Файл: Обучающийся Цвелева Карина Владимировна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Русский язык с методикой преподавания (пнк) Практическое занятие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Закрепление знаний. Учитель предлагает детям игру "Угадай слово", где нужно отгадать слово, начинающееся на букву "О". Также можно использовать другие игры и упражнения для закрепления знаний.
Гигиенические требования к обучению чтению и письму:
- Обучение чтению и письму должно проводиться в хорошо освещенном помещении.
- Дети должны сидеть за письменными принадлежностями правильно (например, прямо на стуле, с ногами на полу).
- Детям нужно давать перерывы на разминку и гимнастику для глаз и рук.
- При обучении письму нужно использовать качественные учебные пособия и письменные принадлежности (например, карандаши с мягким грифелем, чтобы не напрягать руку).
- При обучении чтению нужно следить, чтобы дети не напрягали зрение и правильно держали книгу.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 5 баллов)
3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.
Тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | | ||||||||
Состав слова | | | | | |||||||||
Части речи | | | | | |||||||||
Предложение | | | | | |||||||||
Тема | 1класс | 2 класс | 3класс | 4класс | |||||||||
Состав слова | С чего состоит слова для разбора | Корень | суффикс | приставка | |||||||||
Части речи | Находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы. Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи. | Употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения. Верно оформлять предложения с союзами и, а, но. Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) и знаки препинания при однородных членах предложения. | Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой. | |||||||||
Предложения | соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, интонацию перечисления (в предложениях с однородными членами), записывают его после предварительного анализа, учатся употреблять большую букву в начале предложения и точку (или другой знак препинания) в конце. | знакомятся с употреблением на конце предложений, кроме точки, восклицательного и вопросительного знаков. Учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания. | повествовательное, вопросительное, побудительное (по цели высказывания), восклицательное (по интонации), дети учатся правильному, уместному их употреблению в речевом общении, как в устной, так и письменной форме. | Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой. В программе определен следующий перечень пунктуационных умений младших школьников: |
3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.
Следует помнить, что овладение культурой речи подразумевает под собой как правильность речи, так и высокий уровень владения языком, т.е. речевое мастерство: точность, выразительность, богатство речи.
Исходя из этого, мы будем производить анализ по следующим критериям:
I. Наличие в учебниках заданий, направленных на:
- работу над правильностью речи (их количество);
- работу над речевым мастерством учащегося: а) над точностью речи (количество);
б) над ее богатством и разнообразием (количество); в) над её выразительностью (их количество)
3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?
Орфографически - правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:
1) навык письма,
2) умение анализировать слово с фонетической стороны,
3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки,
4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.
Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разрешить на две группы:
1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);
2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний).
И в той, и в другой группе центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы.
Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В том случае когда звук находится в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является. А когда звук находится в слабой позиции, тогда письменный знак становится орфограммой.
Задание 4. (максимальное количество баллов – 5 баллов)
4.1. Опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы, определите требования к связной речи младших школьников на каждом из этапов обучения. Проанализируйте методический аппарат соответствующего учебника: какие виды и жанры речи представлены; какие виды упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся, имеются; обеспечивается ли постепенное увеличение трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении; имеются ли памятки, на которые можно было бы опереться при создании связного высказывания.
Ответ:
Из трех представленных учебников по русскому языку для начальной школы, для анализа я выбрала учебник Мисаренко Г.Г. "Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями".
Согласно учебнику Мисаренко Г.Г., на каждом этапе обучения младших школьников требуется развивать следующие навыки связной речи:
1. На первом этапе обучения (1-2 классы) ученик должен уметь строить простые предложения с подчинительными связями, а также уметь связывать несколько предложений в составные предложения.
2. На втором этапе обучения (3-4 классы) ученик должен уметь строить сложные предложения с разными видами связей между частями предложения, а также уметь связывать несколько составных предложений в текст.
3. На третьем этапе обучения (5-6 классы) ученик должен уметь строить сложные предложения с разными видами сложноподчиненных связей и связей с обособленными членами предложения, а также уметь связывать несколько текстовых абзацев в единый текст.
