ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44, устанавливающим, что каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Пациент либо его законный представитель имеют право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов45.
Получателю государственной услуги по заявлению в день его подачи выдается копия разделов акта медико-социальной экспертизы, отражающих состояние здоровья гражданина, по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов.
Отказ в выдаче копии акта медико-социальной экспертизы является незаконным и влечет нарушение прав инвалида.
Иногда справку по экспертизе оформляют более 28 календарных дней. В этом вопросе необходимо установить конкретные разумные сроки.
Одна из выявленных проблем связана с содержанием заявления и заключается в том, что если неправильно будет указана цель проведения экспертизы, то потом инвалиду не даются разъяснения по поводу ошибки. Экспертиза проводится строго с указанной гражданином целью, и бывает, что он получает не тот результат, который ожидал от этой экспертизы.
В данной ситуации должна проводиться разъяснительная работа с инвалидами и их представителями. Не надо инвалидов заставлять подавать заявления, все должно происходить по направлению лечебного учреждения, в котором и будет указываться цель направления в бюро медико-социальной экспертизы.
При изучении судебной практики было отмечено несколько дел, в которых лечащие врачи были уверены в наличии оснований для установления инвалидности, что документально подтверждали в медицинской документации. Однако в акте экспертов не была дана оценка представленным медицинским документам. Эксперты проигнорировали диагноз лечащих врачей и, не проводя дополнительных исследований и даже не осматривая гражданина, вынесли отрицательное заключение, что и вызвало недоумение у гражданина, и он стал искать защиты своих прав в суде. Хотя в правилах признания лица инвалидом императивно предписано изучать представленные им документы. Исходя из этого предписания, эксперты обязаны делать по этим документам заключения.
Что касается судебной практики, допускающей возможность составлять акт без осмотра гражданина, то она также не соответствует пункту 25 Правил признания лица инвалидом, из буквального и системного толкования пункта 23 этих же Правил, следует, что осмотр гражданина не проводится только при заочном освидетельствовании. Таким образом, если при очном освидетельствовании гражданина хотя бы один эксперт не осмотрел, то экспертиза должна быть признана недействительной.
Бывают случаи, когда граждане ошибочно считают, что, если его болезнь не поддается лечению, значит, он должен быть признан инвалидом.
Есть проблемы с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, так как для них не предусмотрен порядок ознакомления с копией записи в журнале. Кроме того, им всегда отказывают в очной экспертизе. И в большинстве случаев они не могут доказать, что подавали заявление на прохождение экспертизы, так как администрация мест лишения свободы зачастую отрицает данный факт. Поэтому они, в конечном итоге, освобождаются либо по состоянию здоровья, когда уже при проверках нельзя скрыть факт невозможности их самостоятельного обслуживания самих себя, либо при общественном контроле по жалобе родственников.
Представляется, что если больной, отбывающий наказание в местах лишения свободы, настаивает на очной экспертизе, то его просьба должна учитываться.
Также представляется, что пункт 31 Правил признания лица инвалидом необходимо дополнить предписанием, что дополнительное обследование должно проводиться в случае несогласия экспертов с анамнезом болезни, представленным в документах гражданина. При таком подходе будут решены две проблемы:
1) эксперты, таким образом, показывают, что они изучали представленные документы;
2) граждане будут видеть, что содержанию их документов дается не субъективная оценка, а на основании дополнительного исследования, что поможет снять недоверие к предоставляемому заключению.
Проблема для военнослужащих и чернобыльцев заключается в том, что не всегда компетентные органы и врачи вовремя направляют документы и выдают направление на прохождение экспертизы, что приводит к потере времени.
Инвалид не должен отвечать за процедурные ошибки должностных лиц, если после проверок и повторных экспертиз подтверждается инвалидность.
В случае признания гражданина инвалидом устанавливается причина инвалидности. При отсутствии документов, необходимых для установления причины инвалидности
, в качестве такой причины указывается общее заболевание. При последующем представлении данных документов причина инвалидности изменяется без дополнительного освидетельствования инвалида.
Особый порядок действует при установлении инвалидности медицинским работникам в связи с развитием осложнений после перенесенного заболевания, вызванного COVID-19 и возникшего при исполнении ими трудовых обязанностей.
