Файл: Труд как фактор производства. Рынок труда. Структура и инфраструктура рынка труда. Биржа труда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство в современной рыночной экономике выполняет активную роль, создавая условия ее развития. Российское государство тоже должно предпринимать все необходимые усилия в этом направлении, опираться на достижения экономической науки в целом, а не только на представления отдельных школ.
Второй компонент юридические нормы и экономические программы.

Их разработка и совершенствование осуществляется всеми государствами с рыночной экономикой. Для макроэкономической стабилизации экономики России и перехода к экономическому росту, способному обеспечить:

  • полную занятость;

  • принятие недостающих, совершенствованию имеющихся законов, других правовых норм и актов, которые создавали бы равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений;

  • осуществление жесткого контроля за их выполнением. Неисполнение законов является слабым местом российского государства.

Усиление контрольных функций и ответственности за нарушение законодательства является важнейшей задачей исполнительной власти.
Третий компонент рыночный механизм.

Конъюнктура рынка труда - это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда. Она складывается в зависимости от:

  • состояния экономики (спад или подъём); отраслевой структуры хозяйства;

  • уровня развития технического базиса; благосостояния населения; развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг;

  • состояния социальной и производственной конъюнктуры и др. Кроме того, на неё оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трёх типов:

  • трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

  • трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется избыток предложения труда;

  • равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Текущая конъюнктура отечественного рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, секторами экономики.
Четвертый компонент безработица и социальные выплаты, связанные с ней.

Безработица — это сложное общественное явление и обозначает недоступность занятости, а так же совокупность общественных отношений, при которой часть активного населения не может применять свои способности к труду и выполняет роль резерва рабочей силы. Под безработицей, с экономической точки зрения, понимается несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос.


Согласно методологии Международной организации труда (МОТ) к безработным относят людей трудоспособного возраста, которые не имеют работы в течение некоторого периода времени, способны трудиться и предпринимают усилия по поиску работы, но не могут найти ее. В качестве работы может рассматриваться не только работа по найму, но и самозанятость.

Безработный - вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы.

Пособие по безработице — это регулярная социальная денежная выплата, которую получает официально признанный безработный человек, пока он не трудоустроится.

Пособие по безработице назначается, если человек уволился по собственному желанию, прекратил деятельность индивидуального предпринимателя, потерял работу из-за ликвидации организации, а также при сокращении штата или впервые ищет работу.

Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат.14 Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Основным условием выплаты пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Пятый компонент инфраструктура рынка труда

Инфраструктура рынка труда - это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателями и наёмными работниками по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наёмных работников на рынке труда.

Главная функция инфраструктуры рынка труда состоит в регулировании отношений между работодателем и работником по поводу цены и условий труда, решении социальных проблем работника, урегулировании социально-трудовых конфликтов на основе коллективных договоров.

Основными составляющими инфраструктуры являются:


  • центры занятости населения (служба занятости);

  • центры подготовки кадров;

  • коммерческие центры подготовки, переподготовки и трудоустройства;

  • пенсионный фонд;

  • нормативные и законодательные акты;

  • комплекс регулирования заработной платы (система трудового законодательства, коллективные договоры, соглашения);

  • система социальной защиты для высвобождаемых, переводимых на новое место работы, безработных – пособия по безработице, подъемные при смене места жительства.




  1. Биржа труда

Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые бюро занятости, подчиненные министерством труда.

Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли - продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

Рассмотрим основные функции биржи труда:

  • учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

  • консультация обращающихся на биржу труда трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

  • оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

  • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах биржи труда или других учебных заведениях;

  • оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

  • разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

  • подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

  • оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

  • участие в акциях, способствующих географической и профессиональной мобильности в целях увеличения занятости, а также в мероприятиях, осуществляемых государством для того, чтобы облегчить найм и перераспределение рабочей силы;

  • организация временного трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.




Уровень безработицы в Российской федерации (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в январе 2021г. составил 5,8%. Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 лет и старше) в январе 2021г. составил 58,5%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.

В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.

Выделяются целые «очаговые» территории многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.


Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

II. Практическая часть
ЗАДАЧА №1

Функция спроса имеет вид: Qd=80-3p; предложения: Qs=30+2p.

Как изменится рыночное равновесие при введении налога с продавцов в размере 2 ден.ед. с единицы продукции? Какой доход получит государство от введения налога?

Решение:

Рыночное равновесие достигается при равенстве объемов спроса Qd и предложения Qs :

Qd=Qs Подставив в равенство функции спроса и предложения, получим:

80 – 3Р = 30 + 2Р

80-30 = 3Р+2Р

50 = 5Р

Р = 50 / 5 = 10 ден. ед.

Для того чтобы определить равновесный объем, необходимо в уравнение спроса или предложения подставить равновесную цену

Qd = 80 – 3Р = 80 − 3 * 10 = 80 − 30 = 50 ед.

Таким образом, равновесная цена составляет Р=10 ден.ед., а равновесный объем – Qd = 50 ед.

Как изменится рыночное равновесие при введении налога с продавцов в размере 2 ден.ед. (t) с единицы продукции.

  1. Как изменятся равновесные цена и объем продукции?

Рыночное равновесие достигается тогда, когда объем продаж производителя равен объему покупок потребителя:

Qd = Qs

Равновесный объем продаж Q1 после введения налога соответствует цене Pd на кривой спроса и цене Ps на кривой предложения.

Разница между ценой покупки Pd и ценой продажи Ps составляет величину налога t:

Pd - Ps = 2

Ps = Pd - 2

Так как кривые спроса, предложения и размер налога заданы, параметры можно найти из уравнений после введения налога:

Qd = 80 – 3Р и Qs= 30 + 2Р

Qd = Qs

Pd - Ps = 2

Подставив первые два уравнения в третье получим:

80 – 3Р = 30 + 2Р

Определяем параметры рыночного равновесия до введения налога:

80 - 3Ps = 30 + 2 (Ps - 2)

80-3Ps = 30+2Ps+4

5Pd = 80 - 30 + 4

5Pd = 54

Pd = 54 / 5 = 10,8 ден.ед.

Ps = 10,8 – 2 = 8,8 ден.ед.

Q1 = 80 – 32,4 = 47,6 ед.

Введение налога на потребителей приведет к росту цены составит:

Pd - Ps = 2.

Введение налога на производителей приведет к тому, что получаемая ими чистая цена уменьшится. Введение налога на производителей не отразится на цене покупки Pd, а цена продажи будет равна Ps = Pd –2. Сделав все необходимые подстановки, получаем:

80 - 3Ps = 30 + 2 (Ps - 2)

80-3Ps = 30+2Ps+4

5Pd = 80 - 30 + 4

5Pd = 54

Pd = 54 / 5 = 10,8 ден.ед.

Ps = 10,8 – 2 = 8,8 ден.ед.

Q1 = 80 – 3*10,8 = 80 – 32,4 = 47,6 ед.