Файл: Тема Нормативноправовые основы деятельности педагога по физической культуре.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Модуль 1. Правовые особенности деятельности педагога по физической культуре.
Тема 1. Нормативно-правовые основы деятельности педагога по физической культуре.
Содержание:
Права и обязанности участников образовательного процесса. Образовательный процесс. Образование, воспитание, обучение. Право на образование. Образовательные правоотношения. Участники образовательных правоотношений. Нормативно-правовые акты. Педагогические отношения. Физическая культура и спорт в современном мире. Принципы физического воспитания. Положения развития физического воспитания и спорта среди учащейся молодежи в соответствии с Национальной доктриной образования, ФЗ РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «О физической культуре и спорте в РФ». Правовые и нормативные положения организации процесса физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях всех типов.
Лекция.
Образовательный процесс представляет собой социальное явление, в котором задействовано большое количество участников образовательных отношений. Участники образовательных отношений – это довольно обширная группа, в которую входят сами обучающиеся, их родители или законные представители, педагоги и их представители, организации, которые осуществляют образовательную деятельность.
Участники образовательного процесса обладают определенными правами и обязанностями, которые отражены во многих нормативно-правовых актах. Так, в Конституции РФ отражены гражданские свободы и права обучающихся как участников образовательных отношений (Конституция РФ – ст. 28,29,30,44). ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» описывает права и меры социальной поддержки обучающихся и воспитанников – статья 34.
Не стоит забывать и об обязанностях обучающихся. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражены обязанности и меры ответственности – статья 43. Также, в статье 44 этого законодательного документа отражены основные права, обязанности и ответственность родителей или законных представителей несовершеннолетних обучающихся в сфере образования. Важно отметить, что родители могут подвергнуться уголовной ответственности в определенных случаях:
-
за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156 УК РФ). -
ответственность за вовлечение родителями (законными представителями) несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК РФ); -
за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей (ст. 157 УК РФ). -
систематическое употребление несовершеннолетними спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ).
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражает общие требования к квалификационному уровню лиц, претендующих на реализацию права на занятие педагогической деятельностью. Согласно закону, необходимо соблюдение некоторых условий: 1) должно быть среднее профессиональное или высшее образование; 2) должны соответствовать квалификационные требования по конкретной педагогической должности. Данные требования указаны в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, но, в данный момент, они находят отражение в появляющихся профессиональных стандартах в системе образования, определяющих определенные требования к образованию, обучению, практической работе и другие характеристики педагога.
Образовательное право представляет собой комплекс юридических норм, которые контролируют деятельность образовательных субъектов. Образовательное право действует в трех крупных направлениях:
-
Оно является неким «арбитром» между субъектами образования при признании образовательного института в международном масштабе; -
Регулирует отношения между учебными учреждениями и государственными органами – аккредитация, аттестация, лицензирование и т.п.; -
Направлено на установление порядка отношений между образовательными учреждениями и учащимися (их родителями) – правила поступления в учебные заведения, направления образовательных программ, содержание экзаменов и т.п.
Источниками образовательного права считаются международные и отечественные правовые законы, нормативно-правовые акты, которые регулируют сферу образования.
Общественные отношения в сфере образования представляют собой отношения между социальными субъектами в контексте их равенства и социальной справедливости в распределении образовательных благ, условий, духовных потребностей. Данные потребности регулируются образовательным правом.
Педагогические отношения представляют собой комплекс действий – последовательных и взаимосвязанных, педагогов и обучающихся, которые направлены на формирование и усвоение системы знаний, умений и навыков, развитие способности применять эти знания, умения и навыки в практической деятельности.
Образовательное право регулирует некоторые виды отношений образовательной сферы. Образовательные отношения – это отношения по обучению и воспитанию, трудовые отношения, управленческие отношения, имущественные отношения, социальные отношения. Трудовые отношения в сфере образования организуются между образовательной организацией и работником. Управленческие отношения возникают между образовательной организацией и органами государственного управления образованием, местными органами. Социальные отношения возникают между работниками образования и государством, между учащимися (родителями, законными представителями) и государством (льготы, пособия, пенсии).
Образовательное право представляется системой нормативно-правовых актов, которые регулируют эти отношения. Нормативно-правовой акт представляет собой изданный в установленном порядке акт управомоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, или должностного лица, который устанавливает определенные правовые нормы, которые обязательны для круга лиц, рассчитаны на неоднократность применения. Также, такие акты действуют независимо от возникновения или прекращения конкретных правоотношений, которые предусмотрены актом. Нормативно-правовые акты бывают разными, с юридической точки зрения: федеральные нормативно-правовые акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые акты местных органов самоуправления, нормативно-правовые акты образовательных организаций.
В 2008 году вышло распоряжение Правительства РФ, в котором была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года». В этой концепции, в разделе «Развитие физической культуры и спорта» были прописаны основные направления политики государства в области физической культуры и спорта.
Целью данной политики является формирование условий, направленных на поддержание и формирование здорового образа жизни и занятия физической культурой и спортом являются неотъемлемой частью этого формирования.
