Файл: 1. Cущность и содержание предпринимательства и коммерческой деятельности.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типовые контракты периодически пересматриваются и частично изменяются. Это обусловлено рядом причин, в частности постоянным изменением соотношения сил между экспортерами и импортерами на мировом рынке. Другой причиной является изменение с развитием научно-технического прогресса организационно-технических условий торговли (средств перевозки, методов определения качества и др.), что вызывает необходимость пересмотра отдельных формулировок действующих контрактов или разработки контрактов на новых условиях.
Типовые контракты разрабатываются союзами предпринимателей, объединениями, ассоциациями, федерациями, комитетами товарных бирж, торговыми палатами, монополистическими объединениями и крупными фирмами, а также Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК).
Однако по многим товарам - зерновым, лесоматериалам, кожсырью - существуют специальные типовые контракты, разработанные международными союзами предпринимателей и отраслевыми национальными союзами. Они разрабатывают несколько вариантов типовых контрактов для каждого вида товара. Разница между этими вариантами обычно заключается в базовых условиях, а следовательно и в методе определения цены (ФОБ, СИФ и т.д.); в определении способа поставки товара - целыми пароходами или мелкими отправками; в определении основного направления перевозки товара от места происхождения до места назначения, что может влиять на упаковку товара, условия страхования и т.д.
Применение типовых контрактов участниками соответствующего объединения обязательно (об этом обычно вносится оговорка в устав объединения). Поэтому участники объединений отказываются заключать контракты на условиях, отличающихся от установленных этим объединением. Это дает им возможность навязывать односторонне выгодные условия торговли экономически более слабым партнерам.
В наиболее монополизированных отраслях торговли сделки обычно заключаются на основе контрактов, разрабатываемых крупными компаниями. Если в сделку вступают два участника монополистических объединений, каждое из которых имеет свой типовой контракт, то условия контрактов становятся предметом переговоров, в результате которых может быть выработан новый вариант контракта. Каждый раз полученное преимущество более сильный контрагент стремится сохранить за собой, объявляя его торговым обычаем. Контрагенты, для которых такой обычай является невыгодным, добиваются его отклонения или изменения. Этим, собственно, и объясняется огромное многообразие формулировок, встречающихся в типовых контрактах. Таким образом, по своему характеру типовые контракты являются выразителями сложившейся в практике мировой торговли техники заключения сделок.
69.Основные виды торгово-посреднических фирм, работающих на внешних рынках
Использование торговых посредников создает для зарубежных фирм определенные преимущества, что и обусловливает их важную роль в международной торговой практике.
1. Главное преимущество использования торговых посредников состоит в том, что фирма-экспортер не вкладывает каких-либо значительных средств в организацию сбытовой сети на территории страны импортера. Торгово-посреднические фирмы обычно имеют собственную материально-техническую базу (складские помещения, демонстрационные залы, ремонтные мастерские), а иногда и свои розничные магазины.
2. Другое преимущество торгово-посреднических фирм в том, что она освобождает экспортера от многих забот, связанных с реализацией товара (доставка в страну импортера, сортировка и упаковка, подбор по ассортименту, приспособление к требованиям местного рынка).
3. Важным преимуществом является также использование капитала торгово-посреднических фирм для финансирования сделок как на основе краткосрочного так и среднесрочного кредитования. Здесь большое значение имеют устойчивые деловые связи торгово-посреднических фирм с банками, транспортно-экспедиторскими и страховыми компаниями.
4. Рынки некоторых товаров целиком монополизированы торговыми посредниками (например, брокерами в Англии) и недоступны для установления прямых контактов с потребителями. В этом случае использование торгово-посреднического звена вызывается необходимостью.
Сбыт через торгово-посреднические фирмы имеет и определенные недостатки. Поскольку экспортер лишается непосредственных контактов с рынками сбыта и целиком зависит от добросовестности и активности торгового посредника, то к его выбору экспортирующие фирмы должны относиться достаточно серьезно.
Брокерские операции.
Брокерские операции состоят в установлении через посредника-брокера (англ. – broker, фр. – courtier, нем. – makler) контакта между продавцом и покупателем (а также между страховщиком и страхователем, между судовладельцем и фрахтователем).
Брокеры действуют в интересах заказчика-принципала (principal) по его поручению. Обычно такие поручения носят разовый характер на той или иной сделке.
Через брокера проходят встречные предложения сторон, он сам не соприкасается непосредственно с товаром.
Действия в самой сделке совершаются за счет принципала, товар остается собственностью последнего. Принципалы сами ведут переговоры с рекомендованными посредником контрагентами, подписывают и исполняют контракты от своего имени и за свой счёт, после заключения сделки продавец отправляет товар прямо покупателю, а брокеру выплачивает брокеру оговоренное ранее вознаграждение. Причём, договор может предусматривать выплату определённого вознаграждения посреднику и за рекомендации контрагентов, с которыми принципал не заключил контракты.
Независимо от того, какой конкретной деятельностью брокер занимается или кого представляет, он всегда выступает как посредник в узком юридическом смысле, совершая только фактические действия.
