Файл: 1. Cущность и содержание предпринимательства и коммерческой деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Cущность и содержание предпринимательства и коммерческой деятельности

В рыночной экономике (в том числе и в отношениях свободной купли-продажи) встречаются и действуют различные люди со сво­ими целями, задачами, с определенными типичными поступками и характерными чертами поведения. Среди них наиболее актив­ной фигурой являетсяпредприниматель.

Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», то есть сделать что-либо —  создать, организовать, наладить, заключить следку, вступить в соглашение и т. п. В широком значении предпринимателем в обы­денной жизни часто называется человек, который что-либо пред­принимает (создает, организует и т. п.), то есть действует в соот­ветствии с намеченной целью в интересах получения (достиже­ния) конкретных конечных результатов.

В экономике предпринимательство является особым ви­дом деятельности, направленной на создание и обеспечение функ­ционирования каких-либо предприятий с целью получения при­были (дохода). В таком понимании предпринимательство зароди­лось еще в условиях феодализма. Первоначально предпринимате­лями назывались лица, которые проявляли предприимчивость в создании промышленных предприятий (кустарных производств, мануфактур и др.). История зарождения, становления и развития современного предпринимательства тесно связана с более пянни-тпфирмами купеческого и банковского капитала, с различного рода промыслами и кустарным производством. В период промыш­ленной революции конца XVIII — начала XIX в. предпринимате­лями назывались преимущественно фабриканты, то есть лица, вкладывавшие средства в создание и организацию работы фабрик

  крупных предприятий по обработке сырья и изготовлению про­дуктов машинным способом.

Предпринимательство — это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.


Предпринимательству присущи ориентация на получение при­были, комбинированность факторов деятельности, самостоятель­ность, подверженная риску. Основная функция предприниматель­ства в России состоит в том, чтобы «доводить» до конкретных по­требителей товары, услуги, работы и получать за это материаль­ное и моральное вознаграждение.

Предпринимательство как явление отражает:

  • всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организа­цией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемого результата;

  • всю систему отношений, .которые объективно возникают у предпринимателей друг с другом, с потребителями, поставщика­ми, с банками и другими субъектами рынка, с наемными работ­никами и государством;

  • товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкурен­ции, стоимости, денежного обращения и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.

Как процесс предпринимательство представляет собой слож­ную «цепочку» действий, начиная с поиска (зарождения) пред­принимательской идеи и заканчивая ее воплощением в конкрет­ный проект (предприятие), позволяющий производить необходи­мые потребителям товары, оказывать услуги и заканчивающийся извлечением прибыли.

Следовательно, предпринимательство как процесс представля­ет собой целесообразную деятельность, направленную на удовле­творение потребностей субъектов рынка и получение определен­ной прибыли, ибо в противном случае поставленная предприни­мателем цель не будет достигнута. Предпринимательство как про­цесс включает в себя поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращение идеи в конкретный результат. Этот процесс является непрерывным и постоянно возобновляется, поскольку все время изменяются потреб­ности, которые и удовлетворяются предпринимателями.



Реализация идеи предпринимателя охватывает следующие по­нятия:

  • изготовление нового, то есть неизвестного потребителю блага;

  • внедрение нового, то есть в данной отрасли еще практичес­ки неизвестного метода (способа) производства;

  • освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на кото­ром до сих пор данная отрасль страны еще не была представлена;

  • получение нового источника сырья;

  • осуществление соответствующей реализации (например, обеспечение монопольного положения своего предприятия или подрыв монопольного положения другого предприятия в условиях конкурентной рыночной среды).

Все сказанное в равной степени относится и к туристской дея­тельности. Однако существует и своя специфика: в туризме пред­принимательство в большей степени связано с оказанием услуг.

2.Основные понятия предпринимательской деятельности

Здесь представлены основные понятия предпринимательства.

Потребность — это требующая удовлетворения нужда в чем-либо.

Спрос — часть потребностей, которые человек может и хочет удовлетворять за счет имеющихся у него средств.

Товары — это все, что может служить предметом торговли и направлено ни удовлетворение потребностей человека.

Экономичность — одна из основных составляющих входящих в основы предпринимательства для успеха хозяйственной деятельности, суть которой в разумной и рациональной экономии ограниченных товаров с целью более полного удовлетворения потребностей.

Предприятия — это экономические единицы с правами юридического лица, которые служат для изготовления и сбыта товаров, оказания услуг.

Факторами производства продукции
 называются средства и способы, которые применяются для ее продукции.

Конечно, это далеко не все основные понятия предпринимательства. Остальную информацию вы можете прочитать в статьях на страничке Основы предпринимательства. Там Вы найдёте не только другие основные понятия предпринимательства, но и дополняющий материал.

3.Происхождение предпринимательства

Можно с уверенностью утверждать, что предпринимательство зародилось в тот момент, когда люди придумали натуральный обмен. Ручной труд, крайне примитивные технологии и общинный уклад жизни привели к необходимости менять один товар на другой. Наиболее предприимчивые граждане быстро догадались, что создавая дефицит на определенный вид товара, можно сильно поднять его стоимость, тем самым сделав более ликвидным. Тогда в мире и произошла дифференциация на богатых и бедных.

Более двух миллионов лет предпринимательство развивалось вместе с человеком. Конечно, современный образ типичного предпринимателя сильно отличается от того, каким он был, например, в период становления государства и института частной собственности. С зарождением капитализма образ делового предприимчивого человека стал постепенно складываться в то, что мы сегодня привыкли понимать под словом «бизнесмен».

Параллельные прямые


История российского предпринимательства началась с большим опозданием относительно Америки и Европы, несмотря на то, что профессия купца появилась в IX—XIII веках. В то время купечество было не только профессией, но и определенным социальным классом. «Третье сословие» — купцы (после дворянства и духовенства), — делилось на три гильдии. Исходя из размеров капитала. Род занятий определялся сословным происхождением, а не только желанием создать собственное дело.

В основном, купеческая деятельность сводилась к торговле и перепродажам. Торговали всем: сырьем, мехом, продовольствием, лесом. Природных богатств было много, страна — большая, и необходимость обеспечения логистики обусловила появление судовладельцев и транспортных компаний.

На этом, частный бизнес в России заканчивался. Были еще ростовщики, однако на Руси во все времена их деятельность считалась аморальной, и превышение ростовщиком определённой процентной ставки преследовалось законодательно. В России практически невозможно было стать предпринимателем «с нуля».

После отмены крепостного права российское купечество увеличилось почти в два раза — со 125 до 230 тысяч. Люди, получив относительную свободу, смогли сами выбирать дальнейший путь развития. Отпущенные, пусть и с оговорками, крестьяне смогли свободно наниматься на работу, накапливать капитал и открывать собственное дело. Однако делать это торопились далеко не все, так как культура предпринимательства в России отсутствовала в принципе.

Дядя Сэм


В то самое время, когда в России отменили крепостное право, в США началась война между рабовладельческим Югом и капиталистическим Севером. Юг, где было распространено рабство и аграрная система хозяйствования, и промышленный Север выделились в два отдельных экономических района. На Север стремились предприниматели и основная масса эмигрантов, бегущих из худших финансовых условий с одной мыслью — заработать. Рабочих рук на Севере было достаточно, демографическая ситуация была стабильной, а уровень жизни — хорошим. Неудивительно, что на Севере сосредотачивались предприятия машиностроения, металлообработки, лёгкой промышленности. Основной рабочей силой были многочисленные эмигранты из других стран, которые работали на фабриках,