Файл: дагестанский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации (фгбоу во дгм у минздрава России).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФГБОУ ВО ДГМ У Минздрава России)
СОГЛАСОВАНО
Проректор по лечебной работе, д.м.н., проф.
А. Хамидов и-;>^7И0в
ПРОГРАММА ПР
«ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
__________ производственная ж* Ш Л И -.
^
Вид практики
________ ознакомительная Б2. 0.05(ТГ)
Тип практики и индекс по учебному т ану:
Специальность - 31.05.01 Лечебное дело
Уровень высшего образования- специалитет
Квалификация выпускника- врач- лечебник
Факультет- лечебный
Кафедра- медицинской симуляции и учебной практики
Форма обучения- очная
Курс- 3
Семестр-У
Всего трудоёмкость (в зачётных единицах/ часах)- 2 з.е. / 72 часов
Форма контроля- зачет в V семестре
Махачкала 2021г.
Хамидов
Магомед
Ахмедович
Подписано цифровой подписью: Хамидов
Магомед Ахмедович
Дата: 2022.05.16 18:47:29
+03'00'
Программа практики разработана в соответствии с ФГОС 3++ ВО по специальности
31.05.01 Лечебное дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 988 о т «
12
» августа
2020г.
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры от
« 24 » августа
2021 г.
Рабочая программа согласована:
1. Директор библиотеки ДГМУ _
2.Руководитель ЦППО ________
(В.Р. Мусаева)
_ (Р.М. Раджабов)
(Р.М. Рагимов)
3. Декан лечебного факультета
и/о Заведующего кафедрой
Расул Абакарович Койчуев
Разработчики рабочей программы:
1. Койчуев Расул Абакарович - и/о зав. кафедрой медицинской симуляции и учебной практики
2. Айсаева Баху Магомедхабибовна - ассистент кафедры медицинской симуляции и учебной практики
3. Гитинова Патимат Ж арулаевна - ассистент кафедры медицинской симуляции и учебной практики
Рецензенты:
1. Шихнебиев Дайр Абдулкеримович- д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ДГМУ
2
1. ВИД, ТИП ПРАКТИКИ, СПОСОБЫ, ФОРМЫ, ВРЕМЯ И МЕСТО
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Вид практики: производственная
Тип практики: ознакомительная
Способ проведения практики: стационарная
Форма проведения практики: дискретная
Прохождение практики осуществляется в медицинских организациях, заключивших соответствующий договор с ДГМУ на основании действующего законодательства.
Базами практики являются: федеральный аккредитационный центр ФГБОУ ВО
ДГМУ Минздрава России, кафедра медицинской симуляции и учебной практики.
Время проведения практики составляет 18 дней.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ
ПРАКТИКИ
Цель освоения практики овладение знаниями клинического обследования больного, умениями и навыками расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации, а также инструментального обследования.
Задачи:
- изучить методы непосредственного исследования больного (расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации);
- изучить инструментальные методы диагностики;
- формирование основ клинического мышления;
- формирование представлений об основных принципах медицинской этики и деонтологии.
Формируемые в процессе прохождения практики компетенции
Код и наименование компетенции
(или ее части)
Код и наименование индикатора достижения
компетенции
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК- 4: способен применять медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, а также проводить обследования пациентов с целью установления диагноза
ИД-2
ОПК-4
проводит обследование пациента физикальными методами
Знать: общие принципы осмотра пациента, основные физикальные методы обследования (пальпация, перкуссия, аускультации) для установления диагноза
Уметь: интерпретировать результаты пальпации, перкуссии и аускультации.
Владеть: навыками проведения пальпации, перкуссии и аускультации с целью установления диагноза
ИД-3
ОПК-4
применяет дополнительные лабораторные и функциональные исследования с целью установления диагноза в соответствии с порядками оказания медицинской помощи
Знать: общие принципы и основные методы клинической и инструментальной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма.
Уметь: интерпретировать результаты инструментальных исследований в целях распознавания состояния или установления диагноза. Решать ситуационные задачи; Применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
3
Владеть: навыками физикального и инструментального обследования пациентов; алгоритмом выполнения пальпации, перкуссии и аускультации; алгоритмом выполнения дополнительных врачебных диагностических, инструментальных методов исследования.