Агентские операции.
Агентские операции в торговле состоят в поручении одной стороной, именуемой принципалом, не зависимой от нее другой стороне, именуемой агентом (торговым, коммерческим), совершения фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала. Агентские операции совершаются на основе более или менее длительного (обычно многолетнего) соглашения, именуемого агентским соглашением.
Независимость агента выражается в том, что он не состоит в трудовых отношениях с принципалом и может осуществлять свою деятельность самостоятельно за определенное вознаграждение.
Агент является в большинстве случаев юридическим лицом, зарегистрированным в торговом реестре. Хотя агент и обязан действовать в пределах полномочий, определенных в агентском соглашении, он не подлежит прямому контролю и надзору со стороны принципала.
Осуществление агентом своей деятельности от имени и за счет принципала отличает его от купца и торговца по договору, совершающих сделки от своего имени и за свой счет, а также от комиссионера, который хотя и выступает перед третьими лицами от своего имени, но совершает сделки за счет комитента.
Агент лишь способствует совершению сделки купли-продажи, но сам в ней (в качестве стороны контракта) не участвует и не покупает за свой счет товары. Он действует лишь как представитель принципала в рамках ответственности, возложенной на него агентским соглашением. В этом и есть отличительная особенность агентского соглашения от договора о предоставлении права на продажу.
Комиссионные операции.
Сам термин «комиссия» (comission) означает договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение (комиссию) заключить сделку на продажу или покупку товаров от своего имени, но в интересах и за счёт комитента.
Взаимоотношения между комитентом и комиссионером регулируются договором комиссии (комиссионный договор). В соответствии с ним комиссионер не покупает товары комитента, а лишь совершает сделки по купле-продаже товаров за счет комитента. Это означает, что комитент остается собственником товара до его передачи в распоряжение конечного покупателя.
Вместе с тем следует заметить, что продажа товаров через комиссионеров нередко связана с передачей товаров комитента во владение комиссионера, который при этом не становится их собственником. Находящиеся в распоряжении комиссионера товары, присланные ему комитентом для продажи (равно, как и товары, купленные комиссионером для комитента), признаются собственностью комитента. Риск случайной гибели и случайного повреждения таких товаров при отсутствии иной договоренности сторон лежит на комитенте. Комиссионер, однако, обязан принимать все меры к обеспечению сохранности вверенных ему товаров и отвечать за их утрату или повреждение, если это произойдет по его вине.
Комиссионер за свое посредничество получает от комитента комиссионное вознаграждение, обозначенное в договоре. Это может быть определенный процент от суммы сделки (в среднем до 10%) или разница между ценой, назначенной комитентом, и реализационной ценой комиссионера.
Комиссионер обычно не отвечает перед комитентом за исполнение договора купли-продажи третьим лицом. Однако иногда в комиссионный договор включается условие о ручательстве комиссионера за исполнение сделки третьим лицом, с которым им заключен договор за счет комитента. В силу этого условия комиссионер за дополнительное вознаграждение принимает на себя обязательства делькредере.
При выполнении поручения комиссионер должен придерживаться условий, предписанных ему комитентом. Полученный от покупателя платеж, комиссионер обязан в течение определенного в договоре числа дней перевести на счет комитента. Из этой суммы комиссионером вычитается причитающееся ему комиссионное вознаграждение и расходы, сделанные им сверх, предусмотренных договором комиссии (с согласия комитента).
Платеж считается произведенным после того, как комитент подтвердит его получение и правильность. В договоре комиссии обусловлены также и обязанности комиссионера, которые зависят от характера совершаемых им операций.
Разновидностью комиссионных операций являются операции консигнации. Они состоят в поручении одной стороной, именуемой консигнантом, другой стороне, именуемой консигнатором, продажи товара со своего склада от своего имени, но за счет консигнанта.
Консигнационные операции осуществляются на основе договора консигнации, к которому применяются нормы законодательства о договоре комиссии.
Товары, поставленные на склад в стране консигнатора, остаются собственностью консигнанта до момента их продажи третьим лицам.
Если по окончании срока консигнационного соглашения на складе у консигнатора остался непроданный товар, то консигнант может его изъять, если другое не предусмотрено соглашением. Это простая консигнация.
Наряду с простой консигнацией применяют частично возвратную и безвозвратную консигнации, повышающие уверенность в сбыте товаров.
При частично возвратной консигнации консигнатор берет на себя обязательство по окончании оговоренного срока купить у консигнанта согласованное количество из нереализованного к этому сроку товара.
При безвозвратной консигнации консигнатор лишен права возврата, и весь товар, не проданный к окончанию намеченного срока, должен быть им куплен.
Продажа товаров со склада, находящегося в стране сбыта, значительно облегчает освоение новых рынков, поскольку иностранные покупатели получают возможность ознакомиться с интересующими их изделиями не только по каталогам, проспектам, прейскурантам и спецификациям, но и непосредственно путем их осмотра, а часто и посредством проверки в работе.