Учреждениям медико-социальной экспертизы Российской Федерации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции Министерством труда и социальной защиты РФ было поручено принятие локальных актов, содержащих мероприятия по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции, в т.ч. мероприятия по отказу от очных освидетельствований и увеличению доли заочных освидетельствований граждан;
- взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в части повышения контроля за оформлением медицинскими организациями направительных документов в целях максимально качественного проведения МСЭ заочно;
- отказ от очных освидетельствований граждан в бюро МСЭ и главных бюро, увеличение освидетельствований в заочной форме, организация учета сведений о проводимых свидетельствованиях очно, заочно и выездных освидетельствованиях, анализ возникающих вопросов в связи с увеличением доли заочных освидетельствований, а также возникающих в этой связи рисков.
Кроме того, Указом Президента РФ от 6 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников»46 установлены дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты медицинским работникам. Указ издан в целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)47.
В Указе названы три страховых случая, при наступлении которых производится единовременная страховая выплата:
а) смерть медицинского работника;
б) причинение вреда здоровью медицинского работника, повлекшее за собой временную нетрудоспособность, но не приведшее к инвалидности;
в) причинение вреда здоровью медицинскому работнику, повлекшее за собой стойкую утрату трудоспособности, приведшее к инвалидности.
В свою очередь развитие законодательного массива в сложной эпидемиологической ситуации становится важнейшим элементом праворегулятивного процесса с целью восстановления социальной справедливости, в особенности, в отношении инвалидов как социально уязвимого слоя населения, наиболее нуждающихся в государственно-правовой защите в современных сложных обстоятельствах.
После прохождения необходимых мероприятий, гражданину выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, она может быть выдана на руки или направлена заказным почтовым отправлением.
Приведем пример из судебной практики, где по одному судебному делу гражданин оспаривал форму акта медико-социальной экспертизы в части отсутствия в ней указания на квалификацию экспертов, включая стаж их работы. Он усомнился в том, что лечащий его врач, с большим опытом работы и высшей квалификации, мог ошибаться в своих выводах, а более молодые коллеги, давая противоположные заключения, были более опытны в этом вопросе. Суд отказал в удовлетворении его требования, считая, что это не влияет на заключение экспертов. С таким решением трудно согласиться, так как представляется, что от специальности эксперта, стажа работы зависит качество проведенной экспертизы. Ведь для заключений экспертов, при проведении экспертиз по назначению суда, такие сведения об экспертах являются обязательными. Включение таких сведений в акт позволило бы избежать фальсификаций, связанных с незаконным составом экспертных комиссий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регламентация правоотношений по социальной защите инвалидов в Российской Федерации базируется на конституционных положениях, позволяющих вместе с нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов определить структуру, пределы и возможности ее предоставления. Как отмечается исследователями, принятие указанного закона стало поворотным для России, поскольку в нем была установлена принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия и категории, порядок установления инвалидности. Закон закрепил систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Правовое понятие инвалидности закрепляется в ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является основным законом, который определяет государственную политику в социальной защите людей с инвалидностью в нашей стране. Целью данной социальной защиты является, прежде всего, обеспечение полного равенства прав между людьми с ограниченными возможностями и другими гражданами в осуществлении своих гражданских, социальных, экономических и других прав и свобод, предусмотренных основным законом страны, обладающим высшей юридической силой - Конституцией РФ.
2. Процедура установления инвалидности осуществляется специализированными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
3. Приказ Минтруда России от 28.11.2019 № 742н «Об утверждении Порядка установления причин инвалидности» регулирует и определяет правила установления причин инвалидности федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в целях обеспечения единообразных подходов к их установлению в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень мер социальной защиты (поддержки) инвалида.
4. Установление группы инвалидности на определенный срок (или бессрочно) не лишает гражданина права пройти освидетельствование досрочно, если состояние здоровья его ухудшилось. В то же время орган социальной защиты населения не вправе направить на освидетельствование гражданина без его согласия. Это допускается лишь в том случае, когда выявлено, что инвалидность установлена на основании подложных документов.
5. Иногда граждане, узнав, что необходимо подавать заявление на освидетельствование, ошибочно подают это заявление в саму лечебную организацию. Чтобы заявление не возвращать, лечебные организации их перенаправляют в бюро МСЭ, на что обычно уходит до шести дней. При этом срок установления инвалидности должен определяться со дня поступления этого заявления непосредственно в бюро МСЭ. Представляется, что установленный подход надо менять, так как есть одинокие инвалиды, состояние здоровья которых не позволяет передвигаться, еще не определены попечители или опекуны, при этом необходимое для решения организационных вопросов время уходит.
