Файл: Норма права и ее функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Противоречащие друг другу требования правовой нормы до определенного времени образуют внутреннее единство. Это единство состоит в том, что, отражая потребности общественного развития, каждое из них направлено на достижение одной и той же цели: в одних случаях - на организацию в соответствии с социальными потребностями той или иной группы общественных отношений, в других - на охрану этих общественных отношений.

Однако отмеченное единство не устраняет противоречия между этими требованиями. С изменением условий общественной жизни оно может быть нарушено.

9 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. М., 2000. С. 475.

10 См.: там же. С. 551 - 552.

11 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 545. См. также: Алексеев П. В., Панин А. В. Указ. соч. С. 557 - 560.

стр. 7

Новые условия общественной жизни порой приводят к тому, что предусмотренное нормой правило поведения полностью или частично теряет свою социальную справедливость. Несоответствие юридического содержания правовой нормы новой норме социальной справедливости обостряет заключенное в ней внутреннее противоречие. Правовая норма перестает эффективно регулировать общественные отношения. Появляются предпосылки к изменению, отмене действующих правовых норм и появлению новых норм права.

Направленность заключенных в правовой норме противоречащих друг другу требований на достижение одной и той же цели - обеспечение определенного поведения субъектов общественных отношений - обусловливает то, что каждая норма права устанавливает одно правило поведения (в данном случае мы отвлекаемся от правовых норм, предусматривающих альтернативные виды поведения). Но в связи с тем, что достижение этой цели осуществляется посредством реализации требований, противоречащих друг другу, каждая норма права предусматривает два способа правового обеспечения содержащегося в ней правила. Один из них регулирует поведение субъектов общественных отношений, а второй - деятельность правоохранительных органов. Регулирование деятельности правоохранительных органов при этом направлено на простое устранение допущенных нарушений правовых предписаний (реализацию правовосстановительной ответственности) либо на применение к правонарушителям мер государственного воздействия (реализацию штрафной, карательной ответственности)12.

Содержание и форма нормы права. Структура правовой нормы. Норма права обладает, как уже было сказано ранее, социальным содержанием, которое образует закрепленная в ней норма социальной справедливости.


Норма социальной справедливости - это устойчивая социальная потребность в том, чтобы при наступлении определенных условий в конкретной сфере общественных отношений их участники соблюдали правило поведения, отвечающее интересам всех или подавляющего большинства членов общества.

Сама норма права представляет собой юридическую форму нормы социальной справедливости. Юридической формой выражения образующих ее социальных потребностей являются установленные правовой нормой права и обязанности субъектов общественных отношений, а также за крепленное в ней право государства на принуждение к выполнению ее предписаний.

Таким образом, образующие правовую норму права и обязанности субъектов общественных отношений, а также право государства на принуждение к выполнению предусмотренных в ней требований, выступают одновременно как юридическая форма выражения социального содержания закрепленного в ней правила поведения и как содержание по отношению к форме их закрепления в юридическом акте.

Но форма явления - это не только способ его внешнего выражения. "Под формой понимается также внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы (в данном случае понятие формы совпадает с понятием структуры)"13.

Структура правовой нормы является юридическим выражением структуры ее социального содержания, т.е. закрепленной в ней нормы социальной справедливости. Составным частям социальной потребности, образующей норму социальной справедливости (социальной потребности в обязательном характере определенного поведения при определенных условиях в конкретной сфере общественных отношений), соответствуют структурные элементы правовой нормы - гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза юридически закрепляет условия, в которых может себя проявить социальная потребность в определенном поведении; диспозиция юридически выражает социальную потребность в определенном правиле поведения в этих условиях; санкция - социальную потребность в обязательном характере выполнения правила поведения при наступлении закрепленных в гипотезе условий.

Гипотеза, диспозиция и санкция являются необходимыми структурными элементами всех норм права. Ни одно предусмотренное правовой нормой правило поведения невозможно представить без указаний, при каких условиях оно должно выполняться, в чем должно выражаться и какие правовые последствия могут или должны наступить в случае невыполнения содержащихся в норме требований.



Нельзя признать обоснованными взгляды тех авторов, которые полагают, что нет гипотезы в нормах, устанавливающих ответственность за совершение правонарушений14, или считают, что нет санкций в управомочивающих нормах15.

В правовых нормах, регулирующих поведение лиц, способных совершить правонарушения, гипотезой следует считать совершение деяния на

12 О делении санкций и видов юридической ответственности на правовосстановительные и штрафные см.: Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. С. 602 - 612.

13 Алексеев П. В., Панин А. В. Указ. соч. С. 472.

14 См.: Черданцев Л. Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 83 - 84.

15 См.: Берг О. В. Некоторые вопросы теории нормы права // Гос. и право. 2003. N 4. С. 19.

стр. 8

определенной территории в период действия закона, предусматривающего юридическую ответственность за это деяние, а также совершение его вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста юридической ответственности. Именно эти предусмотренные в законе обстоятельства выступают в роли условий, при которых правовая норма требует выполнения содержащегося в ней правила поведения. Санкция же управомочивающей нормы состоит в предписании (оно вытекает из ее содержания), предусматривающем устранение правовых последствий совершенного кем-то превышения полномочий. Такое превышение наблюдается в тех случаях, когда какое-либо должностное лицо или государственный орган вторгается в пределы компетенции управомоченного должностного лица или органа. Санкция управомочивающей нормы носит правовосстановительный характер. Ее реализация выражается в признании действий, совершенных в результате превышения власти, не имеющими юридического значения.

