Файл: Совершенствование управления ассортиментом продукции промышленного предприятия (на примере ооо пф Дизайнлюкс).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт финансов, экономики и управления
(наименование института полностью)
Кафедра «Менеджмент организации»
(наименование кафедры)
38.03.02 Менеджмент
(код и наименование направления подготовки)
Производственный менеджмент
(направленность (профиль))
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему: «Совершенствование управления ассортиментом продукции промышленного предприятия (на примере ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»)»
Студент
Д. В. Садовский
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель
Е. А. Боргардт
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Консультант
С. А. Гудкова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Допустить к защите
Заведующий кафедрой «Менеджмент организации» канд. экон. наук Васильева С.Е
(личная подпись)
«___» _________ 2017 г.
Тольятти 2017
2
Аннотация
Бакалаврскую работу выполнил: Садовский Дмитрий Валерианович
Тема работы: «Совершенствование управления ассортиментом продукции промышленного предприятия (на примере ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»)»
Научный руководитель: к.э.н., Боргардт Е. А.
Цель исследования
–повышение экономической эффективности деятельности предприятия.
Объект исследования – ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС», основным видом деятельности, которого является производство и продажа мебели.
Предмет исследования – методики и процессы управления ассортиментом продукции, направленным на повышение экономической эффективности функционирования промышленного предприятия.
Методы исследования – факторный анализ, синтез, прогнозирование, статистическая обработка результатов, дедукция и т.д.
Краткие выводы по бакалаврской работе: разработаны и предложены мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом предприятия.
Представлены различные методики оценки эффективности управления ассортиментом продукции и деятельности предприятия, рассчитана экономическая эффективность предложенных мероприятий.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материала подразделов 2.2, 3.1, 3.2 и приложения могут быть использованы специалистами коммерческих организаций.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка литературы из 32 источников и 18-и приложений. Общий объем работы, без приложений, 67 страниц машинописного текста, в том числе таблиц – 18, рисунков – 11, формул – 6.
3
ABSTRACT
This graduation work deals with The Improvement of the management of the assortment of the enterprise Design-LUX, the main activity of which is the production of furniture.
The aim of the work is to give some information about organizational and technical measures to improve the management of the assortment of Design-LUX.
The object of the graduation work is Design-LUX, the main activity of which is the production of furniture.
The subject of the graduation work is the methods and processes of managing the product range aimed at increasing the economic efficiency of the industrial enterprise.
To improve the management of the assortment of Design-LUX we distinguish various ways to achieve it, and then analyze the technical and economic performance of Design-LUX.
The graduation work describes in details the approaches to the organization of activities, that will increase the competitiveness of the enterprise.
The special part of the project gives details about different ways and events to achieve high levels of competitiveness and service. One of the best ways to do this is to implement an assortment management system. The need to implement the assortment management system is caused by the low efficiency of the marketing services. The technology used corresponds to сompetitivenessin the conditions of modernmarket.
Содержание
Введение ................................................................................................................... 5 1 Теоретические основы управления ассортиментом промышленного предприятия .............................................................................................................. 9 1.1 Система управления ассортиментом промышленного предприятия .............. 9 1.2 Методы управления ассортиментом промышленного предприятия ............. 17 2 Оценка эффективности управления ассортиментом на предприятии ООО ПФ
«Дизайн-ЛЮКС» .................................................................................................... 24 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»
................................................................................................................................. 24 2.2 Анализ ассортимента ООО ПФ «Дизайн-Люкс» ............................................ 32 3 Совершенствование управления ассортиментом ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» 46 3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом
ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС».................................................................................... 46 3.2 Основные направления оптимизации ассортимента ООО ПФ «Дизайн-
ЛЮКС» ................................................................................................................... 51
Заключение ............................................................................................................. 60
Список используемой литературы ........................................................................ 64
Приложения ............................................................................................................ 68
5
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблемы эффективного управления ассортиментом на текущем этапе развития рыночной экономики стоят особенно остро. В условиях экономической свободы хозяйственным субъектам следует соблюдать основное требование рынка: наиболее полно удовлетворение потребностей клиентов. Это обеспечивает стабильное положение на рынке. Расширению потенциальных возможностей предприятия способствует эффективное управление ассортиментом продукции.
В большей степени конкурентоспособность предприятия определяется широтой и глубиной ассортимента, адекватно отвечающего текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровне.
Ассортимент, сформированный с ориентацией только на свои внутренние возможности, перестает удовлетворять требованиям рынка, и приводит к ухудшению финансовой устойчивости.
