Файл: Норма права и ее функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организующую функцию (ее выполняют, в частности, конституционное, гражданское, трудовое право) образуют, во-первых, функция, устанавливающая порядок общественных отношений (упорядочивающая функция), во-вторых, восстановительная функция. Основная роль в организации общественных отношений принадлежит упорядочивающей функции. Свой вклад в этот процесс вносит и восстановительная функция, которая, устраняя последствия нарушения закона, способствует поддержанию справедливого порядка общественных отношений.

Охранительную функцию (ее выполняет, в частности, уголовное право) образуют, во-первых, предупредительная функция, которая путем угрозы применения мер государственного принуждения удерживает неустойчивых граждан от совершения деяний, способных причинить вред утвердившимся общественным отношениям, во-вторых, восстановительная функция - функция, которая регулирует применение юридической ответственности и направлена на восстановление социальной справедливости, нарушенной в результате совершения правонарушений.

Общим для организующей и охранительной функций является то, что в состав каждой из них входит восстановительная функция. Нарушенными могут оказаться требования каждой нормы права, поэтому эта функция, хотя в разном юридическом выражении, свойственна всем правовым нормам.

Вопреки распространенному мнению специальной воспитательной функции нормы права не осуществляют.

То воспитательное воздействие, которое оказывается на людей в процессе правового регулирования, не может рассматриваться в качестве самостоятельной функции правовых норм. Это или составная часть процесса регулирования или производное от него явление.

Воспитательное воздействие норм права осуществляется посредством информации участников общественных отношений о предоставленных им правах и возложенных на них обязанностях. Эта информация в одних случаях формирует социально полезные свойства их личности, а в других, угрожая неблагоприятными последствиями, побуждает граждан воздержаться от невыполнения правовых предписаний. Идеологическое и психологическое воздействия правовых норм в том и другом случаях направлено на то, чтобы добиться от участников общественных отношений выполнения содержащихся в них требований, т.е. на правовое регулирование их поведения. Другой функции правовые нормы в этих случаях не выполняют18. Даже если бы в нашем

17 См.: Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. С. 63.


18 См.: Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия. СПб., 2004. С. 65.

стр. 10

законодательстве содержались правовые положения, которые, не устанавливая каких-либо правил поведения, имели своей целью лишь идеологическое и психологическое воздействие на сознание людей, то и при этих условиях нельзя было бы говорить о самостоятельной воспитательной функции норм права, так как норма права - это всегда прежде всего правило поведения.

Норм права, не содержащих правил поведения, не существует, но часто бывает так, что правовые нормы оказывают определенное воспитательное воздействие на людей без регулирования их поведения. Сознание многих людей формируется под влиянием информации, исходящей от норм, которые регулируют такие общественные отношения, в которые они сами не вступают (например, в те или иные гражданско-правовые, семейные или трудовые отношения). Есть основания говорить и об определенном воспитательном воздействии информации о запрете совершать общественно опасные деяния на лиц, от которых в связи с тем, что они обладают устойчивыми нравственными свойствами, не приходится ожидать совершения преступлений. Однако и в этих случаях нет оснований усматривать проявление самостоятельной воспитательной функции правовых норм. Оказываемое ими воспитательное воздействие по существу ничем не отличается от аналогичного воздействия, исходящего от средств массовой информации. Поскольку это воздействие не связано с информацией о наделении воспринимающих ее лиц какими-либо правами и обязанностями, оно представляет собой не правовое, а обычное воспитательное воздействие. То обстоятельство, что оно осуществляется посредством информации, связанной с юридическим актом, не может изменить ее социальной природы.

Таким образом, оказываемое нормами права воспитательное воздействие не образует их самостоятельной функции, потому, что в одних случаях оно является или составной частью процесса правового регулирования, или производным от него явлением, а в других - ничем по существу не отличается от воспитательного воздействия, исходящего от средств массовой информации.

