Файл: Организация системы социального обслуживания населения (на примере Калачинского района Омской области).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания подается в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг,

Получатели социальных услуг вправе участвовать в правоотношениях по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания лично либо через законного представителя (далее - представитель). При этом личное участие получателей социальных услуг не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает получателей социальных услуг права на личное участие в правоотношениях по получению социальных услуг.

В регионах проблемой, требующей решения, является дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей интенсивности их труда.

Основы стационарного обслуживания отдельных групп граждан, в том числе пенсионного возраста, предоставление данной категории населения набора бесплатных услуг в стационаре, а также на дому регулирует базовый закон о социальном обслуживании (выше был нами охарактеризован), документы Правительства РФ (регулярно обновляются), нормативно-правовые акты Минтруда России.

Социальная помощь пенсионерам (регулируется в каждом субъекте РФ органами ПФР и Минтруда) включает: доплату до прожиточного минимума, бесплатные медицинские препараты, лечение в санатории и проезд к месту лечения. Государство оказывает ее малоимущим одиноко проживающим пенсионерам, если их доход ниже величины прожиточного минимума по данному субъекту РФ и это от них не зависит. Также социальную помощь предоставляют пенсионерам, которые имеют на нее право по закону. Также пенсионеры могут получить денежные выплаты и натуральную помощь в виде топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов. Заявление о предоставлении государственной социальной помощи надо подать в орган соцзащиты населения или в территориальный орган ПФР, если пенсионер хочет получить пакет соцуслуг или федеральную социальную доплату к пенсии.

Создается сеть учреждений, внедряются новые технологии социального обслуживания. За последние годы в нашей стране была существенно изменена и модернизирована система социальных служб, учреждения социального обслуживания, подотчетные федеральным органам власти, были переданы в ведение субъектов РФ
[29].

Социальное обслуживание -  это деятельность, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная формулировка эффективно определяет социальное обслуживание.

Социальные услуги предоставляются лицам, частично утратившим способность к самопомощи, нуждающимся в постоянном или временном социальном уходе, в связи с возрастом, болезнью.

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

В 2021 году семьи с низким доходом имеют право на детские пособия, скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг, налоговые льготы, юридическую помощь, бесплатный проезд на общественном транспорте, бесплатные обеды в школе, выплаты малоимущим многодетным семьям и можно получить натуральную помощь, например, продукты питания.

В 2023 году расширяется условия предоставления социального обслуживания и сопровождения для военнослужащих и участников спецоперации и их семей. М.А. Калинин указывает, что социальная защита военнослужащих – это система защиты в виде правовых норм, социальных гарантий, которые обеспечивают предоставление помощи, поддержки, обеспечения жизнедеятельности военнослужащего; социальное обеспечение военнослужащих – это обязательства российского государства «по обеспечению льгот и гарантий военнослужащим на период прохождения службы и после» за счет федерального бюджета [15, с. 55].Социальная работа является, по нашему мнению, очень важной в среде военнослужащих, поскольку их деятельность протекает в условиях повышенных рисков. Социальные работники, в связи с этим, должны помочь военнослужащим и их семьям в решении различных проблем, материальных, правовых и социальных. Социальный работник выступает «звеном» между государством и военнослужащим и их семьей, оказывая консультативную помощь, помогая в сборе документов для назначения соцуслуг, льгот, пособий. Вышеуказанная работа ведется, прежде всего, исходя из социального федерального законодательства.

Федеральная, региональная, муниципальная нормативно-правовая база в сфере социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов сформирована, но требуется ее дальнейшее развитие в плане создания более эффективной и оперативной модели правового регулирования социального обслуживания и социально-правовой защиты граждан данной социальной группы.



Важное направление российской системы социального обеспечения и обслуживания – государственная социальная помощь гражданам и семье, семьям с детьми.

Федеральный закон о государственной социальной помощи определяет «политику в области социальнойпомощи и обслуживания в России, целью которой является обеспечение равных условий в государственной помощи незащищенным группам населения» [2].

Как гласит легальное определение в законе о государственной социальной помощи, «государственная социальная помощь» - это предоставление малоимущим семьям, иным категориям граждан социальных пособий, доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Право российских граждан на социальное обеспечение и социальную помощь как ее составляющую гарантировано законом и подкреплено мерами высших органов власти. Президент и Правительство регулярно дополняют меры государственной социальной помощи семьям и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Важное направление в этом плане – помощь малоимущей семье, имеющей доход ниже прожиточного минимума.

Юридическим фактом, событием (в законах говорится о «трудной жизненной ситуации»), дающей право на государственную социальную помощь и поддержку семьям с детьми, признаются: беременность, рождение ребенка, инвалидность, достижение пенсионного возраста.

Малоимущая семья в России, – семья испытывающая ряд финансовых, материальных и иных трудностей. Официально ее статус идентифицируется с понятием «прожиточного минимума». Иными словами, по российским законам малоимущая семья – та, в которой доход на одного ее члена меньше прожиточного минимума. К сожалению, российские законы и регуляторы не выработали унифицированного определения «прожиточного минимума», что затрудняет его понимание.