Получателю государственной услуги по заявлению в день его подачи выдается копия разделов акта медико-социальной экспертизы, отражающих состояние здоровья гражданина, по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов.
Отказ в выдаче копии акта медико-социальной экспертизы является незаконным и влечет нарушение прав инвалида.
Иногда справку по экспертизе оформляют более 28 календарных дней. В этом вопросе необходимо установить конкретные разумные сроки.
Одна из выявленных проблем связана с содержанием заявления и заключается в том, что если неправильно будет указана цель проведения экспертизы, то потом инвалиду не даются разъяснения по поводу ошибки. Экспертиза проводится строго с указанной гражданином целью, и бывает, что он получает не тот результат, который ожидал от этой экспертизы.
В данной ситуации должна проводиться разъяснительная работа с инвалидами и их представителями. Не надо инвалидов заставлять подавать заявления, все должно происходить по направлению лечебного учреждения, в котором и будет указываться цель направления в бюро медико-социальной экспертизы.
При изучении судебной практики было отмечено несколько дел, в которых лечащие врачи были уверены в наличии оснований для установления инвалидности, что документально подтверждали в медицинской документации. Однако в акте экспертов не была дана оценка представленным медицинским документам. Эксперты проигнорировали диагноз лечащих врачей и, не проводя дополнительных исследований и даже не осматривая гражданина, вынесли отрицательное заключение, что и вызвало недоумение у гражданина, и он стал искать защиты своих прав в суде. Хотя в правилах признания лица инвалидом императивно предписано изучать представленные им документы. Исходя из этого предписания, эксперты обязаны делать по этим документам заключения.
Что касается судебной практики, допускающей возможность составлять акт без осмотра гражданина, то она также не соответствует пункту 25 Правил признания лица инвалидом, из буквального и системного толкования пункта 23 этих же Правил, следует, что осмотр гражданина не проводится только при заочном освидетельствовании. Таким образом, если при очном освидетельствовании гражданина хотя бы один эксперт не осмотрел, то экспертиза должна быть признана недействительной.
Бывают случаи, когда граждане ошибочно считают, что, если его болезнь не поддается лечению, значит, он должен быть признан инвалидом.
Есть проблемы с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, так как для них не предусмотрен порядок ознакомления с копией записи в журнале. Кроме того, им всегда отказывают в очной экспертизе. И в большинстве случаев они не могут доказать, что подавали заявление на прохождение экспертизы, так как администрация мест лишения свободы зачастую отрицает данный факт. Поэтому они, в конечном итоге, освобождаются либо по состоянию здоровья, когда уже при проверках нельзя скрыть факт невозможности их самостоятельного обслуживания самих себя, либо при общественном контроле по жалобе родственников.
Представляется, что если больной, отбывающий наказание в местах лишения свободы, настаивает на очной экспертизе, то его просьба должна учитываться.
Также представляется, что пункт 31 Правил признания лица инвалидом необходимо дополнить предписанием, что дополнительное обследование должно проводиться в случае несогласия экспертов с анамнезом болезни, представленным в документах гражданина. При таком подходе будут решены две проблемы:
1) эксперты, таким образом, показывают, что они изучали представленные документы;
2) граждане будут видеть, что содержанию их документов дается не субъективная оценка, а на основании дополнительного исследования, что поможет снять недоверие к предоставляемому заключению.
Проблема для военнослужащих и чернобыльцев заключается в том, что не всегда компетентные органы и врачи вовремя направляют документы и выдают направление на прохождение экспертизы, что приводит к потере времени.
Инвалид не должен отвечать за процедурные ошибки должностных лиц, если после проверок и повторных экспертиз подтверждается инвалидность.
В случае признания гражданина инвалидом устанавливается причина инвалидности. При отсутствии документов, необходимых для установления причины инвалидности
, в качестве такой причины указывается общее заболевание. При последующем представлении данных документов причина инвалидности изменяется без дополнительного освидетельствования инвалида.
Особый порядок действует при установлении инвалидности медицинским работникам в связи с развитием осложнений после перенесенного заболевания, вызванного COVID-19 и возникшего при исполнении ими трудовых обязанностей.
