Файл: Введение Проблема гендерного воспитания является актуальной.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия – один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике и т. д.

Впервые опросник для оценки свойства эмпатии был предложен А. Меграбяном и Н. Эпштейном. Русский текст вопросов был взят по учебному пособию «Советы психолога менеджеру». По сравнению с начальным вариантом была изменена шкала ответов, исключены вопросы, не имеющие корреляций с итоговым баллом, были составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.

В опроснике 25 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить степень своего согласия с ним..

Испытуемым предложено четыре варианта ответа: «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет».

Обработка результатов и анализ данных. Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ присваивается 1,2,3 или 4 балла, затем, путем суммирования, подсчитывается общий балл по свойству эмпатии. Степень выраженности эмпатии определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.


2.2 Процесс экспериментального исследования и его результаты
Исследование проводилось на базе учеников 10 «Б» класса МОУСОШ № 30 г. Челябинска в количестве 36 человек в возрасте 15–16 лет. Из них 16 мальчиков и 20 девочек.

Данные по методике исследования маскулинности-фемининности личности С. Беем представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, девочки демонстрируют большую подверженность стереотипам феменинности. Мальчиками же не до конца осознается их социальная роль. Большую часть испытуемых можно отнести к андрогинному типу личности, однако с низким уровнем, так как показатели маскулинности-феменинности оказались не высоки.

Данные по методике диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну представлены в таблице 3.

Для определения уровня эмпатии, как феминного признака воспользумся Q-критерием Розенбаума.

Сформулируем гипотезы:

Н0: Девушки не превосходят парней по уровню эмпатии.

Н1: Девушки превосходят парней по уровню эмпатии.

Упорядочим по убыванию общего бала свойства эмпатии.

По таблице 4 определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда: S1=8.

Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда: S2=6.

Вычисляем Qэмп:

Qэмп= 8+6= 14

Определяем критическое значение Q для n1=20, n2=16;

QKp= 7

9

Ясно, что чем больше расхождения между выборками, тем больше величина Q. Н0 отклоняется при Qэмп.>= QKp, а при Qэмп.< QKp мы будем вынуждены принять Н0.

Qэмп.>= QKp,

Ответ: Н0 отклоняется.

Принимается Н1: Девушки превосходят парней по уровню эмпатии.

Результаты данного исследования подтверждают результаты, полученные с помощью исследования маскулинности-фемининности личности С. Беем: девушки более осознано представляют свою гендерную роль в обществе.

Гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности. В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными ролям являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные. Направление, в котором испытуемые стремятся развивать свои гендерные характеристики, это усиление у себя полоспецифичных черт и уменьшения степени выраженности неполоспецифичных черт.



Однако становление гендерной идентичности индивида не обусловлено прямо и непосредственно наличием гендерной роли и включённых в неё социальных стереотипов, представлений и ожиданий. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности и гендерной идентичности, то есть из внешнего, «заданного» социумом и культурой плана перейти в область внутреннего, личностно-осмысленного принятия гендерной роли и соответствующих ей установок.

Присущая людям от рождения, тенденция обработки информации в категориях гендерных различий и потребность в идентификации с группой, желание повысить самооценку способствуют укреплению гендерных установок, носящих характер ложных представлений, предубеждений, охватывающих все области социальных отношений: семью, политику, образование, профессиональную деятельность.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых, проявлявших высокий уровень конформности влиянию общества, в ходе констатирующего эксперимента была выявлена наибольшая степень подверженности гендерным стереотипам, что в достаточной мере подтверждает гипотезу исследования.


Заключение
Тот факт, что по статистике в России на каждую тысячу заключенных браков приходится почти 500 разводов, многие специалисты связывают со смешением женских и мужских ролей в обществе, а это обстоятельство в частности относят к влиянию совместного воспитания мальчиков и девочек на их половую идентичность. Поэтому в школах необходимо осуществлять не просто воспитание детей, а поло-ролевое воспитание. Суть его – в овладении культурой в сфере взаимоотношения полов, в формировании адекватной полу модели поведения, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе.

С другой стороны основной задачей обучения, отвечающей требованиям времени, современная педагогика считает воспитание гармоничной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способной и стремящейся к саморазвитию и самоактуализации, психологически и физически здоровой личности учащихся. Особое же внимание в настоящее время уделяется индивидуализации обучения и воспитания с учетом психофизиологических и личностных особенностей учащихся.


В школу ежегодно приходят не просто дети, а мальчики или девочки со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с разными установками, типами характера, поведения, разные по своему биологическому возрасту. Школа же готовится к встрече с детьми, но не с мальчиками и девочками. В педагогической и психологической литературе все усреднено. Считается, что в определенном возрасте ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками. Однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. Нет ни подходов в обучении, ни специальных программ или методик именно для мальчиков или девочек. Школа нивелирует различия, обучая всех одинаково. Хотя учителя интуитивно чувствуют разницу, реагируя различным отношением к мальчикам и девочкам.

Поэтому одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек с учетом половых психофизиологических и личностных особенностей учащихся. В России материальной основой для гендерного воспитания детей и подростков может служить раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек в обыкновенной школе или раздельное обучение в специальных школах для мальчиков и девочек.

Инициатива раздельного обучения мальчиков и девочек принадлежит педагогам. Она возникла среди школьных учителей и получает в наши дни все большее распространение: в настоящее время во всех крупных городах страны функционируют мужские и женские гимназии, а также школы с параллельными классами для обучения детей разного пола.

У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности – это, по-видимому, просто устаревшие взгляды взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.


У старших школьников основа формирования идеальных представлений о мужественности и женственности – значимая для них сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола. Она включает актуальные потребности, связанные с сексуальным развитием, осознание себя человека определенного пола как субъектов и объектов общения, представления о себе и о других сверяются на практике, в непосредственной деятельности общения.

Таким образом, происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведения подростков. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок постепенно уступает место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней. В условиях, когда мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом в небывало широком спектре социальных ролей, которые не организованы иерархически и принципиально сменяемы, такая психологическая гибкость, безусловно, вляется более адаптивной, нежели жесткая приверженность традицией» полодиморфическим стандартам. Однако здесь очень много спорного проблематичного, неясного.

Все это свидетельствует о настоятельной необходимости более глубокого изучения образов, половых ролей у подростков и «реабилитации» категории пола в отечественной психологии.

Работа по гендерному воспитанию должна находиться в центре внимания администрации школы, в следствие ее актуальности, неотложности и тесной взаимосвязи с другими проблемами.


Библиографический список


  1. Nancy Tuana. Re-fusing Nature Бендас Т.В. – М., 2000

  2. Берн, Ш. Гендерная психология Д, 2000

  3. Геодакян, В.А. Теория дифференциации полов в проблемах развития человека. – В кн. Человек в системе наук. М., 1989

  4. Джеймс, Ф.Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения.: Джеймс Ф.Л. – СПб.: Питер, 2001

  5. Егорова, Л.С. «Социокультурные процессы в изменяющейся России: гендерный аспект». М., 2000.

  6. Клецина, И.С. Гендерная социализация. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 1998

  7. Кон И.С. Ребенок и общество. • Серия: Учебное пособие. Издательство: Издательство «Академия 1999. М., 1999.

  8. Современная западная философия. Словарь ГИАЦ/Вопросы психологии №3, 1985,