Файл: Обучающийся Цвелева Карина Владимировна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Русский язык с методикой преподавания (пнк) Практическое занятие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Цвелева Карина Владимировна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Русский язык с методикой преподавания (ПНК)

  1. Практическое занятие 3

Цель занятия: закрепление знаний об основных методических приемах, средствах обучения и видах упражнений по обучению грамоте в сфере организации уроков, об уровнях работы по развитию речи, о технологии работы над изложением и сочинением в начальной школе, формирование умения применять их для решения практических задач.

 

Задание 1. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:

1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);

2) последовательность изучения букв, чем она определяется;

3) структура и содержание типовой букварной страницы

(разворота);

4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);

5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);

6) литературный материал (какой и как представлен);

7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.

1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?

1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.

1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).


ОТВЕТ:

  • 1) Структура букваря Андриановой Т.М. включает в себя следующие части:

    - Введение, в котором описывается, как использовать букварь для обучения грамоте;
    - Буквы и звуки, включающие в себя изучение букв, звуков и слогов;
    - Слоги и слова, где дети изучают чтение и письмо слов и предложений;
    - Повторение, где повторяются основные материалы, изученные на предыдущих страницах.

    2) Последовательность изучения букв в букваре определяется их алфавитным порядком, начиная с гласных и затем переходя к согласным буквам.

    3) Структура типовой страницы букваря Андриановой Т.М. включает в себя изображение буквы, звука и слова, в котором она используется, а также примеры слов, начинающихся на эту букву.

    4) Виды материала для обучения звуковому анализу включают в себя звуковые модели, которые помогают детям распознать звуки и связать их с буквами.

    5) Для обучения слоговому чтению используются дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и примеры слов, состоящих из определенных слогов.

    6) Литературный материал в букваре Андриановой Т.М. представлен короткими текстами, которые содержат слова, изученные в предыдущих разделах.

    7) Материал букваря Андриановой Т.М. имеет возможности для дифференцированного обучения чтению, так как включает в себя различные типы материалов, которые могут быть использованы в зависимости от уровня подготовки каждого ребенка.

    1.2. Структура урока изучения новой буквы включает в себя предварительную работу, в которой дети знакомятся с новой буквой и ее звуком, а также основную работу, которая включает в себя письмо и чтение слов и предложений, содержащих эту букву. Материал страницы букваря, используемый на каждом этапе, будет соответствовать содержанию урока, например, на предварительной работе может использоваться изображение буквы и примеры слов, начинающихся на эту букву, а на основной работе - примеры слов и предложений, содержащих эту букву.

    1.3. Схематические обозначения звуков в разных букварях могут отличаться, но обычно они фиксируют основные признаки звука, такие как его звуковой образ, место и способ образования. Методические рекомендации по работе со звуковыми моделями включают в себя использование графических средств, таких как картинки, рисунки и дополнительные примеры слов, чтобы помочь детям связать звук и букву.

    1.4. Примеры фрагментов уроков письма, посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения:

    Начало основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв):

    - Учитель показывает детям слова, начинающиеся на изученные буквы, и просит их списать эти слова в своей тетради.

    - Дети копируют слова, написанные на доске, используя свои знания о звуках и буквах.

    - Учитель диктует слова, содержащие изученные буквы, и просит детей их списать.

    Конец обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены):

    - Детям предлагается текст, содержащий изученные буквы, и они должны скопировать его в своей тетради.

    - Учитель диктует предложения с изученными буквами, и дети должны их списать.

    - Детям дается пропись, содержащая слова с изученными буквами, и они должны их списать и проверить свою работу на соответствие прописи.

    В любом случае, при обучении письму, необходимо учитывать возрастные особенности детей, их уровень развития и умения, а также обеспечивать безопасность их здоровья.


2) Структура букваря Бондаренко А.А. включает в себя следующие части:

- Введение, в котором описывается, как использовать букварь для обучения грамоте;

- Буквы и звуки, включающие в себя изучение букв, звуков и слогов;

- Слова и предложения, где дети изучают чтение и письмо слов и предложений;

- Повторение, где повторяются основные материалы, изученные на предыдущих страницах.

2) Последовательность изучения букв в букваре Бондаренко А.А. определяется алфавитным порядком, начиная с гласных и затем переходя к согласным буквам.

3) Структура типовой страницы букваря Бондаренко А.А. включает в себя изображение буквы, звука и слова, в котором она используется, а также примеры слов, начинающихся на эту букву.

4) Виды материала для обучения звуковому анализу включают в себя звуковые модели, которые помогают детям распознать звуки и связать их с буквами.

