ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что оно никакого значения не имеет.
Представляется, что данное правило требует изменения, так как граждане активно пользуются порталом государственных и муниципальных услуг, прошли там регистрацию в установленном порядке и их можно идентифицировать. Кроме этого, направление на экспертизу или справка об отказе в направлении на экспертизу все равно уже поступили в электронной форме, поэтому поступление в такой же форме заявления от больного лица исключит какую-либо ошибку в установлении обратившейся личности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
К федеральным государственным учреждениям МСЭ относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро МСЭ по соответствующему субъекту РФ, главное бюро, осуществляющее МСЭ работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро МСЭ в городах и районах32.
Также хотелось бы отметить сроки для признания лица инвалидом и разработки индивидуальной программы реабилитации, а также их проблемные аспекты.
Встречаются ситуации, когда граждане, узнав, что необходимо подавать заявление на освидетельствование, ошибочно подают это заявление в саму лечебную организацию. Чтобы заявление не возвращать, лечебные организации их перенаправляют в бюро медико-социальной экспертизы, на что обычно уходит до шести дней. Но все-таки срок установления инвалидности будет определяться со дня поступления этого заявления непосредственно в бюро медико-социальной экспертизы.
Представляется, что установленный подход надо менять, так как есть одинокие инвалиды, состояние здоровья которых не позволяет передвигаться, еще не определены попечители или опекуны, а время решения всех организационных вопросов затягивается.
В этой связи, если комиссия лечебного учреждения направляет на экспертизу, то можно ограничиться этим направлением.
А дальше все будет зависеть от диспозитивного права гражданина проходить экспертизу и являться по приглашению бюро медико-социальной экспертизы или проигнорировать эту процедуру.
Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что неопределенность в правовом регулировании нарушает права и законные интересы инвалидов, так как нарушаются установленные сроки для признания лица инвалидом и разработки для него индивидуальной программы реабилитации.
Обращает на себя внимание и проблема, связанная с бездействием персонала медицинских учреждений. Дело в том, что иногда должностные лица медицинских учреждений без видимых причин задерживают отправку документов на чернобыльцев в межведомственные экспертные комиссии, что приводит к более позднему сроку установления инвалидности, так как решение комиссии не имеет обратной силы и инвалидность устанавливается со дня принятия решения этой комиссией.
При этом сами комиссии допускают ошибки в установлении причинно-следственной связи инвалидности с аварией на ЧАЭС. Однако ошибочные решения нижестоящих комиссий, отмененные вышестоящими комиссиями или в судебном порядке, не могут влиять на изменение срока установления инвалидности, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС. Хотя при установлении инвалидности, не связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, днем установления инвалидности считается день подачи заявления в бюро медико-социальной экспертизы33, а не день принятия решения Межведомственной экспертной комиссией. Такое положение вряд ли можно считать справедливым, даже если оно поддержано Верховным Судом РФ34, так как причиной более поздней даты установления инвалидности являются нарушения должностных лиц.
Такое положение дел является поводом для решения проблемы, связанной с тем, что лечебные учреждения и врачи вовремя не дают направление на медико-социальную экспертизу или задерживают выдачу необходимых документов, что приводит к затягиванию времени для установления инвалидности. Заключение медико-социальной экспертизы не имеет обратной силы, поэтому инвалидность считается установленной со дня принятия решения комиссией, а не со дня фактического заболевания или выдачи направления на экспертизу.
Представляется, что в подобных ситуациях, когда нарушение срока установления инвалидности не связано с поведением больного лица, а обусловлено допущением нарушения со стороны персонала и должностных лиц лечебных учреждений, в случае признания инвалидами в связи с чрезвычайными обстоятельствами считать днем признания лица инвалидом, в соответствии с установленными регламентами, без учета сроков, нарушенных по вине должностных лиц35.
Как упоминалось ранее, в первой статье Закона о социальной защите инвалидов определено, что признать лицо инвалидом может только федеральное учреждение медико-социальной экспертизы в порядке и при наличии условий, установленных Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного законодательного предписания Правительством Российской Федерации были утверждены Правила признания лица инвалидом.