Формой итоговой аттестации является зачет в _____ 5_____ семестре.
3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Практика производственная, ознакомительная Б2. О. 0 5 «Диагностическая практика» реализуется в рамках обязательной части Блока 2 «Практика», согласно учебному плану специальности 31.05.01 Лечебное дело.
Предшествующими, на которых непосредственно базируется учебная практика
«Диагностическая практика», являются дисциплины:
- Биоэтика
Знания: морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;
Умения: выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива
Навыки: принципы врачебной деонтологии и медицинской этики
- Анатомия человека
Знания: анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека.
Умения: пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов;
Навыки: владеть медико-анатомическим понятийным аппаратом;
- Гистология с эмбриологией
Знания: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;
Умения: анализировать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур организма;
- Нормальная физиология
Знания: функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме;
Умения: интерпретировать результаты наиболее распространенных методов инструментальной диагностики.
Производственная практика «Диагностическая практика» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: пропедевтика внутренних болезней, неврологии, факультетской и госпитальной терапии.
4. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ И ВИДЫ РАБОТ
Общая трудоемкость производственной практики составляет _2_ зачетные единицы.
Вид работы
Всего часов
Семестр
№
Контактная работа обучающихся с преподавателем
36 36
Практические работы (всего)
36 36
Самостоятельная работа обучающегося (СРО)
36 36
Вид промежуточной аттестации
36 36
Общая трудоемкость:
Зачет
Зачет
4
часов
72
72
зачетных единиц
2
2
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
№
Разделы практики
Содержание раздела
Индикатор достижения компетенции
Трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля
1.
Введение в предмет.
Физикальные методы исследования больного
П3.1. Введение. Общее представление история развития
,основы диагностических методов исследования.
ИД2 ОПК4;
2
Регистрация прохождения инструктажа в журнале по технике безопасности, ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы
П3.2.
Общий осмотр.
Оценка состояния, положения и телосложения больного.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
ПЗ.З. Антропометрия. Определение индекса массы тела
(ИМТ).
Термометрия тела.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
2.
Инструменталь ные методы исследования
П3.4. Понятие о методах лучевой диагностики
(рентгенологическое ультразвуковое исследование)
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.5. Понятие об эндоскопических методах исследования.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
3.
Методы исследования дыхательной системы
П3.6.
Физикальные методы исследования дыхательной системы: осмотр и пальпация грудной клетки.
Определение
ЧДЦ.
Перкуссия легких: сравнительная, топографическая.
Аускультация
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой
Ежедневная работы,
5
72
72
зачетных единиц
2
2
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
№
Разделы практики
Содержание раздела
Индикатор достижения компетенции
Трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля
1.
Введение в предмет.
Физикальные методы исследования больного
П3.1. Введение. Общее представление история развития
,основы диагностических методов исследования.
ИД2 ОПК4;
2
Регистрация прохождения инструктажа в журнале по технике безопасности, ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы
П3.2.
Общий осмотр.
Оценка состояния, положения и телосложения больного.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
ПЗ.З. Антропометрия. Определение индекса массы тела
(ИМТ).
Термометрия тела.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
2.
Инструменталь ные методы исследования
П3.4. Понятие о методах лучевой диагностики
(рентгенологическое ультразвуковое исследование)
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.5. Понятие об эндоскопических методах исследования.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
3.
Методы исследования дыхательной системы
П3.6.
Физикальные методы исследования дыхательной системы: осмотр и пальпация грудной клетки.
Определение
ЧДЦ.
Перкуссия легких: сравнительная, топографическая.
Аускультация
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой
Ежедневная работы,
5
легких.
Основные дыхательные шумы. Патологические дыхательные шумы.
наблюдение за выполнением манипуляций
П3.7.
Инструментальные методы исследования дыхательной системы: рентгенологические
(КТ,
МРТ)
,бронхоскопия.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
4.
Методы исследования сердечно
сосудистой системы
П3.8.
Физикальные методы исследования ССС: общий осмотр, пальпация области сердца и крупных сосудов (определение пульса и ЧСС).