Правоотношения - юридические формы реализации функций нормы права. Функции правовых норм проявляются в общественных отношениях, возникающих между государством и теми лицами, поведение которых они призваны регулировать. На основании правовой нормы каждое общественное отношение облекается в форму правового отношения. Правоотношение оказывает регулирующее воздействие, во-первых, на содержание того общественного отношения, юридической формой которого оно является, во-вторых, на состояние и содержание других общественных отношений.



В связи с тем, что все функции правовых норм облекаются в определенные правовые отношения, есть основания для выделения организующих и охранительных правоотношений. При этом в пределах организующих правоотношений есть основания для выделения правоотношений, устанавливающих общественный порядок, и восстановительных правоотношений, а в пределах охранительных правоотношений - основания для выделения предупредительных и восстановительных правоотношений.

Спорным в юридической литературе является вопрос о существовании предупредительных правоотношений. Некоторые авторы считают, что нормы, устанавливающие запрет на совершение каких-либо действий, хотя и регулируют поведение людей, но осуществляют эту роль вне рамок правовых отношений19.

Нежелание признать существование предупредительных правоотношений связано с тем, что сторонники рассматриваемой точки зрения не видят юридических фактов, способных привести к их появлению. Такими фактами, по их мнению, могут считаться лишь совершенные правонарушения, поэтому, например, только с преступлениями они связывают возникновение уголовно-правовых отношений.

Действительно, под юридическими фактами в общей теории права обычно понимаются происходящие в обществе события и поступки людей. Однако, следует иметь в виду, что события могут выступать не только в виде материализованных явлений общественной жизни, но и в виде объективной возможности наступления какого-либо явления, в том числе объективной возможности того или иного поведения людей.

На таком представлении об юридических фактах основывается и наше законодательство. Например, ст. 79 УК РФ связывает возникновение правоотношения, обязывающего применить к осужденному условно-досрочное освобождение, с выводом суда о том, что осужденный для своего исправления "не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания". Согласно ч. 2 ст. 36 ГК РФ юридическим фактом, порождающим право на раздельное проживание опекунов и попечителей с подопечными, является то обстоятельство, что "это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного".

Юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение предупредительных уголовно-правовых отношений, является объективная возможность совершения общественно опасных деяний, т.е. реальная угроза причинения

19 См.: Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 56; Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1976. С. 223.

стр. 11

ущерба интересам граждан, общества и государства. Подобные юридические факты являются основаниями возникновения и иных предупредительных правовых отношений - отношений, порождаемых нормами, регулирующими
ответственность за административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты.

Предупредительные правоотношения - это правоотношения, субъектами которых являются, с одной стороны, государство, а с другой, - лица, способные совершить деяния, причиняющие обществу вред. Такие правоотношения образуют обязанности лиц, способных совершить вредные для общества деяния, воздерживаться от их совершения и правомочия государства на применение к лицам, совершившим правонарушения, мер государственного принуждения20.

Отказ от признания существования предупредительных правоотношений приводит к совершенно неприемлемым выводам. Получается, что, например, уголовное право - это какая-то особая отрасль права, которая, в отличие от других правовых отраслей, регулирует главным образом деятельность государственных органов, а не поведение граждан. На самом деле, после совершения преступления регулируется преимущественно деятельность государственных органов по применению к лицам, совершившим преступление, уголовной ответственности. Активная роль последних в этом процессе очень ограничена: лица, совершившие преступление, могут самостоятельно определять характер своего дальнейшего поведения практически под воздействием только норм, предусматривающих обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Трудно согласиться и с тем, что правовые нормы, устанавливающие запрет на совершение определенных деяний, регулируют поведение людей вне рамок правовых отношений. Специфика норм права состоит как раз в том, чтобы воздействовать на поведение людей не каким-либо иным образом, а путем наделения их правами и возложением на них обязанностей. В случае предупредительных правоотношений это связано прежде всего с возложением правовой обязанности воздерживаться от совершения общественно опасных и вредных деяний. Без наделения лиц правами и обязанностями нет и не может быть правового регулирования.

20 Более подробно по этому вопросу см.: Курс российского уголовного права. В 5-ти т. Т. 1. Общая часть / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 2 - 3; Филимонов В. Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003. С. 75 - 82.

стр. 12