Файл: Организация системы социального обслуживания населения (на примере Калачинского района Омской области).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, обязанностях, видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг, об условиях проживания и других условиях предоставления этих услуг.
Информация о характере и составе социальных услуг предоставляется социальными работниками гражданам старшего поколения и инвалидам, или их законным представителям;
Социальное обслуживание осуществляют при условии добровольного согласия граждан старшего поколения и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, когда согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших лет (детей-инвалидов), и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения в предполагаемом учреждении сведений о видах и формах практикуемого в нем социального обслуживания, об условиях оплаты социальных услуг и других условиях их предоставления; е) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляют бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в ходе чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов[35].
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляют бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляют бесплатно
Статья 31Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442-ФЗ регламентирует бесплатное предоставление социальных услуг. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
3) инвалидам Великой Отечественной войны;
4) участникам Великой Отечественной войны;
5) инвалидам боевых действий;
6) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
7) иным льготным категориям [1].
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
С декабря 2021 года внедряется Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе[6].
Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее соответственно - модель, система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе), разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессии и одиночество [6].
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи [6].
В 2023 гг. в регионах страны дополняется сеть учреждений социального обслуживания, внедряются новые технологии. За последние годы была существенно изменена и модернизирована система социальных служб, учреждения социального обслуживания, подотчетные федеральным органам власти, были переданы в ведение субъектов РФ
[29].
Большинство ученых разделяют подход к социальному обслуживанию населения как к системе. Как считает Е.И. Холостова, целью системы социального обслуживания должен быть в том числе учет состояния социальной сферы общества[25].
Система социального обслуживания в РФ состоит из стационарной и нестационарной сети, этасистема характеризуется особым порядком организации и деятельности, направленной на оказание социальных услуг и осуществление мероприятий по адаптации и реабилитации уязвимых групп населения. Система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания.Исходя из норм статьи 5 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», система социального обслуживания имеет следующую структуру:
1) федеральный орган власти, осуществляющий функции по реализации социальной политики;
2) орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий деятельность в сфере социального обслуживания;
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
4) учреждения социального обслуживания субъекта РФ;
5) социально ориентированные некоммерческие организации, в уставе которых закреплено право на социальные услуги;
6) индивидуальные предприниматели, предоставляющие социальные услуги [1].
Волонтерские структуры не включены в перечень в действующем законе.
Стационарное социальное обслуживание лиц пенсионного возраста согласно закону об основах социального обслуживания граждан в РФ, осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения в России, в регионах, в СФО, в Омской области, в г. Калачинск находятся в ситуации реформирования. Формируется либо модернизируется сеть учреждений, внедряются новые технологии социального обслуживания. Социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания[25].
Для зачисления гражданина на стационарное социальное обслуживание гражданин или его законный представитель подает в территориальный орган Министерства труда и социального развития Омской области (далее - Министерство) по месту жительства гражданина письменное заявление по форме, утвержденной Министерством труда региона.
К заявлению прилагаются следующие документы:
Приведем пример из регионов.
Стационарное социальное обслуживание предоставляется на основании Постановления Правительства Омской области от 9 декабря 2009 г.2 пожилым людям: женщинам от 55 лет, мужчинам с момента выхода на пенсию, которые по причине болезни, утраты способности к бытовому самообслуживанию нуждаются в постоянном профессиональном уходе (с помощью социальных, медицинских работников).
Нормативными актами в отдельном субъекте РФ (Постановлениями Правительства, например, Омской области) устанавливается порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме, правила предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам региона – с пропиской и гражданством РФ, беженцам, нуждающимся в социальном обслуживании в стационаре.
Услуги социального обслуживания в стационарной форме предоставляются (в отдельном субъекте РФ) их получателям при постоянном или временном (на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг) проживании в учреждении социального обслуживания.
Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в стационарной форме на территории региона, области, содержится в нормативных актах субъекта РФ (Постановления Правительства, например, Новосибирской области), в актах Минтруда и социальной защиты (например, Омской области).
Статья 3 Федерального Закона о социальном обслуживании содержит понятия:
1) социальное обслуживание граждан– «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам»; здесь кавычки не нужны!
2) социальная услуга – «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности»;
3) получатель социальных услуг –«гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги»;
4) поставщик социальных услуг –«юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание)»;
5) стандарт социальной услуги –«основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг» [1].