5) Для обучения слоговому чтению используются дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и примеры слов, состоящих из определенных слогов.

6) Литературный материал в букваре Бондаренко А.А. представлен короткими текстами, которые содержат слова, изученные в предыдущих разделах.

7) Материал букваря Бондаренко А.А. имеет возможности для дифференцированного обучения чтению, так как включает в себя различные типы материалов, которые могут быть использованы в зависимости от уровня подготовки каждого ребенка.

1.2. Структура урока изучения новой буквы включает в себя предварительную работу, в которой дети знакомятся с новой буквой и ее звуком, а также основную работу, которая включает в себя письмо и чтение слов и предложений, содержащих эту букву. Материал страницы букваря, используемый на каждом этапе, будет соответствовать содержанию урока, например, на предварительной работе может использоваться изображение буквы и примеры слов, начинающихся на эту букву, а на основной работе - примеры слов и предложений, содержащих эту букву.

1.3. Схематические обозначения звуков в разных букварях могут отличаться, но обычно они фиксируют основные признаки звука, такие как его звуковой образ, место и способ образования. Методические рекомендации по работе со звуковыми моделями включают в себя использование графических средств, таких как картинки, рисунки и дополнительные примеры слов, чтобы помочь детям связать звук и букву.

1.4. Примеры фрагментов уроков письма, посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения:


Начало основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв):

- Учитель показывает детям слова, начинающиеся на изученные буквы, и просит их списать эти слова в своей тетради.

- Дети копируют слова, написанные на доске, используя свои знания о звуках и буквах.

- Учитель диктует слова, содержащие изученные буквы, и просит детей их списать.

Конец обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены):

- Детям предлагается текст, содержащий изученные буквы, и они должны скопировать его в своей тетради.

- Учитель диктует предложения с изученными буквами, и дети должны их списать.

- Детям дается пропись, содержащая слова с изученными буквами, и они должны их списать и проверить свою работу на соответствие прописи.

Эти фрагменты уроков письма предполагают практическую работу детей с буквами и словами, что способствует улучшению навыков письма и чтения. Кроме того, они могут быть дифференцированы в зависимости от уровня подготовки каждого ребенка, что позволяет более эффективно использовать материал букваря.

 

Задание 2. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-                      Как называются предметы, изображенные на иллюстрации?

-                      Кто знает, как называется вот такое кресло для царя или короля, на котором он сидит во время торжественных приемов? На чем сидит царь? На... троне. Это трон.

-                      А как по-другому можно назвать скамейку? - Что объединяет все эти предметы? Для чего они нужны?

-                      Какой из этих предметов предназначен для сидения одного человека?

-                      Произнесите эти слова еще раз и определите, в каком из них последний звук [л]. - В каком слове услышали последний звук [л]?

-                      Докажите, что вы правы.

-                      Составьте у себя на партах звуковую схему слова «стул».

-                      Я тоже составляла схему. Посмотрите, что у меня получилось: первый звук я обозначила синей фишкой. Я права? (Так же со вторым и третьим звуком.)

-                      А вот для последнего звука я фишку выбрать не смогла. Ведь этот звук мы еще не характеризовали. Какую фишку выбрали вы? - Давайте вместе решим, какая фишка нужна. Произнесите звук [л] и понаблюдайте, как работает ваш язык. 

-                      Гласный или согласный это звук? - Определите, [л] – звонкий или глухой?

 

-                      Твердый или мягкий?

-                      Какая фишка нужна для обозначения звука [л]? Покажите мне.

-                      Кто эту фишку сам выбрал, составляя схему слова, молодцы. Значит, вы уже знаете, как

-                      Стул, кресло, скамейка.

 

 

 

 

 

-                      Скамья, лавка, лавочка. - Это мебель. Это предметы, на которых сидят.

-                      Стул, кресло, трон.

 

-                      Стул, кресло, трон (хором). 

-                      В слове «стул».

 

-                      Сту[ллл].

(Самостоятельно составляют из фишек)

 

-                      Да. [с] – согласный звук, твердый, глухой.

 

 

 

-                      Синюю. Зеленую.

 

-                      [ллл]. Язык прижимается к верхним зубам.

-                      Согласный.

-                      [л] (кладут руку на горло). Звонкий.

-                      [л]. Твердый.

(Показывают синюю фишку.)

 

 

нужно действовать, чтобы охарактеризовать звук.

-                      Посмотрите еще раз на иллюстрации и назовите слово, в котором звук [л] в начале.

-                      В каком еще слове есть звук [л]? 