Учреждениям медико-социальной экспертизы Российской Федерации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции Министерством труда и социальной защиты РФ было поручено принятие локальных актов, содержащих мероприятия по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции, в т.ч. мероприятия по отказу от очных освидетельствований и увеличению доли заочных освидетельствований граждан;
- взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в части повышения контроля за оформлением медицинскими организациями направительных документов в целях максимально качественного проведения МСЭ заочно;
- отказ от очных освидетельствований граждан в бюро МСЭ и главных бюро, увеличение освидетельствований в заочной форме, организация учета сведений о проводимых свидетельствованиях очно, заочно и выездных освидетельствованиях, анализ возникающих вопросов в связи с увеличением доли заочных освидетельствований, а также возникающих в этой связи рисков.
Кроме того, Указом Президента РФ от 6 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников»46 установлены дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты медицинским работникам. Указ издан в целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)47.
В Указе названы три страховых случая, при наступлении которых производится единовременная страховая выплата:
а) смерть медицинского работника;
б) причинение вреда здоровью медицинского работника, повлекшее за собой временную нетрудоспособность, но не приведшее к инвалидности;
в) причинение вреда здоровью медицинскому работнику, повлекшее за собой стойкую утрату трудоспособности, приведшее к инвалидности.
В свою очередь развитие законодательного массива в сложной эпидемиологической ситуации становится важнейшим элементом праворегулятивного процесса с целью восстановления социальной справедливости, в особенности, в отношении инвалидов как социально уязвимого слоя населения, наиболее нуждающихся в государственно-правовой защите в современных сложных обстоятельствах.
После прохождения необходимых мероприятий, гражданину выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, она может быть выдана на руки или направлена заказным почтовым отправлением.
Приведем пример из судебной практики, где по одному судебному делу гражданин оспаривал форму акта медико-социальной экспертизы в части отсутствия в ней указания на квалификацию экспертов, включая стаж их работы. Он усомнился в том, что лечащий его врач, с большим опытом работы и высшей квалификации, мог ошибаться в своих выводах, а более молодые коллеги, давая противоположные заключения, были более опытны в этом вопросе. Суд отказал в удовлетворении его требования, считая, что это не влияет на заключение экспертов. С таким решением трудно согласиться, так как представляется, что от специальности эксперта, стажа работы зависит качество проведенной экспертизы. Ведь для заключений экспертов, при проведении экспертиз по назначению суда, такие сведения об экспертах являются обязательными. Включение таких сведений в акт позволило бы избежать фальсификаций, связанных с незаконным составом экспертных комиссий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регламентация правоотношений по социальной защите инвалидов в Российской Федерации базируется на конституционных положениях, позволяющих вместе с нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов определить структуру, пределы и возможности ее предоставления. Как отмечается исследователями, принятие указанного закона стало поворотным для России, поскольку в нем была установлена принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия и категории, порядок установления инвалидности. Закон закрепил систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Правовое понятие инвалидности закрепляется в ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является основным законом, который определяет государственную политику в социальной защите людей с инвалидностью в нашей стране. Целью данной социальной защиты является, прежде всего, обеспечение полного равенства прав между людьми с ограниченными возможностями и другими гражданами в осуществлении своих гражданских, социальных, экономических и других прав и свобод, предусмотренных основным законом страны, обладающим высшей юридической силой - Конституцией РФ.
2. Процедура установления инвалидности осуществляется специализированными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
3. Приказ Минтруда России от 28.11.2019 № 742н «Об утверждении Порядка установления причин инвалидности» регулирует и определяет правила установления причин инвалидности федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в целях обеспечения единообразных подходов к их установлению в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень мер социальной защиты (поддержки) инвалида.
4. Установление группы инвалидности на определенный срок (или бессрочно) не лишает гражданина права пройти освидетельствование досрочно, если состояние здоровья его ухудшилось. В то же время орган социальной защиты населения не вправе направить на освидетельствование гражданина без его согласия. Это допускается лишь в том случае, когда выявлено, что инвалидность установлена на основании подложных документов.
5. Иногда граждане, узнав, что необходимо подавать заявление на освидетельствование, ошибочно подают это заявление в саму лечебную организацию. Чтобы заявление не возвращать, лечебные организации их перенаправляют в бюро МСЭ, на что обычно уходит до шести дней. При этом срок установления инвалидности должен определяться со дня поступления этого заявления непосредственно в бюро МСЭ. Представляется, что установленный подход надо менять, так как есть одинокие инвалиды, состояние здоровья которых не позволяет передвигаться, еще не определены попечители или опекуны, при этом необходимое для решения организационных вопросов время уходит.