Лесная промышленность в значительной мере влияет на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Объективной предпосылкой расширения мебельного рынка является рост отечественной экономики темпами примерно 3–5% в год в течение ближайших 6–8 лет, что отражено в «Основных направлениях социально-экономической политики
Правительства РФ на долгосрочную перспективу». Данную отрасль характеризует высокая степень конкуренции. Постоянное усложнение конструктивных особенностей, внедрение новых технологий, динамика спроса вызывают необходимость обновления ассортиментного ряда, освоения новых видов продукции. В результате усложняются планово-организационные процедуры и, как следствие, снижаются возможности по наращиванию объемов производства.
Для маркетинговой деятельности многих предприятий характерно отсутствие системного комплексного подхода к управлению ассортиментом продукции, что не позволяет принимать стратегические и оперативные
6 решения, обеспечивающие устойчивое развитие предприятия. Обозначенные проблемы предопределили выбор темы бакалаврской работы.
Проблемы формирования и управления ассортимента продукции предприятия нашли отражение в работах Багиева Г.Л., Березина И. С., Быховца
С. Н., Виханского О.С., Гайдаенко Т. А., Ковалева А.П., Котлера Ф., Ламбена
Ж.Ж., Любушина Н.П., Савицкой Г.В. Сорокиной О.Г., и других. В данных работах рассматриваются различные аспекты процесса управления ассортиментом продукции предприятия. Отсутствует единство терминологии, недостаточно освещены вопросы управления ассортиментом, которое следует выделить в качестве самостоятельной части маркетинговой деятельности предприятия. Недостаточно раскрыты системный и процессный подходы к управлению ассортиментом.
Целью бакалаврской работы является повышение экономической эффективности деятельности предприятия ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» на основе разработки мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом.
Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение ряда приоритетных задач: раскрыть сущность процесса управления ассортиментом продукции; исследовать существующие методы формирования и анализа ассортимента организации; систематизировать основные показатели оценки ассортимента продукции; оценить современный уровень и перспективы развития мебельного рынка Самарской области; провести комплексный анализ и определить факторы, влияющие на формирование ассортимента ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»; разработать мероприятия для совершенствования управления ассортиментом продукции на исследуемом предприятии.
7 определить основные направления оптимизации ассортимента продукции ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»;
Объектом исследования бакалаврской работы выступает промышленное предприятие ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС», производитель мебели на рынке B2C.
Предметом бакалаврской работы являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе управления ассортиментом продукции, обеспечивающие повышение экономической эффективности функционирования промышленного предприятия.
Методологическую основу бакалаврской работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления ассортиментом, а также материалы специализированных изданий и научно- практических конференций по исследуемой теме. В работе использовались материалы органов государственной статистики и отчетные данные ряда тольяттинских промышленных предприятий. В процессе исследования применялись методы логического и системно-структурного анализа и синтеза, сравнительного анализа, методы анализа и оценки эффективности управления ассортиментом продукции, статистические методы обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса мероприятий, который обеспечит устойчивое развитие промышленного предприятия в рыночных условий.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав (общий объем 87 стр. машинописного текста,
18 таблиц,
11 рисунков), заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи исследования, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты формирования и управления ассортиментом; выделены принципы и функции управления ассортиментом, определены направления и систематизированы методы анализа ассортимента.
8
Во второй главе будет дана организационно-экономическая характеристика компании, проведен анализ ассортимента и его динамики, оценка управления ассортиментом промышленного предприятия ООО ПФ
«Дизайн-ЛЮКС».
И в третьей, заключительной главе, будут разработаны мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом на рассматриваемом предприятии.
В заключении будут представлены основные выводы и результаты бакалаврской работы.
9 1 Теоретические основы управления ассортиментом промышленного предприятия
1.1 Система управления ассортиментом промышленного предприятия
На данном этапе развития экономики России особую актуальность заслуживают вопросы совершенствования управления ассортиментом продукции. С одной стороны, промышленные предприятия при формировании портфеля заказов ориентируются только на свои внутренние возможности, не учитывая реальные потребности рынка. С другой стороны, кризис показал, что существует проблема стремительного реагирования на изменения посредством адаптации товарного ассортимента. Таким образом, управление ассортиментом продукции следует рассматривать как развивающийся во времени процесс определения такой номенклатуры товара, которая наиболее лучше удовлетворила бы потребности определенных категорий покупателей.
Управление ассортиментом предполагает, во-первых, рациональную организацию работы в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла, во-вторых, — систематическое проектирование новых товаров для замены товаров, подлежащих снятию с производства и выводу с рынка[4].
Управление ассортиментом промышленного предприятия носит долгосрочный характер. Изменение ассортимента, как правило, связано с дополнительными затратами на НИОКР, подготовку производства, обучение персонала, рекламу и продвижение товара[5]. Расширение ассортимента приводит к ухудшению финансовых показателей, к проблемам управления товарно-материальными и информационными потоками. Эффективное управление ассортиментом обеспечивает устойчивое развитие предприятия за счет повышения рентабельности.
