Файл: дагестанский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации (фгбоу во дгм у минздрава России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФГБОУ ВО ДГМ У Минздрава России)
СОГЛАСОВАНО
Проректор по лечебной работе, д.м.н., проф.
А. Хамидов и-;>^7И0в
ПРОГРАММА ПР
«ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
__________ производственная ж* Ш Л И -.
^
Вид практики
________ ознакомительная Б2. 0.05(ТГ)
Тип практики и индекс по учебному т ану:
Специальность - 31.05.01 Лечебное дело
Уровень высшего образования- специалитет
Квалификация выпускника- врач- лечебник
Факультет- лечебный
Кафедра- медицинской симуляции и учебной практики
Форма обучения- очная
Курс- 3
Семестр-У
Всего трудоёмкость (в зачётных единицах/ часах)- 2 з.е. / 72 часов
Форма контроля- зачет в V семестре
Махачкала 2021г.
Хамидов
Магомед
Ахмедович
Подписано цифровой подписью: Хамидов
Магомед Ахмедович
Дата: 2022.05.16 18:47:29
+03'00'

Программа практики разработана в соответствии с ФГОС 3++ ВО по специальности
31.05.01 Лечебное дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 988 о т «
12
» августа
2020г.
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры от
« 24 » августа
2021 г.
Рабочая программа согласована:
1. Директор библиотеки ДГМУ _
2.Руководитель ЦППО ________
(В.Р. Мусаева)
_ (Р.М. Раджабов)
(Р.М. Рагимов)
3. Декан лечебного факультета
и/о Заведующего кафедрой
Расул Абакарович Койчуев
Разработчики рабочей программы:
1. Койчуев Расул Абакарович - и/о зав. кафедрой медицинской симуляции и учебной практики
2. Айсаева Баху Магомедхабибовна - ассистент кафедры медицинской симуляции и учебной практики
3. Гитинова Патимат Ж арулаевна - ассистент кафедры медицинской симуляции и учебной практики
Рецензенты:
1. Шихнебиев Дайр Абдулкеримович- д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ДГМУ
2

1. ВИД, ТИП ПРАКТИКИ, СПОСОБЫ, ФОРМЫ, ВРЕМЯ И МЕСТО
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Вид практики: производственная
Тип практики: ознакомительная
Способ проведения практики: стационарная
Форма проведения практики: дискретная
Прохождение практики осуществляется в медицинских организациях, заключивших соответствующий договор с ДГМУ на основании действующего законодательства.
Базами практики являются: федеральный аккредитационный центр ФГБОУ ВО
ДГМУ Минздрава России, кафедра медицинской симуляции и учебной практики.
Время проведения практики составляет 18 дней.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ
ПРАКТИКИ
Цель освоения практики овладение знаниями клинического обследования больного, умениями и навыками расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации, а также инструментального обследования.
Задачи:
- изучить методы непосредственного исследования больного (расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации);
- изучить инструментальные методы диагностики;
- формирование основ клинического мышления;
- формирование представлений об основных принципах медицинской этики и деонтологии.
Формируемые в процессе прохождения практики компетенции
Код и наименование компетенции
(или ее части)
Код и наименование индикатора достижения
компетенции
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК- 4: способен применять медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, а также проводить обследования пациентов с целью установления диагноза
ИД-2
ОПК-4
проводит обследование пациента физикальными методами
Знать: общие принципы осмотра пациента, основные физикальные методы обследования (пальпация, перкуссия, аускультации) для установления диагноза
Уметь: интерпретировать результаты пальпации, перкуссии и аускультации.
Владеть: навыками проведения пальпации, перкуссии и аускультации с целью установления диагноза
ИД-3
ОПК-4
применяет дополнительные лабораторные и функциональные исследования с целью установления диагноза в соответствии с порядками оказания медицинской помощи
Знать: общие принципы и основные методы клинической и инструментальной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма.
Уметь: интерпретировать результаты инструментальных исследований в целях распознавания состояния или установления диагноза. Решать ситуационные задачи; Применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
3


Владеть: навыками физикального и инструментального обследования пациентов; алгоритмом выполнения пальпации, перкуссии и аускультации; алгоритмом выполнения дополнительных врачебных диагностических, инструментальных методов исследования.
Формой итоговой аттестации является зачет в _____ 5_____ семестре.
3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Практика производственная, ознакомительная Б2. О. 0 5 «Диагностическая практика» реализуется в рамках обязательной части Блока 2 «Практика», согласно учебному плану специальности 31.05.01 Лечебное дело.
Предшествующими, на которых непосредственно базируется учебная практика
«Диагностическая практика», являются дисциплины:
- Биоэтика
Знания: морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;
Умения: выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива
Навыки: принципы врачебной деонтологии и медицинской этики
- Анатомия человека
Знания: анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека.
Умения: пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов;
Навыки: владеть медико-анатомическим понятийным аппаратом;
- Гистология с эмбриологией
Знания: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;
Умения: анализировать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур организма;
- Нормальная физиология
Знания: функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме;
Умения: интерпретировать результаты наиболее распространенных методов инструментальной диагностики.
Производственная практика «Диагностическая практика» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: пропедевтика внутренних болезней, неврологии, факультетской и госпитальной терапии.
4. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ И ВИДЫ РАБОТ
Общая трудоемкость производственной практики составляет _2_ зачетные единицы.
Вид работы
Всего часов
Семестр