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о социальном обслуживании гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
Информация о характере и составе социальных услуг предоставляется социальными работниками гражданам старшего поколения и инвалидам, или их законным представителям;
Социальное обслуживание осуществляют при условии добровольного согласия граждан старшего поколения и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, когда согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших лет (детей-инвалидов), и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения в предполагаемом учреждении сведений о видах и формах практикуемого в нем социального обслуживания, об условиях оплаты социальных услуг и других условиях их предоставления; е) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляют бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в ходе чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов[35].
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляют бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляют бесплатно
Статья 31Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442-ФЗ регламентирует бесплатное предоставление социальных услуг. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
3) инвалидам Великой Отечественной войны;
4) участникам Великой Отечественной войны;
5) инвалидам боевых действий;
6) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
7) иным льготным категориям [1].
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
С декабря 2021 года внедряется Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе[6].
Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее соответственно - модель, система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе), разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессии и одиночество [6].
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи [6].
В 2023 гг. в регионах страны дополняется сеть учреждений социального обслуживания, внедряются новые технологии. За последние годы была существенно изменена и модернизирована система социальных служб, учреждения социального обслуживания, подотчетные федеральным органам власти, были переданы в ведение субъектов РФ
[29].
Большинство ученых разделяют подход к социальному обслуживанию населения как к системе. Как считает Е.И. Холостова, целью системы социального обслуживания должен быть в том числе учет состояния социальной сферы общества[25].
Система социального обслуживания в РФ состоит из стационарной и нестационарной сети, этасистема характеризуется особым порядком организации и деятельности, направленной на оказание социальных услуг и осуществление мероприятий по адаптации и реабилитации уязвимых групп населения. Система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания.Исходя из норм статьи 5 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», система социального обслуживания имеет следующую структуру:
1) федеральный орган власти, осуществляющий функции по реализации социальной политики;
2) орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий деятельность в сфере социального обслуживания;
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
4) учреждения социального обслуживания субъекта РФ;
5) социально ориентированные некоммерческие организации, в уставе которых закреплено право на социальные услуги;
6) индивидуальные предприниматели, предоставляющие социальные услуги [1].
Волонтерские структуры не включены в перечень в действующем законе.
Стационарное социальное обслуживание лиц пенсионного возраста согласно закону об основах социального обслуживания граждан в РФ, осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения в России, в регионах, в СФО, в Омской области, в г. Калачинск находятся в ситуации реформирования. Формируется либо модернизируется сеть учреждений, внедряются новые технологии социального обслуживания. Социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания[25].
Для зачисления гражданина на стационарное социальное обслуживание гражданин или его законный представитель подает в территориальный орган Министерства труда и социального развития Омской области (далее - Министерство) по месту жительства гражданина письменное заявление по форме, утвержденной Министерством труда региона.
К заявлению прилагаются следующие документы:
-
документ, удостоверяющий личность; -
заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья гражданина, об отсутствии медицинских противопоказаний к стационарному социальному обслуживанию; -
пенсионное удостоверение.1
Приведем пример из регионов.
Стационарное социальное обслуживание предоставляется на основании Постановления Правительства Омской области от 9 декабря 2009 г.2 пожилым людям: женщинам от 55 лет, мужчинам с момента выхода на пенсию, которые по причине болезни, утраты способности к бытовому самообслуживанию нуждаются в постоянном профессиональном уходе (с помощью социальных, медицинских работников).
Нормативными актами в отдельном субъекте РФ (Постановлениями Правительства, например, Омской области) устанавливается порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме, правила предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам региона – с пропиской и гражданством РФ, беженцам, нуждающимся в социальном обслуживании в стационаре.
Услуги социального обслуживания в стационарной форме предоставляются (в отдельном субъекте РФ) их получателям при постоянном или временном (на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг) проживании в учреждении социального обслуживания.
Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в стационарной форме на территории региона, области, содержится в нормативных актах субъекта РФ (Постановления Правительства, например, Новосибирской области), в актах Минтруда и социальной защиты (например, Омской области).
Статья 3 Федерального Закона о социальном обслуживании содержит понятия:
1) социальное обслуживание граждан– «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам»; здесь кавычки не нужны!
2) социальная услуга – «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности»;
3) получатель социальных услуг –«гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги»;
4) поставщик социальных услуг –«юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание)»;
5) стандарт социальной услуги –«основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг» [1].
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о социальном обслуживании гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;