Файл: "Подготовка к написанию сжатого изложения". 7й класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок развития речи. Тема: "Подготовка к написанию сжатого изложения". 7-й класс

Цели:

учебно-познавательные:

  • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста;

  • повторить алгоритм написания сжатого изложения;

интеллектуально-развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;

  • развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 

  • развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в тексте; 

воспитательные:

  • раскрыть важную нравственную проблему бережного отношения к природе;

  • воспитывать чувство прекрасного (умение замечать необычное в обычном);

  • формировать любовь к родной природе, родным местам.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, творческая работа).

Оборудование урока:

  • дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося);

  • тексты памяток написания изложений,

  • маршрутный лист

  • портрет К. Г. Паустовского, фотографии Мещерского края.

  • презентация

Деятельность обучающихся: отбирать основное содержание; исключать второстепенное, выделять главное; находить факты, которые можно выразить кратко, обобщать их; соблюдать связность текста; заменять большие по объему предложения синонимичными.

Эпиграф: "Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы

передать русским языком...

Нет таких звуков, красок,

образов и мыслей - сложных и

простых, - для которых не нашлось

бы в нашем языке точного выражения".

К. Паустовский
Ход урока.

1.Актуализация и пробное учебное действие.

а) приветствие.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи смайликов разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красный смайлик - настроение отличное, зелёный - хорошее, синий- так себе.
- Я тоже покажу вам своё настроение.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. Надеюсь, у нас всё получится, всё будет хорошо.

б) слово о К. Г. Паустовском. (Слайд 2)

К. Г. Паустовский, чей портрет вы видите слева, сказал: "Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком... Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения".

Это эпиграф к нашему уроку, давайте его запишем в тетрадь. А что такое эпиграф?

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Что вы знаете о К. Паустовском, какие его произведения читали? (Выступление подготовленного ученика по биографии К.Паустовского.) (Слайды 3-6)

- Можем ли мы по эпиграфу сформулировать тему сегодняшнего урока, сопоставив автора и его высказывание? (Написать сжатое изложение по тексту К.Паустовского. Вспомнить особенности написания сжатого изложения, приемы сжатия текста; повторить что такое текст, композиция текста, тема, микротема, основная мысль текста, типы и стили речи, подготовить черновой вариант изложения).
2. Целеполагание

К. Г. Паустовский много ездил по нашей стране, часто бывал за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую его любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России. Ей он посвятил лучшие свои рассказы. Мещерский край, или Мещерская низина (как этот край называется на географических картах), область юго-восточнее Москвы и севернее Рязани – стал для него “второй родиной”. Там он нашел все, что привлекало его с детства.

Образец словесной пейзажной живописи – проза Паустовского. Её сила заключается в необыкновенной простоте, искренности, правдивости. Читая Паустовского, мы учимся любить природу, человека, Родину, родное слово. (Слайд 7)
3. Творческая практическая деятельность.

а) слово учителя

- Свой текст, с которым мы будем работать, Паустовский назвал «Обыкновенная земля». Как вы можете прокомментировать смысл этого словосочетания? (ничем не привлекательная)



Словарная работа. Объяснение значения слова «Обыкновенная» (Слайды 8-9)

- А зачем тогда о ней писать? (дорога писателю, с ней связаны воспоминания)

- Знаете, ребята, а ведь открыл Мещёру для себя Паустовский случайно. Однажды он покупал в магазине чай, который ему завернули в обрывок географической карты. Карта была потертой и старой. (Слайд – карта, 10) На ней виднелись леса, деревушки, проступали ниточки рек. Паустовский смотрел на карту и думал, что просто обязан увидеть все своими глазами. В то же самое лето он уехал в Мещёру. Он бродил меж озер, вдыхал запах сосен, засыпал в стогу. А вечерами писал… Писал и чувствовал себя совершенно счастливым. Паустовский не жил в Мещере постоянно, он жил в Москве. Но как только выпадала первая возможность, он бросал все и возвращался в Мещеру. Он любил этот край и сумел рассказать о нем тонко и поэтично.

Леса, луга, (Слайд 11) прозрачный воздух (Слайд 12)

В стихах Есенин воспевал.

Мещёрский край - (Слайд 13)

Прекрасный очень…

Он Левитана вдохновлял. (Слайд 14)

Разнообразная природа:

Болота, реки и леса – (Слайд 15)

Мещёрский край – здесь тихо очень.

Здесь, правда, ближе небеса! (Слайды 16-20)

Это стихи Гусаровой Аллы из Владимирской области - победительницы всероссийского литературного конкурса «Живые леса и судьбы людей».

- А какие чувства испытываете вы, глядя на эти удивительно красивые пейзажи?