Перкуссия сердца и сосудистого пучка.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.9. Аускультация сердца: основные и дополнительные тоны сердца.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.10.
Инструментальные методы исследования ССС. Измерение А/Д.
Электрокардиография.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.11.
Инструментальные методы исследования ССС. Эхо-КГ.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
5.
Методы исследования пищеварительн ой системы
П3.12.
Физикальные методы исследования
ЖКТ: осмотр, пальпация, перкуссия живота.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.13.
Поверхностная ориентировочная пальпация живота.
Методическая, глубокая, скользящая пальпация живота по В.П. Образцову и Н.Д. Стражеского.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за
6
Основные дыхательные шумы. Патологические дыхательные шумы.
наблюдение за выполнением манипуляций
П3.7.
Инструментальные методы исследования дыхательной системы: рентгенологические
(КТ,
МРТ)
,бронхоскопия.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
4.
Методы исследования сердечно
сосудистой системы
П3.8.
Физикальные методы исследования ССС: общий осмотр, пальпация области сердца и крупных сосудов (определение пульса и ЧСС).
Перкуссия сердца и сосудистого пучка.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.9. Аускультация сердца: основные и дополнительные тоны сердца.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.10.
Инструментальные методы исследования ССС. Измерение А/Д.
Электрокардиография.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.11.
Инструментальные методы исследования ССС. Эхо-КГ.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
5.
Методы исследования пищеварительн ой системы
П3.12.
Физикальные методы исследования
ЖКТ: осмотр, пальпация, перкуссия живота.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.13.
Поверхностная ориентировочная пальпация живота.
Методическая, глубокая, скользящая пальпация живота по В.П. Образцову и Н.Д. Стражеского.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за
6
выполнением манипуляций
ПЗ. 14.
Инструментальные методы исследования
ЖКТ: фиброгастроскопия, колоноскопия.
УЗИ брюшной полости.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
6.
Методы исследования мочевыделител ьной системы
П3.15.
Физикальные методы исследования: осмотр, пальпация перкуссия почек, мочевого пузыря.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.16.
Инструментальные методы исследования органов мочевыделения: УЗИ.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
7.
Методы исследования нервной системы.
П3.17.
Физикальные методы исследования: осмотр, пальпация, определение рефлексов врожденного и приобретенного автоматизма.
Люмбальная пункция.
ИД2 ОПК4; ИДЗ
ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
8.
Подведение итогов
Зачет.
ИД2 ОПК4; ИДЗ
ОПК4 2
С
5.1.
Перечень
практических
навыков
(действий, манипуляций)
по
производственной практике
№
Наименование навыка
Уровень освоения
1
Пальпация грудной клетки
3 2
Определение ЧДД
3 3
Перкуссия легких
3 4
Аускультация легких
3 5
Пальпация верхушечного толчка
3 6
Определение пульса
3 7
Подсчет ЧСС
3 8
Перкуссия сердца
3 9
Аускультация сердца
3 10
Измерение А/Д
3 11
Проведение электрокардиографии
3
7
ПЗ. 14.
Инструментальные методы исследования
ЖКТ: фиброгастроскопия, колоноскопия.
УЗИ брюшной полости.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
6.
Методы исследования мочевыделител ьной системы
П3.15.
Физикальные методы исследования: осмотр, пальпация перкуссия почек, мочевого пузыря.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.16.
Инструментальные методы исследования органов мочевыделения: УЗИ.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
7.
Методы исследования нервной системы.
П3.17.
Физикальные методы исследования: осмотр, пальпация, определение рефлексов врожденного и приобретенного автоматизма.
Люмбальная пункция.
ИД2 ОПК4; ИДЗ
ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
8.
Подведение итогов
Зачет.
ИД2 ОПК4; ИДЗ
ОПК4 2
С
5.1.
