Файл: Введение настоящая дипломная работа посвящена проблеме преодоления феномена выученной беспомощности в процессе обучения. Особую актуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая дипломная работа посвящена проблеме преодоления феномена «выученной беспомощности» в процессе обучения.

Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с тем, что высокие темпы развития современного общества требуют от школьников быстрого и качественного усвоения материала. Стремясь подготовить школьников к самоопределению в обществе, школа не всегда способна искоренить проблему неуспеваемости. Отстающий ученик может полагать, что причиной его плохих оценок является отсутствие способностей или низкий уровень интеллекта. И тем самым вырабатывается беспомощность, которая может стать стабильной и привнести проблемы в будущую жизнь ученика.

Впервые феномен выученной (обученной) беспомощности (learned helplessness) был описан американскими психологами М. Селигманом и С.Майером на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током. Собак, подвергавшихся вначале слабым ударам тока (чего они не могли избежать), помещали затем в другие клетки, где их активность уже могла бы помочь им избежать неприятных воздействий. Однако, вопреки предсказаниям бихевиористской теории научения, собаки не хотели учиться, казалось бы, простым вещам и были пассивны. Суть открытия состояла в том, что эта пассивность, или беспомощность, имеет своим источником воспринимаемую животным независимость результатов (исходов) от его действий (усилий). Опыт убеждал, что их действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желаемым результатам, что порождало ожидание неподконтрольности результатов собственных действий, ощущение неспособности контролировать события (ситуацию) и соответственно бессмысленность усилий.

Исследователи сделали вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Впоследствии многочисленные исследования выявили существование этого феномена и у людей. Выученная беспомощность привлекла внимание исследователей за рубежом, так как она влияет на многие особенности жизни человека. В итоге, от степени беспомощности зависит не только успех в жизни, но и здоровье человека. Формируется же выученная беспомощность чаще всего в детстве под влиянием родителей и педагогов, которым не всегда удается оказать своевременную помощь и поддержку ребенку.


Таким образом, в младшем и начале среднего школьного возраста, когда учебная деятельность является ведущей, развитие феномена выученной беспомощности обусловлено непосредственно фрустрацией учебной деятельности. У ученика выученная беспомощность проявляется во всех аспектах: снижается интерес к учебе, не замечаются собственные успехи, даже если они иногда имеют место, нарастает эмоциональное напряжение.

Что же касается подросткового возраста, то подросток привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, и он становится пассивным и беспомощным. Постепенно у отстающего подростка спонтанно возникающие последствия могут привести к резкому ухудшению успеваемости: образуется пробел в знаниях, что затрудняет усвоение нового материала; замедляется развитие качеств умственной деятельности (активность, подвижность, самостоятельность); закрепляются дефекты внутренней организации и управления учебной деятельностью, самоконтроля и самостоятельной рефлексии на решение учебных задач, оценку требований к успеваемости; падают познавательная мотивация и интерес к изучаемому предмету; постепенно формируется иная мотивация (т. е. иная система оценки и активности); теряется вера в себя - ученику кажется, что ему не под силу понять новый материал и все его усилия обречены на провал; ухудшается социальный статус ученика в классе.

В результате - потеря самостоятельности и полный переход на «иждивенческие» способы работы: списывание, выжидание готовых решений и пр. Низкая обучаемость у подростка приобретает устойчивый характер за счёт слияния в единую систему отдельных недостатков мышления, практического и избирательного отношения к учебному материалу из-за возникновения нерациональных способов действий. К учению относятся как к тяжкой обязанности. Поэтому даже изучение иностранного языка для подростков может стать барьером, который не даст им возможности реализовать себя в дальнейшей жизни. Теоретический материал изучаемого языка не усваивают совсем, сразу начиная поиски обходных путей. Подростки эмоционально угнетены, нередко с переходом в состояние фрустрации, выход из которого находят в отказе от учения.

Поэтому объектом нашего исследования мы выбрали выученную беспомощность в процессе обучения как психолого-педагогический феномен. Предмет исследования состоял в выявлении возможностей преодоления феномена «выученной беспомощности» у младших подростков в обучении иностранному языку.