Главный вопрос состоит в том, могут ли правила признания лица инвалидом иметь юридические дефекты нормотворческого характера. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать судебную практику по оспариванию Правил признания лица инвалидом.
Учитывая, что это нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации и в качестве основания оспаривания указывалось его несоответствие законодательству о здравоохранении, эти дела подведомственны Верховному Суда Российской Федерации.
Были изучены семь определений Конституционного Суда РФ:
- определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 г. № 1085-О-П36;
- определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 г. № 64-О-О37;
- определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 г. № 1557-О38;
- определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2014 г. № 307-О39;
- определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 г. № 1299-О40;
- определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 1344-О41;
- определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 1439-О42.
В основном жалобы, рассмотренные Конституционным Судом РФ, касались вопроса неправомерного установления особой процедуры признания инвалидами лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, включая создание специальных субъектов в виде межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий, а также определение иного порядка исчисления срока наступления инвалидности. Конституционный Суд РФ по всем жалобам отказал в их удовлетворении или рассмотрении, посчитав, что не усматривает наличия положений, нарушающих права и законные интересы лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС).
Верховный Суд РФ по восьми делам, связанным с оспариванием ряда положений Правил признания лица инвалидом, также отказал в удовлетворении всех заявлений, установив отсутствие каких-либо несоответствий действующему законодательству.
Гражданину, желающему установить инвалидность, необходимо обратиться в медицинскую организацию, Пенсионный фонд России или орган социальной защиты населения для направления его на медико-социальную экспертизу.
Направление на медико-социальную экспертизу выдается:
- медицинской организацией - после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, а в отношении гражданина, находящегося в стационаре в связи с операцией по ампутации конечностей и нуждающегося в первичном протезировании, - в течение трех рабочих дней после проведения указанной операции.
- Пенсионным фондом России или органом социальной защиты населения - при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Направление на медико-социальную экспертизу передается выдавшей его организацией в бюро медико-социальной экспертизы в форме электронного документа с использованием соответствующих информационных систем, а при отсутствии доступа к таким системам - на бумажном носителе.
В случае отказа в направлении на медико-социальную экспертизу гражданину должны выдать справку, на основании которой он может самостоятельно подать документы на медико-социальную экспертизу.
Для прохождения медико-социальной экспертизы потребуются следующие документы:
- письменное согласие гражданина на проведение медико-социальной экспертизы;
- документ, удостоверяющий личность, либо его заверенная копия;
- документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя;
- направление на медико-социальную экспертизу или справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу;
- заявление о проведении медико-социальной экспертизы;
- медицинские документы, необходимые для установления причины инвалидности;
- документы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и признания инвалидом;
- заключение врачебной комиссии медицинской организации, подтверждающее, что по состоянию здоровья гражданин не может явиться в бюро медико-социальной экспертизы, в связи с чем медико-социальную экспертизу необходимо провести на дому.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья или других предусмотренных законодательством обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, гражданину оказывается содействие в получении указанных документов.
После сбора всех документов, необходимо обратиться в бюро медико-социальной экспертизы с необходимыми документами, а также самостоятельно либо через законного или уполномоченного представителя, в том числе через Единый портал госуслуг.
Медико-социальная экспертиза может проводиться:
- в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, месту нахождения пенсионного дела, если гражданин выехал на постоянное жительство за пределы РФ;
- на дому, если гражданин не может явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья;
- в медицинской организации, оказывающей помощь в стационарных условиях;
- в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме;
- в исправительном учреждении;
- заочно - по решению бюро.
Так, гражданам при наличии установленных законодательством заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании. Кроме того, медико-социальная экспертиза может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов, проведенных в отношении инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий.
При проведении медико-социальной экспертизы ведется протокол и составляется акт. Акт, протокол и индивидуальная программа реабилитации или абилитации формируются личное дело медико-социальной экспертизы гражданина. Заверенные копии акта и протокола можно получить на бумажном носителе или в электронном виде. Для этого подается заявление в бюро МСЭ. В том числе его можно направить в электронной форме43.