Перечень
практических
навыков
(действий, манипуляций)
по
производственной практике
№
Наименование навыка
Уровень освоения
1
Пальпация грудной клетки
3 2
Определение ЧДД
3 3
Перкуссия легких
3 4
Аускультация легких
3 5
Пальпация верхушечного толчка
3 6
Определение пульса
3 7
Подсчет ЧСС
3 8
Перкуссия сердца
3 9
Аускультация сердца
3 10
Измерение А/Д
3 11
Проведение электрокардиографии
3
7
12
Проведение эхокардиографии
2 13
Пальпация живота
3 14
Перкуссия живота
3 15
Аускультация живота
3 16
Выполнение фиброгастроскопии
2 17
Выполнение колоноскопии
2 18
Выполнение УЗИ брюшной полости
2 19
Пальпация почек и мочевого пузыря
1 20
Перкуссия почек и мочевого пузыря
1 21
Определение рефлексов врожденного и приобретенного автоматизма.
3 22
Проведение люмбальной пункции.
2
Соответствие уровней участия:
1. Теоретическое знание манипуляции, действия
2. Участие в выполнении манипуляции, действии
3. Практическое выполнение манипуляции, действия под контролем.
4. Самостоятельное выполнение манипуляции, действия.
6.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Формами отчетности по итогам практики являются: дневник практики; отчет о
прохождении практики обучающегося; характеристика на обучающегося руководителя
практики от медицинской организации, заверенная руководителем от медицинской
организации, печатью медицинской организации.
7.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ
ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1.
Текущий контроль успеваемости
Примеры оценочных средств для текущего и рубежного контроля успеваемости
СОБЕСЕДОВАНИ ПО КОНТРОЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Тема занятия № 10. Физикальные методы исследования ССС: общий осмотр, пальпация области сердца и крупных сосудов (определение пульса и ЧСС). Перкуссия сердца и сосудистого пучка.
Код контролируемой компетенции: ИД 2 ОПК4 («знать»)
1. Данные общего осмотра при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
2. Верхушечный толчок и его характеристики, диагностическое значение.
3. Сердечный толчок и его характеристики, диагностическое значение.
4. Диагностическое значение грудного дрожания («кошачьего мурлыканья»),
5. Проекция отделов сердца и крупных сосудов на переднюю грудную стенку.
6. Границы относительной сердечной тупости у здорового человека.
7. Нормальные границы абсолютной сердечной тупости.
8. Конфигурация сердца.
9. Техника пальпации пульса.
8
Критерии оценки текущего контроля успеваемости
(собеседование по контрольным вопросам):
^
«Отлично»:
Студент имеет глубокие знания учебного материала по теме практического занятия, сформулировал полный и правильный ответ на вопросы темы занятия, с соблюдением логики изложения материала, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Студент демонстрирует знания теоретического и практического материала по теме занятия.
^
«Хорошо»:
Студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы. Студент демонстрирует знания теоретического и практического материала по теме занятия, допуская незначительные неточности.
^
«У д овл етворительно »:
Студент в целом освоил материал практического занятия, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы. Студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, даёт неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя.
^
«Неудовлетворительно»:
Студент имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практического занятия, полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы. Студент даёт неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий. Неудовлетворительная оценка выставляется выпускнику, отказавшемуся отвечать на вопросы темы практического занятия.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Тема занятия № 6. Физикальные методы исследования дыхательной системы: осмотр и пальпация грудной клетки. Определение частоты дыхательных движений (ЧДД). Перкуссия легких: сравнительная, топографическая. Аускультация легких. Основные дыхательные шумы.
Патологические дыхательные шумы.
Коды контролируемых компетенций: ИД 2 ОПК4 («знать»)
1. Больные с заболеваниями органов дыхания могут принимать вынужденные
положения:
а) поза «легавой» собаки;
б) мечутся в постели;
в) ортопноэ;
г) положение лежа на больном боку;
д) опистотонус.
2. Осмотр больных с заболеваниями органов дыхания позволяет выявить:
а) герпес;
б) пальцы в виде «барабанных палочек», ногти в виде «часовых стекол»;
в) «теплый» центральный цианоз;
г) узловатую эритему;
д) экзофтальм.
3. Какие изменения на лице можно увидеть у больного крупозной пневмонией:
а) бледное, отечное особенно в области верхних и нижних век;
б) лицо «восковой куклы»;
в) односторонний румянец щеки на стороне поражения;
г) «львиное лицо».
4. Пальпация грудной клетки позволяет определить:
а) резистентность грудной клетки;
9