Файл: Доклад по дисциплине Основы противодействия коррупции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Доклад
по дисциплине «Основы противодействия коррупции»
Фундаментальные основы антикоррупционной политики в России
(тема доклада)
ФИО студента | Житенев Кирилл Константинович |
Направление подготовки | Социальная работа |
Группа | СРБ-Б-04-3-2022-2 |
Москва 2023
Противодействие коррупции – основной метод воздействия на неправомерное поведение представителей органов власти, предпринимателей, иных субъектов права.
Под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
-
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); -
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); -
по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Правовую основу противодействия коррупции составляют:
-
Конституция Российской Федерации; -
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; -
федеральные законы;
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
-
признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; -
законность; -
публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; -
неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; -
комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; -
приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; -
сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
-
установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; -
выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; -
предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; -
обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; -
координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Мерами по противодействию коррупции в сфере культуры являются:
-
совершенствование законодательства с учетом особенностей национальной культуры России, ее духовности. Неполнота, бессистемность правовой базы, наличие пробелов в действующем законодательстве отрицательно влияют на возможность эффективной борьбы с коррупцией. -
установление ограничений для работников-родственников на осуществление трудовой деятельности в одних организациях, созданных для решения задач, стоящих перед федеральными государственными органами. В данном случае учреждения культуры, -
подпадая по данный вид организаций и рассматриваются как объект антикоррупционных мероприятий. Данный запрет вызвал множество протестов, так как именно в сфере культуры характерны семейные династии. Позже Министерство культуры Российской Федерации внесло поправки, запрещающие увольнения творческих династий, пояснив при этом, что в первую очередь рассматривается прямое соподчинение ("отец - сын", "муж - жена" и т.п.) – в части распоряжений финансами, администрирования. -
использование принципов «эффективного контракта», то есть организация профессиональной переподготовки, совершенствование системы оплаты труда, разработка систем оценки эффективности деятельности работников. Введение «эффективного контракта» подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров, так как в них уточняются все трудовые функции работника, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, устанавливаются размер вознаграждений и поощрений.
Система оплаты труда должна совершенствоваться путем создание прозрачного ее механизма, то есть представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, граждан, претендующих на замещение должности руководителя государственного учреждения культуры; установлением предельного (не превышающего более чем в 8 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений культуры и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год.
В рамках осуществления антикоррупционной политики организации предусматривается закрепление обязанностей работников и работодателя, связанных с предупреждением и противодействием коррупции, таких как:
-
воздержание от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации; -
воздержание от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации; -
информирование непосредственного руководителя или лица, ответственного за реализацию антикоррупционной политики о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; -
незамедлительное информирование непосредственного руководителя или лица, ответственного за реализацию антикоррупционной политики,о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
сообщение непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
При создании системы мер противодействия коррупции в организации культуры рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:
-
принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам. -
принцип личного примера руководства. -
принцип вовлеченности работников. -
принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции -
принцип эффективности антикоррупционных процедур. -
принцип ответственности и неотвратимости наказания. -
принцип открытости хозяйственной деятельности. -
принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
В ходе контроля документирования можно выявить следующие правонарушения:
-
составление неофициальной отчетности; -
использование поддельных документов; -
внесение записи несуществующих расходов; -
отсутствие первичных учетных документов; -
наличие исправления в документах и отчетности и многое другое.
Проверка экономической обоснованности направлена на выявление показателей неправомерных действий коррупционного характера, например:
-
предоставление дорогостоящих подарков; -
предоставление различных ценностей или других благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим и другим лицам; -
выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, которое превышает размер обычной платы за осуществление данной услуги; -
закупки или продажи по ценам, отличающимся от рыночных и прочее.
Указанные этапы можно конкретизировать, подробно описав меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации культуры:
-
определение структурного подразделения или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, исходя из собственных потребностей, специфики деятельности, задач, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и других признаков. Установление задач, функций и полномочий структурного подразделения или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, которые должны иметь четко-определенный характер; -
оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции; -
разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; -
организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников; -
предотвращение и урегулирование конфликта интересов; -
недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов; -
проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации; -
организация проведения оценки коррупционных рисков; -
прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами.
Под коррупционными преступлениями понимаются коррупционные деяния (действия, бездействия), наиболее опасным образом влияющие на сложившиеся общественные отношения. Коррупционное преступление – это умышленное деяние служащего государственного или муниципального органа, разрешающее возникший конфликт интересов на службе противоправным путём, при условии соответствия такого деяния признакам конкретного преступления, предусмотренного в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).
К объективным признакам коррупционного преступления относятся:
-
наличие конфликта интересов на службе; -
существенное нарушение прав граждан или организаций в результате злоупотребления полномочиями; -
степень отрицательного влияния; -
причинение материального ущерба; -
тяжкие последствия.
Субъективными признаками коррупционного преступления являются элементы субъективной стороны: вина, мотив, цель. Вина представляет собой исключительно прямой умысел. В ч. 2 ст. 25 Уголовного кодекса РФ закрепляется, что преступлением, совершенным с прямым умыслом, является содеянное лицом, осознававшим общественную опасность своего деяния, предвидевшим возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий или желавшим их наступления. Мотив в данном случае рассматривается как:
корыстная заинтересованность – стремление должностного лица путём совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или в пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т. п.)
личная заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.
Элементы коррупционного преступления использованы в различных уголовных составах, большинство из которых объединено в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного кодекса.