Файл: "Подготовка к написанию сжатого изложения". 7й класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Милый сердцу край.
- У каждого из вас есть свой маршрутный лист по этому тексту. В процессе работы вы его должны заполнить. (Приложение 3). Обобщив всё сказанное, заполняем самостоятельно маршрутные листы по группам. Класс делится на три группы по рядам: 1- оформляет вступление; второй -основную часть; 3- заключение. Общее задание для всех –подумать над заголовком изложения.
- Вспомните, как строится любой текст? (вступление, основная часть, заключение) Сколько абзацев в этом тексте? (7)В каком абзаце вступление в этом тексте? (в первом).
- В каком абзаце заключение? (в последнем).
-Попробуйте сформулировать основную мысль текста (несмотря на простоту и скромность, край притягивает к себе, природа с каждым днем становится ближе автору и богаче). В какой части текста, на ваш взгляд, она выражена? ( Во вступлении: 2 и 4 предложения)
- Запишите в маршрутный лист ответы на эти вопросы.
- Мы же не можем ограничиться только перечислением того, что можно увидеть и услышать. Попытайтесь найти существенные признаки этих понятий. На что особенно обращает внимание Паустовский, а что просто перечисляет?
4.Самостоятельная групповая работа по созданию текста.
Заполнение маршрутного листа (Приложение 3)
5. Написание текста изложения.
Примерный текст. (Слайд 25)
Красота родной земли.
В Мещёрском крае нет никаких особенных прелестей или богатств. Природа там скромна, но за этой скромностью скрывается ее разнообразие.
В Мещёрском крае можно увидеть цветущие луга; сосновые боры, где царит удивительная тишина; лесные озера с темной водой; стога, в которых можно переночевать, если начнется проливной дождь. В Мещёрском крае можно услышать крики перепелов и ястребов, стук дятлов, вой волков…
Чем больше времени проводишь в Мещёрском крае, тем богаче, разнообразнее становится природа, и все кажется близким и знакомым.
6. Домашнее задание. (Слайд 27)
Составить устный рассказ на тему: «Необычное в обычном».
7. Итог урока. Рефлексия.
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз.
- Ребята, я предлагаю вам снова взять смайлики и выразить своё настроение в конце урока. Интересно узнать, поменялось ли оно у вас или нет. И ещё я прошу вас заполнить небольшие таблички - оценить вашу работу на уроке.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
- И закончить урок мне хочется словами К.Г.Паустовского « Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги».
(Слайд 26)
Приложения.
Некоторые приемы сжатия текста (Приложение 1)
1) исключение подробностей, деталей;
Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. (Уже ничего не видно)
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов. ( Эти звуки похожи на звуки природы. В этих звуках отражается вся природа)
3) сочетание исключения и обобщения.
Памятка «Как работать над сжатым изложением» (Приложение 2)
-
Прочитать текст, определить его тему и главную мысль (то есть идею текста), отметить изобразительно-выразительные средства. -
Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача. -
Выделить в тексте все части (абзацы) отметить, сколько их. -
Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему? -
Составить план (можно цитатный) сжатого изложения. -
В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова. -
Отметить в тексте то, что можно объединить, сделать короче. -
Подобрать обобщающие слова и предложения, если сокращать текст будете этим способом. -
Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов. -
Подумать, как связать части между собой (какие союзы, союзные слова добавите). -
Объём изложения должен быть девяносто (90) слов.
Маршрутный лист (Приложение 3)
1.Вступление. | ||
Ключевые слова | | |
Примерное начало текста | | |
2.Основная часть. | | |
Что можно увидеть в Мещерском крае? | Что? | Существенные признаки |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Что можно услышать в Мещерском крае? | | |
| | |
| | |
| | |
3.Заключение. | | |
Ключевые слова | | |
Примерное окончание текста. | | |
Заголовок получившегося текста_________________________________________ |
К. Паустовский «ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ»
(Приложение 4)
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.
Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.