Файл: Введение Проблема гендерного воспитания является актуальной.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сегодня многообразие теоретического инструментария и возросшие связи наук дают возможность складываться междисциплинарным стратегиям, включающим единство и многообразие аспектов и подходов исследования.
Гендерный подход как раз и отвечает тем требованиям современной науки, которые обеспечивают полноту охвата в объяснении и прогнозировании как глобальных, так и локальных процессов как на уровне объективной необходимости и исторической опосредованности, так и на уровне частного и единичного.
С позиции гендерного подхода важно не только различие и особенности мужского и женского, а более широкий пласт: выявление условий и факторов, формирующих различие и специфику роле половых моделей и обеспечивающих становление половых различий на микроуровне статусных самоидентификаций и социальных притязаний.
Половой диморфизм во многом определяет различия индивидуальных поведенческих и семейных моделей, жизненных стратегий человека. Однако достижения современной медицины, в результате которых появилась возможность изменять человеческий пол, а в недалеком будущем, вероятно, и возможность изменять его биологические репродуктивные функции, еще раз напомнили человечеству о необходимости глубокого переосмысления сложившихся представлений о поле, о роли мужчин и женщин в семье и обществе.
Половая роль, некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. Поведение мужчины и женщины определяется прежде всего их биологическими особенностями.
Природная сущность женщины – рожать и воспитывать детей. Отсюда главная её роль – быть матерью и хранительницей домашнего очага, то есть заботиться о рождении здорового потомства, о создании уюта в своём доме, атмосферы эмоционального комфорта, гармонии и порядка. Для выполнения своего предназначения женщина должна быть прежде всего физически здоровой, терпеливой, участливой и сострадательной, добросердечной, мужественной и гордой. Обязанность мужчин – создать женщинам условия для реализации их высокой миссии. Отсюда главная роль мужчин – роль строителя, добытчика, защитника, к тому же он должен быть благородным, умным, мужественным.
Нормы поведения, характерные для данного пола, а также формы этого поведения определяются не только биологическими особенностями, но и условиями социальной среды. В первобытном обществе социальные роли мужчины и женщины наиболее гармонично сочетались с их природной сущностью. Женщина по праву пользовалась особо почётным положением: она – мать, воспитательница детей, хранительница домашнего очага, мужчина – охотник, воин.
Классовое общество диктует свой стандарт поведения. Роль женщины не меняется: она по-прежнему мать и жена. Меняется социальная роль мужчины – он становится владельцем средств производства и главой семьи. Так женщина из своего высокого положения хозяйки дома попадает в зависимость к мужчине. С возвращением женщины в сферу общественного производства начинается процесс эмансипации женщин и демократизации в отношениях полов, что несёт в себе и положительные и отрицательные моменты. Завоевав равное с мужчиной право на участие в общественной жизни, женщина переняла извечно мужские роли, а вместе с ними, к сожалению, и соответствующие формы поведения: агрессивность, властность, диктат, силовые приёмы в решении конфликтов. Отчуждение пола характерно и для современного мужчины, нередко он лишён внутренней свободы, уверенности в себе, ему присущи вялость и пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость, капризность. Массовое ослабление женственности и соответственно мужественности – огромное психологическое бедствие для семейной жизни, для культуры любви в целом.
С января 2007 года в России начала действовать обнародованная в Послании Президента демографическая программа, рассчитанная на 10 лет. Репродуктивный потенциал общества определяется, по крайней мере, двумя составляющими: медицинской, в которой этот потенциал рассматривается в зависимости от состояния здоровья подрастающих граждан и, в первую очередь, девочек – будущих матерей, и психолого-педагогической, которая представлена мотивацией женщин на рождение не менее трех детей, необходимых для расширенного воспроизводства населения.
При всей очевидности гуманистической направленности начатой правительством демографической программы успешность ее долгосрочной перспективы может не состояться, если не использовать при ее реализации систему воспитания и обучения школьников гендерным ролям – принятым в обществе моделям женского и мужского поведения.