В учебнике Мисаренко Г.Г. представлены разные виды речи и жанровые формы: повествование, описание, рассуждение, сочинение, диалог, беседа, рецензия, письмо.
Для развития связной речи учащихся в учебнике представлены упражнения на:
- составление текстов на основе плана;
- продолжение предложений и текстов;
- преобразование предложений и текстов путем вставки слов и союзов;
- поиск логических связей между предложениями и абзацами;
- анализ текстов на соответствие заданной структуре;
- создание диалогов и бесед;
- создание рецензий на произведения и книги.
Учебник обеспечивает постепенное увеличение трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении. Кроме того, в учебнике приведены памятки по оформлению связных высказываний и правилам пунктуации.
Таким образом, учебник Мисаренко Г.Г. предоставляет достаточно разнообразные и практические методы для развития связной речи учащихся на каждом этапе обучения в начальной школе.
4.2. Перед Вами несколько текстов. Целесообразно ли их использование для изложений? Какого вида? В каком классе? Сформулируйте задачи, которые Вы будете решать при проведении изложения по каждому из подходящих для этого текстов. Спланируйте урок обучающего изложения по одному из них.
Осенняя елочка
Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная. (По Н.Сладкову)
Дятел
Хорошо в лесу, когда только что выпадет первый снег. Все кругом: и земля, и ветки кустов, деревьев – все белое, пушистое.
Шел я как-то по лесу в эту пору. Воздух был удивительно чист. Иду, прислушиваюсь, каждый звук далеко слышен. Вот застучал где-то впереди меня дятел. Я пошел осторожнее, чтобы не спугнуть птицу. Пусть себе кормится. Вышел на старую гарь.
Засохшие деревья повсюду торчат.
Вижу, на одном из них дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пестрый, потому его пестрым дятлом и прозвали.
Уселся дятел прямо на ствол, зацепился за него острыми коготками, оперся на жесткий хвост и давай колотить по трухлявому стволу дерева своим крепким клювом.
Недаром старается, значит, выискал в гнилой древесине личинку или жука, которые деревья точат, лес портят. Раздолбит дятел дерево, достанет вредителя и съест.
Поглядел я да и подумал: не зря дятла лесным доктором называют, ведь он больные деревья лечит, обстукивает, ослушивает, а потом вредителей из-под коры достает. (Г.Скребицкий)
Фигурка из воздушных шариков
Из воздушных шариков можно сделать надувного человечка. Для этого нужно приготовить шарики для головы, туловища, рук и ног, цветную бумагу и клей. Привяжи к верхушке шарика длинную нитку. После этого надувай шарик. Завяжи дырочку. Получился шарик с нитками на двух концах. Подготовь и другие шарики. Теперь свяжи их между собой в фигурку человечка. Глаза, уши и нос вырежь из цветной бумаги. Наклей их. Придумай наряд для своего человечка. (По Т.Киселевой)
Ответ:
Все три текста могут быть использованы для изложений, особенно в начальных классах.
Задачи, которые можно решить при проведении изложения по тексту "Осенняя елочка":
- Описать, как елочка появилась
- Описать, какие подарки ей дарят деревья на день ее рождения
- Описать, как елочка выглядит после того, как ей дарят подарки
Задачи, которые можно решить при проведении изложения по тексту "Дятел":
- Описать, как выглядит дятел
- Описать, что делает дятел на дереве
- Описать, какую роль дятел играет в лесу
Задачи, которые можно решить при проведении изложения по тексту "Фигурка из воздушных шариков":
- Описать, как сделать надувного человечка из воздушных шариков
- Описать, какие материалы нужны для изготовления фигурки
- Описать, как украсить фигурку надувного человечка
План урока обучающего изложения по тексту "Осенняя елочка":
1. Введение. Обсуждение темы "Осень" и "Елочка".
2. Чтение текста "Осенняя елочка".
3. Обсуждение содержания текста. Описываем, как елочка появилась и какие подарки ей дарят деревья на день ее рождения.
4. Анализ текста. Выделяем ключевые слова и фразы.
5. Построение плана изложения.
6. Написание изложения.