Файл: "Подготовка к написанию сжатого изложения". 7й класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Милый сердцу край.
- У каждого из вас есть свой маршрутный лист по этому тексту. В процессе работы вы его должны заполнить. (Приложение 3). Обобщив всё сказанное, заполняем самостоятельно маршрутные листы по группам. Класс делится на три группы по рядам: 1- оформляет вступление; второй -основную часть; 3- заключение. Общее задание для всех –подумать над заголовком изложения.

- Вспомните, как строится любой текст? (вступление, основная часть, заключение) Сколько абзацев в этом тексте? (7)В каком абзаце вступление в этом тексте? (в первом).

- В каком абзаце заключение? (в последнем).

-Попробуйте сформулировать основную мысль текста (несмотря на простоту и скромность, край притягивает к себе, природа с каждым днем становится ближе автору и богаче). В какой части текста, на ваш взгляд, она выражена? ( Во вступлении: 2 и 4 предложения)

- Запишите в маршрутный лист ответы на эти вопросы.

- Мы же не можем ограничиться только перечислением того, что можно увидеть и услышать. Попытайтесь найти существенные признаки этих понятий. На что особенно обращает внимание Паустовский, а что просто перечисляет?

4.Самостоятельная групповая работа по созданию текста.

Заполнение маршрутного листа (Приложение 3)
5. Написание текста изложения.
Примерный текст. (Слайд 25)

Красота родной земли.

В Мещёрском крае нет никаких особенных прелестей или богатств. Природа там скромна, но за этой скромностью скрывается ее разнообразие.

В Мещёрском крае можно увидеть цветущие луга; сосновые боры, где царит удивительная тишина; лесные озера с темной водой; стога, в которых можно переночевать, если начнется проливной дождь. В Мещёрском крае можно услышать крики перепелов и ястребов, стук дятлов, вой волков…

Чем больше времени проводишь в Мещёрском крае, тем богаче, разнообразнее становится природа, и все кажется близким и знакомым.
6. Домашнее задание. (Слайд 27)

Составить устный рассказ на тему: «Необычное в обычном».

7. Итог урока. Рефлексия.

Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз.

- Ребята, я предлагаю вам снова взять смайлики и выразить своё настроение в конце урока. Интересно узнать, поменялось ли оно у вас или нет. И ещё я прошу вас заполнить небольшие таблички - оценить вашу работу на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


- И закончить урок мне хочется словами К.Г.Паустовского « Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги».

(Слайд 26)

Приложения.

Некоторые приемы сжатия текста (Приложение 1)
1) исключение подробностей, деталей;

Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. (Уже ничего не видно)
2) обобщение конкретных, единичных явлений;

В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ках и озерах, от рокота синих морей и океанов. ( Эти звуки похожи на звуки природы. В этих звуках отражается вся природа)
3) сочетание исключения и обобщения.


Памятка «Как работать над сжатым изложением» (Приложение 2)

  1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль (то есть идею текста), отметить изобразительно-выразительные средства.

  2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.

  3. Выделить в тексте все части (абзацы) отметить, сколько их.

  4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?

  5. Составить план (можно цитатный)  сжатого изложения.

  6. В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова.

  7. Отметить в тексте то, что можно объединить, сделать короче.

  8. Подобрать обобщающие слова и предложения, если сокращать текст будете этим способом.

  9. Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов.

  10. Подумать, как связать части между собой (какие союзы, союзные слова добавите).

  11. Объём изложения  должен быть  девяносто (90) слов.



Маршрутный лист (Приложение 3)


1.Вступление.

Ключевые слова



Примерное начало текста




2.Основная часть.




Что можно увидеть в Мещерском крае?

Что?

Существенные признаки





































Что можно услышать в Мещерском крае?

























3.Заключение.




Ключевые слова




Примерное окончание текста.




Заголовок получившегося текста_________________________________________


К. Паустовский «ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ»

(Приложение 4)

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. 
Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. 
В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. 
Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.