При этом был установлен один случай, когда инвалиду было отказано в выдаче копии акта медико-социальной экспертизы. Такой отказ не соответствует положениям ч. 1, 5 ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Представляется, что данное правило требует изменения, так как граждане активно пользуются порталом государственных и муниципальных услуг, прошли там регистрацию в установленном порядке и их можно идентифицировать. Кроме этого, направление на экспертизу или справка об отказе в направлении на экспертизу все равно уже поступили в электронной форме, поэтому поступление в такой же форме заявления от больного лица исключит какую-либо ошибку в установлении обратившейся личности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
К федеральным государственным учреждениям МСЭ относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро МСЭ по соответствующему субъекту РФ, главное бюро, осуществляющее МСЭ работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро МСЭ в городах и районах32.
Также хотелось бы отметить сроки для признания лица инвалидом и разработки индивидуальной программы реабилитации, а также их проблемные аспекты.
Встречаются ситуации, когда граждане, узнав, что необходимо подавать заявление на освидетельствование, ошибочно подают это заявление в саму лечебную организацию. Чтобы заявление не возвращать, лечебные организации их перенаправляют в бюро медико-социальной экспертизы, на что обычно уходит до шести дней. Но все-таки срок установления инвалидности будет определяться со дня поступления этого заявления непосредственно в бюро медико-социальной экспертизы.
Представляется, что установленный подход надо менять, так как есть одинокие инвалиды, состояние здоровья которых не позволяет передвигаться, еще не определены попечители или опекуны, а время решения всех организационных вопросов затягивается.
В этой связи, если комиссия лечебного учреждения направляет на экспертизу, то можно ограничиться этим направлением.
А дальше все будет зависеть от диспозитивного права гражданина проходить экспертизу и являться по приглашению бюро медико-социальной экспертизы или проигнорировать эту процедуру.
Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что неопределенность в правовом регулировании нарушает права и законные интересы инвалидов, так как нарушаются установленные сроки для признания лица инвалидом и разработки для него индивидуальной программы реабилитации.
Обращает на себя внимание и проблема, связанная с бездействием персонала медицинских учреждений. Дело в том, что иногда должностные лица медицинских учреждений без видимых причин задерживают отправку документов на чернобыльцев в межведомственные экспертные комиссии, что приводит к более позднему сроку установления инвалидности, так как решение комиссии не имеет обратной силы и инвалидность устанавливается со дня принятия решения этой комиссией.
При этом сами комиссии допускают ошибки в установлении причинно-следственной связи инвалидности с аварией на ЧАЭС. Однако ошибочные решения нижестоящих комиссий, отмененные вышестоящими комиссиями или в судебном порядке, не могут влиять на изменение срока установления инвалидности, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС. Хотя при установлении инвалидности, не связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, днем установления инвалидности считается день подачи заявления в бюро медико-социальной экспертизы33, а не день принятия решения Межведомственной экспертной комиссией. Такое положение вряд ли можно считать справедливым, даже если оно поддержано Верховным Судом РФ34, так как причиной более поздней даты установления инвалидности являются нарушения должностных лиц.
Такое положение дел является поводом для решения проблемы, связанной с тем, что лечебные учреждения и врачи вовремя не дают направление на медико-социальную экспертизу или задерживают выдачу необходимых документов, что приводит к затягиванию времени для установления инвалидности. Заключение медико-социальной экспертизы не имеет обратной силы, поэтому инвалидность считается установленной со дня принятия решения комиссией, а не со дня фактического заболевания или выдачи направления на экспертизу.
Представляется, что в подобных ситуациях, когда нарушение срока установления инвалидности не связано с поведением больного лица, а обусловлено допущением нарушения со стороны персонала и должностных лиц лечебных учреждений, в случае признания инвалидами в связи с чрезвычайными обстоятельствами считать днем признания лица инвалидом, в соответствии с установленными регламентами, без учета сроков, нарушенных по вине должностных лиц35.
2.2 Порядок установления инвалидности
Как упоминалось ранее, в первой статье Закона о социальной защите инвалидов определено, что признать лицо инвалидом может только федеральное учреждение медико-социальной экспертизы в порядке и при наличии условий, установленных Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного законодательного предписания Правительством Российской Федерации были утверждены Правила признания лица инвалидом.