Существуют определенные принципы спортивного права, направленные на регулирование сфера физической культуры и спорта. Классифицируя эти принципы, их можно разделить на:
-
Общеправовые:
- принцип законности, заключающийся в применении «всего», что разрешено законом;
- принцип свободной экономической деятельности;
- принцип государственного регулирования;
-
Специальные принципы – складываются после развития спортивных отношений.
Закономерности, правила и требования, которые предъявляются к педагогу, соответствуют принципам физического воспитания. Данные принципы определяют деятельность педагога по всесторонней физической подготовке ребенка, гармоничному развитию у него жизненных сил. Физическое воспитание придерживается как общепедагогических (сознательности и активности, наглядности и др.), так и специальных, выражающих специфические закономерности физического воспитания. К таким принципам относятся: 1) всестороннее развитие личности; 2) оздоровительная направленность физического воспитания; 3) связанность физической культуры и жизни в целом; 4) систематические и непрерывные физические нагрузки и отдых; 5) постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий; 6) цикличность занятий и др.
Как уже было отмечено, физическое воспитание придерживается и общепедагогических принципов:
-
Принцип осознанности и активности – предполагает воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Этот принцип был сформирован Лесгафтом П.Ф. в противопоставлении механическому заучиванию. Осознанность ребенком техники, последовательности движений и т.п. способствует формированию телесной рефлексии. При осознании оздоровительного действия физических упражнений, ребенок способен научиться творческому и самостоятельному решению двигательных задач. -
Принцип активности – формирует у ребенка высокий уровень самостоятельности, творчества и инициативы. -
Принцип систематичности и последовательности – это обязательный принцип при физическом воспитании. Явление систематичности характеризуется взаимосвязанностью знаний, умений и навыков. Систематичность обеспечивается регулярностью, планомерностью и непрерывностью физического воспитания на протяжении дошкольного периода. Независимо от возраста, в процессе физического воспитания должна соблюдаться последовательность труда и отдыха, а также последовательность и взаимосвязь самих занятий. -
Принцип повторения – является важным принципом, так как формирование двигательных навыков предполагает повторение. Двигательные навыки и динамические стереотипы образуются при многократном повторении. -
Принцип постепенности – соблюдается при включении вариантных изменений в стереотипы выполнения движения. По мнению И.П. Павлова, постепенность и тренировка – это основное физиологическое правило в педагогике. -
Принцип наглядности – предполагает взаимосвязь чувствительного восприятия и мышления. Благодаря соблюдению этого принципа, происходит направленное воздействие на функции сенсорных систем, которые принимают участие в движении. Наглядность, которая используется в физическом воспитании – опосредованная и непосредственная. Непосредственная наглядность предполагает показ педагогом разучиваемого движения, а опосредованная – демонстрация различных пособий, фильмов и т.д., которые дают представление о выполняемом действии. -
Принцип доступности и индивидуализации – соблюдение мер доступного. Данный принцип довольно специфичен в отношении оздоровительного физического воспитания. Педагогу необходимо определять меру доступного для обучающегося. Мера зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от определенных объективных факторов, которые возникают при выполнении определенного двигательного упражнения.
Деятельность физкультурно-спортивных организаций регулируется в основном законом «О физической культуре и спорте в РФ». Именно этот закон регламентирует организационно правовые и социально-экономические основы данных организаций. Управление физкультурными организациями осуществляется как государственными, так и общественными органами управления.
Физическое воспитание и спорт выступает комплексом мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, на повышение уровня работоспособности и т.д. В свою очередь, государство стимулирует развитие физической культуры и спорта с помощью финансирования и организации, различных спортивно-оздоровительных мероприятий.
Физическое воспитание организовано таким образом, чтобы учитывать интересы и особенности каждого человека. В общеобразовательных учреждениях и дошкольных учреждениях, физическое воспитание входит в систему государственной программы.
Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на развитие личности и, следовательно, применение системно-деятельностного подхода является важным аспектом планирования уроков физической культуры. Исходя из этого, на уроке физической культуры должны формироваться условия, которые необходимы для активности обучающихся. В рамках этих условий, важной задачей современного урока физической культуры в начальном общем образовании, является формирование первоначальных представлений о физической культуре и здоровом образе жизни, понимание обучающимися значимости здорового, физически активного образа жизни как фактора разностороннего гармоничного развития личности, успешной учебной деятельности и социализации; формирование умения использовать ценности физической культуры для укрепления здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, оптимизации физического развития и двигательной подготовленности в процессе самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной деятельности; обогащение двигательного опыта и формирование умения взаимодействовать в команде в процессе овладения жизненно важным фондом двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, приёмов базовых видов спорта, подвижных игр и элементов спортивных игр, направленного воспитания физических качеств и сопряжённых с ними двигательных способностей; формирование навыка оценки эффективности физкультурной деятельности, освоение правил безопасности при выполнении физических упражнений и различных форм двигательной активности; формирование позитивного отношения к физической культуре и здоровому физически активному образу жизни, в том числе в процессе физического самовоспитания.