Файл: Организация системы социального обслуживания населения (на примере Калачинского района Омской области).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Уполномоченный орган субъекта РФ принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
Технологии в социальном обслуживании представляют совокупность мер и методов деятельности субъектов власти, специалистов с гражданами.
Представляется, что внедрение Интернет - технологий в социальной работе с пожилыми даст им возможность полноценной жизни в обществе.
ГОСТ Р52880-2007 определяет следующие учреждения социального обслуживания для пожилых:
1) Учреждения, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования.
2) Учреждения полустационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в течение определенного времени суток пребывания клиентов в учреждениях.
3) Учреждения социального обслуживания на дому, предоставляющие социальные услуги по месту жительства граждан;
4) Учреждения срочного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги разового характера;
5) Комплексные учреждения социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных, полустационарных условиях и на дому.
6) Учреждения социального обслуживания, оказывающие социально-консультативную помощь. Здесь должна быть ссылка на гост
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
Для обслуживания пожилых людей в России была создана сеть нестационарных учреждений, которые вместе с существующими стационарными учреждениями составили комплексную систему социального обслуживания населения.
Пожилые нуждаются в личном уходе и социально-медицинском обслуживании на дому. Социальные работники обеспечивают стандартный комплекс услуг, который может быть улучшен и расширен за счет платных услуг. К нестационарным учреждениям относятся центры социального обслуживания, отделения социального обслуживания на дому, отделения срочного социального обслуживания, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому. В зависимости от места проживания, наиболее нуждаются в социальной поддержке одинокие неработающие пенсионеры в сельской местности. Для пожилых граждан и инвалидов там открываются дома-интернаты малой вместимости.
Развивается в регионах сеть частных пансионатов и реабилитационных центров. Частный пансионат может служить местом реабилитации и лечения, домом отдыха и проживания для пожилых людей. В таких заведениях большое внимание уделяется медицинскому обслуживанию, организуется досуг и культурный отдых, предоставляются услуги квалифицированного психолога.
Получатели сельских социальных услуг вправе участвовать в правоотношениях по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания лично либо через законного представителя (далее - представитель). При этом личное участие получателей социальных услуг не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает получателей социальных услуг права на личное участие в правоотношениях по получению социальных услуг.
В сельских регионах проблемой, требующей решения, является дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей интенсивности их труда.
Основы стационарного обслуживания отдельных групп граждан, в том числе пенсионного возраста, предоставление данной категории населения набора бесплатных услуг в стационаре, а также на дому регулирует базовый закон о социальном обслуживании (выше был нами охарактеризован), документы Правительства РФ (регулярно обновляются), нормативно-правовые акты Минтруда России.
Государственная социальная помощь назначается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной для соответствующих социально-демографических групп населения Омской области.
Величина прожиточного минимума для населения Омской области в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения устанавливается Правительством Омской области.
Для назначения государственной социальной помощи необходимо обратиться в государственные учреждения Омской области - комплексные центры социального обслуживания населения по месту жительства (пребывания) с заявлением и представить следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- документы, подтверждающие состав семьи гражданина и степень родства:
- документы, удостоверяющие личность членов семьи (свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельство о рождении ребенка;
- копия лицевого счета, документы о принадлежащем гражданину имуществе на праве собственности;
-документы, содержащие сведения о доходах гражданина, в том числе заработке (каждого члена семьи) за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи;
-справка из центра занятости населения.
Таким образом, изучение теоретических и законодательных источников позволяет сделать вывод, что сущность социальной работы по социальному обслуживанию граждан - это оказание, на основании норм закона, государственной социальной помощи, предоставление социальных услуг гражданам группы социального риска, оказавшимся в трудной ситуации. Сеть социального обслуживания населения в России находится в процессе реформирования, предоставление пособий и льгот пенсионерам регламентирует федеральный закон. Современная сеть социального обслуживания населения предполагает государственные стандарты социального обслуживания, оно должно соответствовать эталонам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения в России, в регионах, в СФО, в Омской области находятся в ситуации реформирования. Формируется либо модернизируется сеть учреждений, внедряются новые технологии социального обслуживания. Социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания.
1.2. Правовые аспекты социального обслуживания населения
В России с 1995 года, с введения в действие закона об основах социального обслуживания граждан в РФ, формируется правовая основа социального обслуживания населения; в последние три года продолжаются прогрессивных изменения в сфере социальной защиты населения, в том числе в отношении инвалидов, граждан старшего возраста.
И в законе № 442-ФЗ, и в специальном национальном стандарте социальное обслуживание определяется как«деятельность социальных служб по предоставлению социальных услуг», только ГОСТ конкретизирует - «деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [35].
Основы стационарного обслуживания отдельных групп граждан, в том числе пенсионного возраста, предоставление данной категории населения набора бесплатных услуг в стационаре, а также на дому регулирует базовый закон о социальном обслуживании (выше был нами охарактеризован), документы Правительства РФ (регулярно обновляются), нормативно-правовые акты Минтруда России.
Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ – это базовый нормативный документ федерального значения, он устанавливает правовые, организационные основы социального обслуживания граждан, в том числе пожилых, права и обязанности дающей (соцработники) и принимающей (получатели) сторон социальных услуг. Указанный закон определяет формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условиях их предоставления, одинаковые для всех категорий граждан, включая пожилых.
Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» очерчивает виды социальных услуг; под ними понимаются «действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации».
А.А. Кирова, М.А. Спиридонова
указывают, что законодательство РФ отличается адресностью и стандартизацией социального облуживания [20, с. 118].Тем не менее, отметим, что многое зависит и от конкретного региона.
Изучение нами правовой базы показало, что система социального обслуживания населения (сеть стационарных и иных учреждений по социальному обслуживанию) в регионах страны находится в процессе реформирования, вносятся постоянные изменения в федеральный закон, а его, в свою очередь, конкретизируют нормативно-правовые акты Минтруда. Все органы социальной защиты и социального обслуживания в каждом регионе действуютпрежде всего на основе федерального законодательства. Но так же есть вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ (например, предоставление пособий и льгот пенсионерам регламентирует федеральный закон, круг лиц определяют постановления Правительства и нормативные акты Минтруда, а размер пособия устанавливают субъекты (края, области) [].
С 2023 года Правительство РФ расширило круг лиц, имеющих право на бесплатные социальные услуги в форме социального обслуживания на дому (военнослужащие, ветераны спецоперации), но данная новация не касается граждан пенсионного возраста. Мы не сомневаемся, что ветеранам боевых действий такая помощь нужна, но нельзя, не перспективно игнорировать такую значительную в нашей стране социально-демографическую группу, как пожилые граждане пенсионного возраста.
По мнению Трифоновой И.В, нормативно-правовая база в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста сформирована, но требуется ее развитие в сторону более эффективной модели правового регулирования социального обслуживания граждан данной социальной группы[24, с. 84].
В системе мер по модернизации социального обслуживания граждан старшего возраста, инвалидов стоит отметить меры социальной защиты граждан новых территорий РФ (Донбасс и др.). Так, в Постановлении Правительства РФ от 29. 12. 2022 г. № 2520 указано: «Установить особенности осуществления в 2023 году мер социальной защиты. Реализация права на получение мер социальной поддержки, в том числе при предоставлении которых оценивается среднедушевой доход, будет оказываться на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области гражданам в порядке, размерах, объеме по законодательству Российской Федерации» [6].