услуг, предоставляемых пассажирам из числа инвалидов с сопровождением персонала перевозчика, от общего количества предостав- ляемых услуг (подъемники, купе, туалеты), измеряемый в процентах; г) удельный вес пассажирских поездов дальнего следования, име- ющих утвержденные паспорта доступности и предоставляемых на них услуг, от общего количества таких поездов.
На основе полученных данных формируется план мероприятий (до- рожная карта) по поэтапному повышению показателей доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструк- туры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставля- емых услуг.
Вопросы для самоконтроля:
1. Основная задача «Методика оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажир- ских поездов и предоставляемых услуг».
2. Алгоритм оценки доступности для маломобильных пассажиров объек- тов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг.
3. Оценка параметров доступности проводится с учетом специфиче- ских потребностей в помощи каких категорий пассажиров из числа инвалидов?
4. Какие объекты подлежат обследованию и паспортизации?
5. Подразделения какого уровня управления издают распоряжение о про- ведении обследования и паспортизации объектов инфраструктуры, подвижного состава и услуг?
6. Какие сведения содержит распоряжение о проведении обследования и паспортизации?
7. Кем создается Комиссия по проведению обследования и паспортиза-
ции?
8. Функции председателя Комиссия по проведению обследования и пас- портизации.
9. Руководитель подразделения какого уровня управления назначается председателем Комиссия по проведению обследования и паспортизации?
10. Состав Комиссии по проведению обследования и паспортизации.

111 11. Рекомендуемая последовательность действий по организации работы
Комиссии по проведению обследования и паспортизации.
12. Как оценивается доступность вагонов для перевозки инвалидов?
13. Как оценивается доступность для пассажиров-инвалидов поезда и предоставляемых в нем услуг?
14. Способы проведения обследования на полевом этапе.
15. Формирование ведомости инвентаризации.
16. Какие оценки может иметь уровень доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для пе- ревозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг?
17. Кто подписывает Ведомость инвентаризации?
18. Кто оформляет Паспорт доступности?
19. Какие сведения заносятся в Паспорт доступности?
20. Подразделениями какого уровня управления составляется реестр до- ступности?
Литература:
1. «Методика оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг» утверждена Распоряжением ОАО «РЖД» от 15 июля
2019 г. № 1427р.


112
8.
Подготовка персонала для оказания
«ситуационной помощи» инвалидам и МГН
План лекции:
1. Цели подготовки и классификация категорий персонала для обучения.
2. Теоретическое и практическое обучение персонала специализированным действиям при обслуживании пассажиров с инвалидностью и МГН.
3. Подготовка персонала предприятий железнодорожного транспорта для обслуживания маломобильных пассажиров.
8.1. Цели подготовки и классификация категорий персонала
для обучения
Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодо- рожного транспорта Российской Федерации» (ст. 81.1) – «обслуживание пасса- жиров из числа инвалидов на вокзалах и в поездах дальнего следования осу- ществляется работниками владельца инфраструктуры или перевозчика, про- шедшими инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обслужи- ванием пассажиров из числа инвалидов».
Цели подготовки персонала для обслуживания инвалидов и МГН:
1. Обеспечить внедрение технологий обслуживания пассажиров с инва- лидностью и других МГН.
2. Обеспечить организацию работ по обслуживанию пассажиров с инва- лидностью и других МГН.
3. Обеспечить необходимую ситуационную помощь пассажирам с инва- лидностью и других МГН;
4. Сформировать современную культуру предприятия по обслуживанию пассажиров с инвалидностью и других МГН.
Классификация категорий персонала для обучения по программам обуче- ния:
1. Персонал, не имеющий контактов с клиентами.