-                      Произнесите слово и послушайте, где стоит звук [л]?

-                      Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким?

-                      Произнесите слово и послушайте, какой в нем последний звук?

-                      Давайте определим, какой это звук: гласный или согласный. Есть ли преграда, которая мешает воздуху выходить?

-                      Что еще мы должны узнать о согласном?

 

-                      Определите сами, какой это согласный звук, и покажите мне нужную фишку.

(На доске появляется схема           □)

-                      С какими звуками мы сегодня работали? (Показывает на соответств. фишки в звуковых схемах слов «стул» и «мебель».)

-                      Сравним эти звуки. Чем они похожи? Произнесите их: [л] - [л’]. - А чем они различаются?

 

-                      Звуки [л] и [л’] – парные по твердостимягкости согласные звуки.

-                      Давайте поучимся узнавать эти звуки в словах. Откройте азбуку на с. 62-63. Узнали сказку, к которой нарисована иллюстрация? Может, вам поможет небольшой отрывок из сказки, который я вам прочитаю? Послушайте и постарайтесь узнать сказку (Читает отрывок, помещенный в азбуке.)

-                      Подскажу: звери так радовались избавлению от страшного чудовища, с которым легко справился маленький воробей – «взял и клюнул Таракана – вот и нету великана». - Назовите, кого изобразил художник.

 

 

-                      Лавка (лавочка).

 

-                      Кресло.

-                      Крес[ллл]о. Звук [л] стоит в середине слова.

 

-                      Мебель.

-                      Мебе[л’л’л’]. Последний звук [л’].

 

-                      [л’]. Язык мешает. Звук [л’] согласный.

-                      Звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Произносят звук и показывают зеленую фиш-

ку.)

 

 

 

-                      [л] и [л’].

 

-                      [л] - [л’], [л] - [л’]. Оба согласные, звонкие. - [л] – твердый, а [л’] – мягкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-                      «Тараканище» Корнея Чуковского.

Слона, слониху, жирафа, обезьян, бегемота, осликов, летучих мышей...

-  Давайте назовем по картинке слова, в которых есть звуки [л] или [л’]. Приготовьте фишки, будете показывать, какой из звуков вы услышали в слове. Петя, начинай.

 

-                      Я вижу, все согласны, что в этом слове есть звук [л]. Где он стоит в слове? (Так же проводится работа с остальными словами.)

-                      Слон. (Остальные дети показывают синюю

фишку.)

 

 

-                      В середине слова.

 


Ответ:

 Тема урока: изучение звуков русского языка.
Цель урока: научить учащихся выделять и характеризовать звуки в словах, составлять звуковые схемы слов, узнавать парные звуки, определять твердость и мягкость согласных звуков.
Задачи урока:
- выделение звуков в словах и определение их характеристик;
- составление звуковых схем слов;
- узнавание парных звуков;
- определение твердости и мягкости согласных звуков.

Этапы работы над звуками:
1. Выделение звуков в словах.
2. Определение характеристик звуков (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий или глухой).
3. Составление звуковых схем слов.
4. Работа с парными звуками.
5. Узнавание звуков в словах и текстах.

Выбор слов для первого выделения звуков оценивается как удачный, так как они относятся к повседневной лексике и знакомы детям.

Учителем были использованы различные приемы обучения: вопросно-ответная форма, демонстрация иллюстраций, составление звуковых схем, работа со звуками в словах и текстах. Все это способствует более эффективному запоминанию материала учащимися.

2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно правильно организовать работу на этапе повторения изученного.

Что необходимо внести в содержание этапа повторения?

Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.

 Ответ:

Урок знакомства с буквой "О" для первоклассников.

Цель урока: знакомство с буквой "О", ее звуковым значением и словами, начинающимися на эту букву.

Этапы урока:

1. Повторение изученного. Ученики повторяют звуки и буквы, изученные ранее (например, буквы "А", "М", "Т", "С") и читают уже знакомые им слова на этих буквах.

2. Введение буквы "О". Учитель показывает букву "О", говорит ее звуковое значением и просит детей повторить. Учитель объясняет, что буква "О" имеет два звуковых значения: короткий звук /о/ и длинный звук /о:/.

3. Работа со словами на букву "О". Учитель предлагает детям называть слова, начинающиеся на букву "О" (например, огонь, окошко, овощи), и показывает их на доске или картинках. Дети повторяют слова и учатся читать их.

4. Письмо буквы "О". Учитель показывает, как писать букву "О" и просит детей повторять за ним. Затем учитель дает детям задание написать букву "О" несколько раз в тетради.