Проведя анализ на теоретическом уровне исторического развития гендерного воспитания и рассмотрев эту проблему с позиции современного развития науки, мы пришли к следующим выводам. Основы гендерных различий в способах мышления, которые отражаются на способах усвоения знаний, закладываются генетически и затем с раннего детства развиваются в семье и в общении с другими людьми, в результате чего дети учатся поступать в соответствии со своим полом, гендерным стереотипом, у них вырабатывается «гендеросоответствующее» поведение.
Гормоны и строение головного мозга у детей разного пола имеют значительные различия, что влияет на их способности, поведение, предпочтения, отношение к окружающему миру. Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. Многочисленные исследования показывают, что у мальчиков более развиты способности к точным наукам, лучше развит зрительно-пространственный интеллект. У девочек лучше развиты речевые навыки, более гибкое мышление, в детстве они по сравнению с мальчиками развиваются быстрее.
Кроме того, большинство современных психологов сходится в том, что психологическое предназначение женщины состоит в сохранении и развитии внутреннего мира, поддержании эмоциональных отношений с людьми, а мужчины призваны завоевывать и охранять внешнее пространство жизни своей семьи. Энергия мужчин направлена вовне, женщин – внутрь, мужчины активны, женщины чувствительны.
В современном мире в общественном сознании гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф.Л. Джес, гендерные стереотипы, являлись «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности-маскулинности. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.
2. Экспериментальное исследование степени выраженности гендерных характеристик старших школьников
2.1 Цели, задачи и методы экспериментального исследования
Целью исследования является выявление и экспериментальная проверка степени выраженности феменинных и маскулинных характеристик старших школьников.
В исследовании выдвигается гипотеза: работа по гендерному воспитанию старшеклассников будет успешной в том случае, если уровень развития признаков феминности и маскулинности будет соответствовать полу.
Психолого-педагогическое исследование проходило в несколько этапов:
-
Поисково-подготовительный этап: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения исследования. На данном этапе выполнено изучение литературы по проблеме выявления феминных и мускулинных характеристик личности. -
Опытно-экспериментальный этап: проведение исследования, обработка результатов. На данном этапе было проведено психологическое тестирование подростков по двум методикам, полученные результаты были обработаны и сведены в таблицы. Для определения признака был использован Q-критерий Розенбаума. -
Контрольно-обобщающий этап: анализ и обобщение математико-статистических результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.
В исследовании степени выраженности гендерных характеристик старших школьников были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы – тестирование по методикам:
-
Методика исследование маскулинности-фемининности личности С. Бем; -
Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну.
-
Методы математической статистики – Q-критерий Розенбаума.
Методика 1. Методика исследование маскулинности-фемининности личности С. Бем;
Психологический пол
Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности, как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.
Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
Фемининность. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.
Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.
Методика исследование маскулинности-фемининности личности С. Бем.
Методика была предложена Сандрой Бем для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений, на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств..
Ключ к тесту
мускулинность: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58
фемининность: 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56,59
За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности и маскулинности в соответствии со следующими формулами.
F =: 20
М =: 20
Основной индекс IS определяется как:
IS =: 2,322
Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1, то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 – о фемининности. При этом, в случае когда IS < -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 – говорят о ярко выраженной фемининности.
Методика 2. Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну.
Маскулинные и феминные качества – это, в основном, врожденные психологические признаки, параллели половой принадлежности, входящие в характер. Маскулинность проявляется в таких чертах, как смелость, воля, напористость, стремление демонстрировать силу, авантюризм, жесткость и др. Феминности соответствует уступчивость, покористость, попечительство, сострадание и эмпатия.
Духовность женщины, рассмотренная нами как структура, проявляет себя в таких сферах деятельности как жалость, нравственность, нежность, потребность опекать, заботиться, следовать своей природной характерной мягкости, доверчивости, вере в человека; компоненты, составляющие структуру духовности женщины, в своей цельновыраженности представляют специфику женского начала. Существующие актуальные проявления специфики женского личностного начала в российской социальной среде обнаруживаются в деятельности, связанной с заботой, эмпатией, межличностным общением. Гуманная направленность духовности женского начала выступает сегодня как биосоциальный носитель мудрости.
Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Эмпатия – феномен социально-психологического происхождения, возникающий при взаимодействии человека с человеком, животным, при восприятии произведения искусства. Как индивидуально-психологическое свойство эмпатия характеризует способность человека сопереживанию и сочувствию.