Структура правовой нормы определяется не только взаимосвязью входящих в нее составных частей, но и характером тех общественных отношений, которые ей приходится регулировать. В зависимости от этих общественных отношений структура нормы права приобретает различное выражение.

Зависимость структуры правовой нормы от характера регулируемых ею общественных отношений обусловливается тем, что качественное своеобразие любого явления, в том числе и нормы права, определяется не только свойствами самого явления, но и свойствами того явления, с которым оно вступает во взаимодействие. Как пишет А. Г. Спиркин, "свойство предмета состоит в том, чтобы производить в другом предмете то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. При этом способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качества или состояния последнего"16.


Обращенность нормы права в зависимости от складывающейся в обществе ситуации то в сторону тех общественных отношений, которые она призвана регулировать, то в сторону деятельности государственных органов, обеспечивающих выполнение ее требований, приводит к тому, что ее структура приобретает относительный характер. При рассмотрении нормы права как социального явления, регулирующего поведение участников конкретных общественных отношений, она выступает в одном виде, при рассмотрении ее в качестве регулятора деятельности государственных органов - в другом. Поясним это утверждение на примере нормы права, закрепленной в ч. 1 ст. 466 ГК РФ.

Эта норма устанавливает, что в тех случаях, когда продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, потребовать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Структуру этой правовой нормы при выполнении ею роли организатора экономических отношений можно представить в следующем виде: гипотеза - заключение договора купли-продажи; диспозиция - продавец должен передать покупателю товар в том количестве, которое определено договором; санкция - право покупателя в случае нарушения продавцом условий договора потребовать передачи ему недостающего количества товара либо отказаться от переданного товара и от его оплаты или потребовать возврата полученной от него денежной суммы. В тех же случаях, когда продавец отказывается выполнить эти требования и в разрешение спора вынужден вмешаться суд, структура рассматриваемой правовой нормы предстанет в другом виде: гипотеза - нарушение продавцом договора, выразившееся в отказе передать покупателю недостающее количество товара, а также последующий отказ принять без оплаты переданный покупателю товар обратно или возвратить уплаченную им денежную сумму; диспозиция - право суда возложить на продавца обязанность осуществить указанные действия; санкция - обязанность продавца передать покупателю недостающее количество товара либо удовлетворить его другие предусмотренные законом требования.

Структуру норм Особенной части уголовного права в зависимости от объекта регулирования также можно представить в различном виде. При регулировании поведения граждан, способных совершить преступления, их гипотезу составят условия уголовной ответственности (вменяемость лиц, способных совершить общественно опасные деяния, достижение ими возраста уголовной ответственности, совершение деяний в период действия правовых норм на определенной территории), диспозицию - запрет на совершение указанных в законе общественно опасных деяний, санкцию - право государства на применение наказания за их совершение. При регулировании же деятельности правоохранительных органов гипотеза этих норм предстанет в виде совершения предусмотренных нормами преступлений, диспозиция - в виде права суда на применение к виновным наказания, санкция - в виде обязанности лиц,


16 Спиркин А. Г. Указ. соч. С. 327.

стр. 9

совершивших преступления, подвергнуться этому наказанию.

Сказанное подтверждает, что структуру нормы права наряду с взаимосвязью составляющих ее элементов определяет в зависимости от конкретных условий в одном случае - характер регулируемых ею общественных отношений, а в другом - возникшая потребность в регулировании деятельности государственных органов, направленной на обеспечение выполнения содержащихся в ней требований.

Функции нормы права. В юридической литературе функции правовых норм принято делить на два основных вида: регулятивную и охранительную. Нельзя, однако, не обратить внимания на то, что классификация в данном случае проводится с нарушением обязательного требования - единого критерия классификации: регулятивная функция выделяется по способу воздействия правовых норм на общественные отношения, а охранительная - по социальной направленности осуществляемого воздействия. Кроме того, такая классификация может породить необоснованное представление, будто охранительная функция оказывает воздействие на общественные отношения не путем их регулирования, а каким-то иным образом. Наконец, авторы подобных классификаций не учитывают, что регулирование - это не функция норм права, а способ осуществления всех правовых функций. Не может быть функции, состоящей просто в регулировании чего-либо. Если она что-либо и регулирует, то регулирует для достижения какого-то результата. Функция норм права - это регулирование, которое осуществляется с целью оказания определенного воздействия на состояние или содержание общественных отношений.

Целесообразность указанной классификации подвергается сомнению и в связи с тем обстоятельством, что при ее проведении порой отмечается регулирующий характер как той, так и другой функции17. В этом случае остается открытым вопрос: чем же тогда отличаются функции норм различных отраслей права?

Критерием классификации функций норм права должна быть, как представляется, их социальная направленность. На основании этого критерия основные функции правовых норм следует поделить на организующую и охранительную. Организующая функция направлена на установление и поддержание определенного порядка в различных сферах общественных отношений, а охранительная - на защиту сформировавшегося порядка от поведения, причиняющего ему вред.

Каждая из основных функций состоит также из двух, но уже частных функций правовых норм.