Целью исследования явилось определение сущности феномена «выученной беспомощности» и возможностей его преодоления у младших подростков в практике обучения иностранному языку.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что cсуществует совокупность личностных особенностей, которые в сочетании с пессимистическим атрибутивным стилем, невротическими симптомами и определёнными поведенческими особенностями представляет собой симптомокомплекс характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня в изучении иностранного языка. Тем самым могут быть предложены методики способные не только выявить, но и устранить возникшую выученную беспомощность у младших подростков.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы мы решали следующие задачи:

  1. выявить сущность феномена «выученной беспомощности» личности, его причины и типологию;

  2. обосновать психолого-педагогические условия преодоления феномена «выученной беспомощности» у школьников в процессе обучения;

  3. определить способы диагностики и преодоления феномена «выученной беспомощности» младших подростков в процессе обучения;

  4. спроектировать и экспериментально апробировать элементы процесса обучения иностранному (английскому) языку по преодолению феномена «выученной беспомощности» у учащихся 5 класса.

Для решения поставленных задач были использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнения педагогических позиций отечественных и зарубежных ученых, обобщения и систематизации имеющихся фактов, проектирования и моделирования, наблюдения, анкетирования (опроса).

Результаты исследования прошли апробацию на студенческих научных конференциях студентов и магистрантов МГЛУ в апреле 2012 и 2013 гг. и отражены в 2 публикациях автора [Феномен «выученной беспомощности» у младших подростков, Диагностика феномена «выученной беспомощности» у младших подростков в изучении иностранного языка].

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении и углублении представлений о сущности феномена «выученной беспомощности» личности и способах ее предупреждения и устранения в образовательном процессе.


Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и положения могут быть использованы в организации деятельности педагогов-практиков, в том числе учителей иностранного языка, по профилактике выученной беспомощности школьников в процессе обучения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Сущность феномена «выученной беспомощности» личности, его причины и типология

Известно, что школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям и фактически получают неодинаковый уровень развития. В выполнении задач, поставленных государством и обществом перед органами образования по обучению и воспитанию школьников, осуществлению общего среднего образования, большое значение имеет своевременное преодоление феномена «обученной беспомощности»[9].

Под выученной (обученной) беспомощностью (learned helplessness) понимается психологическое состояние живого существа, возникающее в результате его попадания в неблагоприятную среду, которое проявляется в отсутствии воли выйти из неё даже тогда, когда такая возможность реально предоставляется. У живого существа появляется особое поведение, приобретаемое при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя.

Специфика феномена характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Такое состояние имеет тенденцию к генерализации, т.е. возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие. Живое существо отказывается от попыток решения задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов [32].

Исследования американского психолога М. Селигмана, установившего данный феномен в экспериментах с животными, продолжил его соотечественник Д. Хирото, который в 1971 г. попытался проверить, как работает механизм, обнаруженный М. Селигманом, у человека. Д. Хирото придумал следующую схему эксперимента. Сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была - искомая комбинация существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они ни нажимали, неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента. Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки, звук прекращался.


Эксперименты Д. Хирото показали, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшей в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук - просто сидели и ждали, когда все кончится.

Эксперимент доказал, что у людей также существует уже установленный на животных механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации.

Эксперименты немецкого ученого Ю. Куля со студентами уточнили особенности данного феномена. Ю. Куль предложил студентам решать различные интеллектуальные задачи, которые не имели решения, но испытуемые об этом не знали. После серии безуспешных попыток решить «простые» задачи, сопровождавшихся негативными комментариями экспериментатора о способностях испытуемых, большинство людей впадало в состояние тревоги и отчаяния, так как наносился удар по самооценке. После чего испытуемым предлагали простую, решаемую задачу, с которой они тоже не справлялись, так как формировалась выученная беспомощность.

Ю. Куль предположил, что снижение продуктивности решения тестовой задачи в последнем случае связано с невозможностью быстро дезактивировать мысли о неудаче, которые, оставаясь в активном состоянии, поглощают ресурсы, необходимые для реализации намерения. Ю. Куль определил обученную беспомощность как нарушение способности преодоления имеющихся трудностей, отказ от каких-либо действий для их разрешения на основе опыта предшествующих неудач в сходных ситуациях. Ю. Куль выяснил, что состояние беспомощности возникает, если в ситуации одновременно присутствуют три составляющих компонента, такие как:

)наличие субъективной оценки невозможности самому справиться с задачей;

)ощущение невозможности контролировать ситуацию;

)приписывание причин неуспеха себе и своим личным качествам [30].

Иными словами, выученная беспомощность вырабатывается в том случае, если человек убеждается, что ситуация, которая его не устраивает, не зависит от его поведения; что ситуацию нельзя изменить с помощью предпринимаемых им усилий; что во всех своих неудачах повинен он сам (его недостаточность по какому-либо признаку: бездарность, глупость, неумение что-то делать), а успех, если он вдруг приходит, обусловлен случайным удачным стечением обстоятельств или чьей-то помощью, а не его способностями.