Рассмотрим понятие «прожиточного минимума» и взаимосвязанные с ним: «минимальный размер оплаты труда», «потребительская корзина», «базовые потребности». Снижение уровня оплаты труда в 2022 г. по причине санкций делает актуальной проблему установления «минимального размера оплаты труда», который должен устанавливаться с учетом социально значимых потребностей.


Итак, в России с середины 1990х годов по настоящее время оформилась развитая правовая база социального обслуживания. Изучение нами правовой базы показало, что система социального обслуживания населения (сеть стационарных и иных учреждений по социальному обслуживанию) в регионах страны находится в процессе реформирования, вносятся постоянные изменения в федеральный закон, а его конкретизируют нормативно-правовые акты Минтруда; регионы также имеют свою правовую базу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ (в ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 7007, 2014. – № 30 (часть I). – Ст. 4272.

2. О государственной социальной помощи: федеральный закон от17 июля 1999 № 178-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2022 г. № 569-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999. - № 29. -Ст. 3699.

3. О социальной защите инвалидов: федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995. - № 5. -Ст. 1346.

4.О ветеранах: федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ [Электронный ресурс] // сайт. URL: http: // publication.pravo.gov.ru. (дата обращения: 08.05.2023).

5. План мероприятий для реализации Стратегии в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 23 июня 2021 года №1692-р.

6. Постановление Правительства РФ от 29. 12. 2022 г. №  2520
«О государственной программе РФ «Социальная поддержка граждан»http: // gov. garant.ru.

7. Абатаева П.Н. Социальная адаптация личности / П.Н. Абатаева // Вестник социально-педагогического института. – 2020. – №3. – С. 87-88.

8. Буянова М.О. Право социального обеспечения / М.О. Буянова.  М., 2022. – 223с.

9. Бонкало Т.И. Комплексная реабилитация участников специальной военной операции на Украине: дайджест 2023 / Т. И. Бонкало. – М., 2023. – 97с.

10. Бегиева Б.М.Методы и технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста / Б.М.Бегиева,К.В. Бамбетова// 2021. – С.55-57.

11. Буянова М.О. Право социального обеспечения / М.О. Буянова.  М., 2022. – 223с.

12. Бисяева М.Н. Особенности социальной адаптации пожилых людей в обществе // VI Международная научная конференция. Студенческий научный форум». 15 февраля – 31 марта 2020 года.

13. Горбатенко В.Е. Методы и технологии работы с людьми пожилого


возраста // Молодой ученый. 2021.№27. С.155.

14. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания пожилых / Р.И. Ерусланова. – М.: ИТК «Дашков и К», 2020. – 61с.

15.Зайцева А.Ю. Реформирование пенсионной системы в РФ Молодой ученый. – 2023. – №4 (451). – С.242 – 244.

16. Кирова А.А. Социальное обслуживание населения: современные аспекты правового регулирования /А.А. Кирова, М.А. Спиридонова // Международный журнал гуманитарных наук. – 2021. – №11-4. – С.118-122.

17. Калинин М.А. Факторы удовлетворенности системой̆ социальной̆ защиты военнослужащих //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020. - №3. - С.55-56.

18. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник.- М., 2023. - 355с.

19. Мясищева Ю.Н. Проблемы предоставления населению социальных услуг в условиях села // Молодой ученый. - 2018. - № 39 (225). - С. 153-155.

20. Пономарева И.А. Гарантия пенсионных прав, или Что изменилось для пенсионеров в 2023 году/ //Кадровые решения. 2023. № 2. С.22-23.

21. Право социального обеспечения: учебник и практикум / М. В. Филиппова [и др.] / под ред. М. В. Филипповой. – М.: Юрайт, 2023.  450 с.

22. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Дашков и Ко, 2022. - 462 c.

23. Садыков Р.М. О социальном обслуживании лиц пожилого возраста: правовыеосновы и технологии Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. – С.55.

24.Трифонова И.В. Проблемы социального обеспечения // Социальное обеспечение. – 2020. – Т.16, № 9. – С.84-85.

25. Холостова Е.И. Социальная работа / Е. И. Холостова. - М., 2023. - 750 с. 

26. Черкашина Н.В. Социальная реабилитация инвалидов: понятие и правовое регулирование / Н.В. Черкашина, А.В.Огнев // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 3. – С.56-57.

27. Бюджетное учреждение омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Калачиснкого района» [Электронный ресурс]. https://kcsonkalachinsk.ru.

28. Киселева Н.В. Особенности правового регулирования обеспечения по случаю потери кормильца / Н.В. Киселева, В.О. Гребенщикова // СПС «КонсультантПлюс», 2022.

29.Социальное обслуживание пожилых людей в условиях реформирования [Электронный ресурс] // URL: http: // www.dissercat.com/content/sotsialnoe-obsluzhivanie-pozhilykh-lyudei (дата обращения: 19.05.2023).

30. Старшее поколение современной России / под ред. проф. З.Х. Саралиевой. - Н. Новгород: НГУ Н.И. Лобачевского, 2021. - 779 с.