- Наша задача: написать сжатое изложение по данному тексту (Упр.322 стр.132-133; уч. Р.яз., 7кл., авт.-сост. М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская.)

- Что же такое сжатое изложение, чем оно отличается от подробного? ( Сжатое изложение - это воспроизведение текста кратко, обобщенно, когда исключается все, без чего текст остается связным и понятным по смыслу. Текст должен получиться коротким по форме, но не бедным по содержанию. Подробно – это близко к тексту. 

Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (не нужные на наш взгляд подробности) или обобщим отдельные факты, действия.  Давайте вспомним, как можно сжать текст, с помощью каких приемов? (Слайд 21)
Некоторые приемы сжатия текста (Приложение 1)

(Слайд 22)
1) исключение подробностей, деталей;

Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. (Уже ничего не видно)
2) обобщение конкретных, единичных явлений;


В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ках и озерах, от рокота синих морей и океанов. ( Эти звуки похожи на звуки природы. В этих звуках отражается вся природа)
3) сочетание исключения и обобщения.
Вывод: При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Памятка «Как работать над сжатым изложением» (Приложение 2)

(Слайд23)

  1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль (то есть идею текста), отметить изобразительно-выразительные средства.

  2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.

  3. Выделить в тексте все части (абзацы) отметить, сколько их.

  4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?

  5. Составить план (можно цитатный)  сжатого изложения.

  6. В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова.

  7. Отметить в тексте то, что можно объединить, сделать короче.

  8. Подобрать обобщающие слова и предложения, если сокращать текст будете этим способом.

  9. Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов.

  10. Подумать, как связать части между собой (какие союзы, союзные слова добавите).

  11. Объём изложения  должен быть  девяносто (90) слов.

Физминутка-релаксация (музыкальное сопровождение - звуки леса):

-Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы видите прекрасный сон: мы шагаем по тропинке, освещённой солнцем. Как хорошо дышится в лесу! Вдохните глубоко. Ласковое солнышко нежит нас, согревает. Вы чувствуете его тепло. Поют птицы.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно!

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться.

Чтоб нежной любовью наполнилось сердце!

б) работа с текстом Паустовского «Обыкновенная земля»

Чтение текста учителем.

- Прослушайте текст, который у вас лежит на столах. (Приложение 4)

- Понравился ли вам текст? Чем? Что именно показалось интересным?

- Докажите, что это текст.

- Определите тему, о чем текст? (о природе, о Мещерском крае)


- Какова же основная мысль? С какой целью автор написал этот текст? С помощью чего он этого достигает?

- На сколько смысловых частей можно разбить текст? (на 3)

- Что можно сохранить, а что убрать как второстепенное в каждой части текста? (Можно убрать из текста однородные члены, лексические повторы)

- Определите стиль текста, тип речи? Докажите. (Публицистический - обращение к публике, к читателю; описание- с элементами рассуждения.)

- Какие художественные средства использует автор, с какой целью?

в) Работа над составлением плана.
- С какой целью мы обычно составляем план текста?

- Как же нужно составлять план предложенного текста? (Читать по абзацам, формулировать основную мысль).

- Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).

- Прочитайте 1-й абзац. О чём идёт речь? Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?

( в тетрадях дети записывают пункты плана и зачитывают ключевые слова).

1. Обыкновенная земля.

(нет особенных красот, притягательная сила, скромен, прелесть и разнообразие русской природы).

Давайте сократим, заменяя ряды однородных членов более общим понятием. Перескажите 1-ю часть сжато.

- Прочитайте 2-й абзац. Можно ли объединить 3-5 абзацы? Почему?

Придумайте название и выпишите ключевые слова.

2. Что можно увидеть в Мещёрском крае?

(Скошенные луга, сосновые боры, лесные озера, стога).

- Как можно сократить этот абзац? Перескажите его сжато, объединяя два предложения в одно.

Прочитайте 6-й абзац.

Придумайте название и зачитайте ключевые слова.

3. Что можно услышать в Мещёрском крае?

(Крики перепелов и ястребов, свист иволги, стук дятлов, вой волков, шорох дождей, плач гармоники, пение петухов да колотушку сторожа.)

- Важен ли он для раскрытия темы? (Да). Нужно ли его сокращать? (Нет).

- Запишите последний пункт плана. Он должен стать логическим завершением изложения, выводом.

4. Милый сердцу край.

(Богаче, разнообразнее, милее сердцу.)

Каждый пункт плана дети сжато пересказывают.
Примерный план. (Слайд 24)

1. Обыкновенная земля.

2. Что можно увидеть в Мещёрском крае?

3. Что можно услышать в Мещёрском крае?