Главный вопрос состоит в том, могут ли правила признания лица инвалидом иметь юридические дефекты нормотворческого характера. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать судебную практику по оспариванию Правил признания лица инвалидом.
Учитывая, что это нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации и в качестве основания оспаривания указывалось его несоответствие законодательству о здравоохранении, эти дела подведомственны Верховному Суда Российской Федерации.
Были изучены семь определений Конституционного Суда РФ:
- определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 г. № 1085-О-П36;
- определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 г. № 64-О-О37;
- определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 г. № 1557-О38;
- определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2014 г. № 307-О39;
- определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 г. № 1299-О40;
- определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 1344-О41;
- определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 1439-О42.
В основном жалобы, рассмотренные Конституционным Судом РФ, касались вопроса неправомерного установления особой процедуры признания инвалидами лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, включая создание специальных субъектов в виде межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий, а также определение иного порядка исчисления срока наступления инвалидности. Конституционный Суд РФ по всем жалобам отказал в их удовлетворении или рассмотрении, посчитав, что не усматривает наличия положений, нарушающих права и законные интересы лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС).
Верховный Суд РФ по восьми делам, связанным с оспариванием ряда положений Правил признания лица инвалидом, также отказал в удовлетворении всех заявлений, установив отсутствие каких-либо несоответствий действующему законодательству.
Гражданину, желающему установить инвалидность, необходимо обратиться в медицинскую организацию, Пенсионный фонд России или орган социальной защиты населения для направления его на медико-социальную экспертизу.
Направление на медико-социальную экспертизу выдается:
- медицинской организацией - после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, а в отношении гражданина, находящегося в стационаре в связи с операцией по ампутации конечностей и нуждающегося в первичном протезировании, - в течение трех рабочих дней после проведения указанной операции.
- Пенсионным фондом России или органом социальной защиты населения - при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Направление на медико-социальную экспертизу передается выдавшей его организацией в бюро медико-социальной экспертизы в форме электронного документа с использованием соответствующих информационных систем, а при отсутствии доступа к таким системам - на бумажном носителе.
В случае отказа в направлении на медико-социальную экспертизу гражданину должны выдать справку, на основании которой он может самостоятельно подать документы на медико-социальную экспертизу.
Для прохождения медико-социальной экспертизы потребуются следующие документы:
- письменное согласие гражданина на проведение медико-социальной экспертизы;
- документ, удостоверяющий личность, либо его заверенная копия;
- документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя;
- направление на медико-социальную экспертизу или справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу;
- заявление о проведении медико-социальной экспертизы;
- медицинские документы, необходимые для установления причины инвалидности;
- документы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и признания инвалидом;
- заключение врачебной комиссии медицинской организации, подтверждающее, что по состоянию здоровья гражданин не может явиться в бюро медико-социальной экспертизы, в связи с чем медико-социальную экспертизу необходимо провести на дому.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья или других предусмотренных законодательством обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, гражданину оказывается содействие в получении указанных документов.
После сбора всех документов, необходимо обратиться в бюро медико-социальной экспертизы с необходимыми документами, а также самостоятельно либо через законного или уполномоченного представителя, в том числе через Единый портал госуслуг.
Медико-социальная экспертиза может проводиться:
- в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, месту нахождения пенсионного дела, если гражданин выехал на постоянное жительство за пределы РФ;
- на дому, если гражданин не может явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья;
- в медицинской организации, оказывающей помощь в стационарных условиях;
- в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме;
- в исправительном учреждении;
- заочно - по решению бюро.
Так, гражданам при наличии установленных законодательством заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании. Кроме того, медико-социальная экспертиза может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов, проведенных в отношении инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий.
При проведении медико-социальной экспертизы ведется протокол и составляется акт. Акт, протокол и индивидуальная программа реабилитации или абилитации формируются личное дело медико-социальной экспертизы гражданина. Заверенные копии акта и протокола можно получить на бумажном носителе или в электронном виде. Для этого подается заявление в бюро МСЭ. В том числе его можно направить в электронной форме43.
При этом был установлен один случай, когда инвалиду было отказано в выдаче копии акта медико-социальной экспертизы. Такой отказ не соответствует положениям ч. 1, 5 ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»