113 2. Персонал контактирующий, не оказывающий услуги.
3. Персонал, оказывающий услуги инвалидам.
4. Инструкторы по обучению персонала оказанию «ситуационной помо- щи» инвалидам и МГН.
5. Специалисты по организации обслуживания инвалидов в учреждении.
8.2. Теоретическое и практическое обучение персонала
специализированным действиям при обслуживании пассажиров
с инвалидностью и МГН
Программа подготовки сотрудников предприятия, не имеющих контакты
с клиентами
Цель обучения – подготовить персонал, исполняющий вспомогательные функции, для формирования корпоративной культуры организации по обслу- живанию инвалидов.
Целевая аудитория – вспомогательный персонал, не имеющий непосред- ственных контактов с инвалидами на объекте.
Содержание курса:
1. Реализация принципов Конвенции о правах инвалидов ООН при органи- зации обслуживания инвалидов – 0,5 часа.
2. Потребности различных групп инвалидов в помощи – 1 час.
3. Оказание помощи и основы культуры общения с инвалидами – 1 час.
4. Экзаменационный тест по курсу – 0,5 часа.
Общая продолжительность курса, включая экзаменационный тест – 3 часа.
Программа подготовки контактирующих с клиентами сотрудников
предприятия, но не оказывающих услуги
Цель обучения – подготовить персонал, исполняющий вспомогательные функции, для общения, оказания помощи, формирования корпоративной куль- туры организации по обслуживанию инвалидов.
Целевая аудитория – вспомогательный персонал, имеющий непосред- ственные контакты с инвалидами на объекте, при обслуживании.


114
Содержание курса:
1. Реализация принципов Конвенции о правах инвалидов ООН при органи- зации обслуживания инвалидов – 0,5 часа.
2. Потребности различных групп инвалидов в помощи – 1 час.
3. Оказание помощи и основы культуры общения с инвалидами – 2 часа.
4. Виды оборудования, используемого инвалидами, технические характе- ристики и эксплуатация – 0,5 часа.
5. Технология обслуживания различных групп инвалидов при выполнении должностных обязанностей – 0,5 часа.
6. Экзаменационный тест по курсу – 0,5 часа.
Общая продолжительность курса, включая экзаменационный тест – 5 ча- сов.
Программа подготовки сотрудников предприятия, осуществляющих
обслуживание инвалидов
Цель обучения – подготовить сотрудников, обслуживающих инвалидов, для общения, оказания помощи, обслуживания, формирования корпоративной культуры организации по обслуживанию инвалидов.
Целевая аудитория – сотрудники предприятия, осуществляющие обслужи- вание инвалидов.
Содержание курса:
1. Реализация принципов Конвенции о правах инвалидов ООН при органи- зации обслуживания инвалидов – 0,5 часа.
2. Потребности различных групп инвалидов в помощи – 1 час.
3. Оказание помощи и основы культуры общения с инвалидами – 3 часа.
4. Виды оборудования, используемого инвалидами, технические характе- ристики и эксплуатация – 0,5 часа.
5. Технология обслуживания различных групп инвалидов при выполнении должностных обязанностей – 2 часа.
6. Нестандартные ситуации – 0,5 часа.
7. Экзаменационный тест по курсу – 0,5 часа.
Общая продолжительность курса, включая экзаменационный тест – 8 ча- сов.

115
Подготовка инструкторов предприятий общественного транспорта для
обучения (инструктажа) персонала по оказанию ситуационной помощи
инвалидам и маломобильным группам пассажиров (18 часов)
Основные разделы:
– конвенция о правах инвалидов. Правила обслуживания пассажирских пе- ревозок. Основные принципы и требования к обеспечению доступа инвали- дов к объектам и услугам предприятий общественного транспорта;

определение потребностей различных групп инвалидов и МГН в помощи.
Способы оказания «ситуационной помощи» на транспорте;

общение с различными группами инвалидов и МГН при оказании «ситуа- ционной помощи»;

оборудование предприятий пассажирского транспорта для оказания «си- туационной помощи» инвалидам и МГН и оборудование, используемое инва- лидами для передвижения;

методика проведения инструктажа для персонала предприятий пассажир- ского транспорта по оказанию ситуационной помощи инвалидам.
Подготовка специалистов для предприятий и учреждений
инфраструктуры для организации работ по созданию безбарьерной
среды для инвалидов
Основные разделы:

разработка и внедрения стандартов предприятий и учреждений инфра- структуры по обеспечению качества доступности объектов и услуг для инвали- дов. Показатели качества доступности объектов и услуг;

модель, инструменты обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг предприятий, учреждений инфраструктуры;

методика обследования доступности для инвалидов объектов и услуг предприятий инфраструктуры. Аудит доступности;

паспортизация доступности для инвалидов объектов и услуг предприя- тий инфраструктуры;

оборудование для обеспечения доступа инвалидам к объектам инфра- структуры и оборудование используемое инвалидами;

организация работ по адаптации для инвалидов объектов инфраструк- туры;