Сущность категории
«управление ассортиментом продукции» рассматривается на основе определений таких авторов как Быховец С. Н.,
10
Дурович А. П., Крутикова Ф. А., Ковалев А. П., Орлов А. В., Сорокина О. Г.
(Приложение А). Анализ различных трактовок позволил выделить три подхода: управление как набор функций, управление как процесс, управление как деятельность субъекта.
Луис Коламбус рассматривает управление ассортиментом с точки зрения его целенаправленности, но при этом не указывает особенности и функции этого процесса. Возникает эффект размытости в определении, в результате затруднена разработка и реализация процедур управления ассортиментом [28].
В определениях Дуровича А.П., Орлова А. В. рассматривается стремление к удовлетворению потребностей человека как цель экономической деятельности и формирования ассортимента. Однако не даны однозначные критерии оценки направлений и форм экономического развития. Герчикова И. Н. в определении понятия «управление ассортиментом» не указывает на обусловленность результатов финансово-хозяйственной деятельности выбором номенклатуры выпускаемой продукции, также упускается из вида стремление предприятия максимизировать конечные финансовые результаты. Определения Афанасьева
В.А., Мяснинкиной О. В. которые показывают, что требование определения набора товарных групп, «обеспечивающих экономическую эффективность деятельности фирмы в целом», совершенно не ориентирует предприятие на производство таких товаров, которые бы обеспечивали положительную динамику результативности[6]. В такой формулировке игнорируется необходимость прогрессирующего развития экономического потенциала предприятия.
Анализ этих работ позволяет определить факторы, характеризующие управление ассортиментом продукции: цикличность процесса, наличие обратной связи; ориентация на удовлетворенность потребителя с экономической эффективностью для предприятия; интегрирующая и координирующая функция отдела маркетинга в субъекте управления товарным ассортиментом.
11
В этой связи актуальным является уточнение сущностного содержания понятия управления ассортиментом продукции. Управление ассортиментом – это деятельность соответствующих служб, направленная на обеспечение устойчивого развития предприятия, представляющая собой принятие управленческих решений, приводящих к формированию оптимального ассортимента выпускаемой продукции, адаптированной к потребностям покупателей.
Управление ассортиментом, с точки зрения Ричарда Брокато, должно основываться на системном подходе, обеспечивающем взаимосвязь и взаимодействие объекта и субъекта управления с целью достижения устойчивости и интегративного качества системы [29]. В бакалаврском исследовании предложена комплексная система управления ассортиментом продукции (рисунок 1.1), как совокупность принципов, ресурсов, инструментов, функций.
Предложенная система позволяет сформировать целостное восприятие процесса управления ассортиментом продукции, проанализировать и скоординировать все элементы системы управления ассортиментом продукции[8].
Данная система управления ассортиментом продукции состоит из двух контуров: первый определяет цели и подцели системы управления, а второй – взаимосвязь объекта и субъекта управления ассортиментом и их характеристики.
Исходя из уточненного определения, можно сформулировать цель организации в области управления ассортиментом продукции, которая заключается в оптимизации товарного ассортимента, направленной на удовлетворение потребителей, расширения рынков сбыта и повышения экономической эффективности для предприятия.
12
Рисунок 1.1 – Система управления ассортиментом продукции предприятия
В своей работе Авинаш. Малки утверждает, что «управление ассортиментом должно обеспечивать крепкие позиции предприятия в протекающий момент, постоянное соответствие предлагаемого товара на рынке будущим тенденциям спроса и предложения на нем»[31].Основная цель оптимизации ассортимента тесно связана с обеспечением прибыли предприятия на всех этапах эволюции, также с повышением общей эффективности его деятельности. Как пишет Марсия Блэнко: «Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся на рынке, но различающихся по степени
Оптимизация товарного ассортимента
Расширение рынков сбыта
Повышение эффективности деятельности
I контур
Объект управления
Ассортимент продукции предприятия
Характеристика ассортимента ширина, глубина гармоничность устойчивость структура
Требования, предъявляемые к ассортименту насыщенность новизна рациональность адаптивность
II контур
Субъект управления
Подразделения предприятия (отдел маркетинга, отдел главного технолога)
Инструменты управления товар цена продвижение распределение
Ресурсы, необходимые для организации управления трудовые информационные производственные финансовые
Ф
ун кц ии уп ра вле ни я ас сорт им ен то м
Удовлетворение потребителя
Принципы управления системность комплексность эффективность процессность гибкость научность