Контактная работа обучающихся с преподавателем
36 36
Практические работы (всего)
36 36
Самостоятельная работа обучающегося (СРО)
36 36
Вид промежуточной аттестации
36 36
Общая трудоемкость:
Зачет
Зачет
4

часов
72
72
зачетных единиц
2
2
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Разделы практики
Содержание раздела
Индикатор достижения компетенции
Трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля
1.
Введение в предмет.
Физикальные методы исследования больного
П3.1. Введение. Общее представление история развития
,основы диагностических методов исследования.
ИД2 ОПК4;
2
Регистрация прохождения инструктажа в журнале по технике безопасности, ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы
П3.2.
Общий осмотр.
Оценка состояния, положения и телосложения больного.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
ПЗ.З. Антропометрия. Определение индекса массы тела
(ИМТ).
Термометрия тела.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
2.
Инструменталь ные методы исследования
П3.4. Понятие о методах лучевой диагностики
(рентгенологическое ультразвуковое исследование)
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.5. Понятие об эндоскопических методах исследования.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
3.
Методы исследования дыхательной системы
П3.6.
Физикальные методы исследования дыхательной системы: осмотр и пальпация грудной клетки.
Определение
ЧДЦ.
Перкуссия легких: сравнительная, топографическая.
Аускультация
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой
Ежедневная работы,
5
легких.
Основные дыхательные шумы. Патологические дыхательные шумы.
наблюдение за выполнением манипуляций
П3.7.
Инструментальные методы исследования дыхательной системы: рентгенологические
(КТ,
МРТ)
,бронхоскопия.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
4.
Методы исследования сердечно­
сосудистой системы
П3.8.
Физикальные методы исследования ССС: общий осмотр, пальпация области сердца и крупных сосудов (определение пульса и ЧСС).
Перкуссия сердца и сосудистого пучка.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.9. Аускультация сердца: основные и дополнительные тоны сердца.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.10.
Инструментальные методы исследования ССС. Измерение А/Д.
Электрокардиография.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.11.
Инструментальные методы исследования ССС. Эхо-КГ.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
5.
Методы исследования пищеварительн ой системы
П3.12.
Физикальные методы исследования
ЖКТ: осмотр, пальпация, перкуссия живота.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.13.
Поверхностная ориентировочная пальпация живота.
Методическая, глубокая, скользящая пальпация живота по В.П. Образцову и Н.Д. Стражеского.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за
6

выполнением манипуляций
ПЗ. 14.
Инструментальные методы исследования
ЖКТ: фиброгастроскопия, колоноскопия.
УЗИ брюшной полости.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
6.
Методы исследования мочевыделител ьной системы
П3.15.
Физикальные методы исследования: осмотр, пальпация перкуссия почек, мочевого пузыря.
ИД2 ОПК4;
2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
П3.16.
Инструментальные методы исследования органов мочевыделения: УЗИ.
ИДЗ ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
7.
Методы исследования нервной системы.
П3.17.
Физикальные методы исследования: осмотр, пальпация, определение рефлексов врожденного и приобретенного автоматизма.
Люмбальная пункция.
ИД2 ОПК4; ИДЗ
ОПК4 2
Ежедневная проверка дневника учета выполняемой работы, наблюдение за выполнением манипуляций
8.
Подведение итогов
Зачет.
ИД2 ОПК4; ИДЗ
ОПК4 2
С
5.1.
Перечень
практических
навыков
(действий, манипуляций)
по
производственной практике

Наименование навыка
Уровень освоения
1
Пальпация грудной клетки
3 2
Определение ЧДД
3 3
Перкуссия легких
3 4
Аускультация легких
3 5
Пальпация верхушечного толчка
3 6
Определение пульса
3 7
Подсчет ЧСС
3 8
Перкуссия сердца
3 9
Аускультация сердца
3 10
Измерение А/Д
3 11
Проведение электрокардиографии
3
7

12
Проведение эхокардиографии
2 13
Пальпация живота
3 14
Перкуссия живота
3 15
Аускультация живота
3 16
Выполнение фиброгастроскопии
2 17
Выполнение колоноскопии
2 18
Выполнение УЗИ брюшной полости
2 19
Пальпация почек и мочевого пузыря
1 20
Перкуссия почек и мочевого пузыря
1 21
Определение рефлексов врожденного и приобретенного автоматизма.
3 22
Проведение люмбальной пункции.
2
Соответствие уровней участия:
1. Теоретическое знание манипуляции, действия
2. Участие в выполнении манипуляции, действии
3. Практическое выполнение манипуляции, действия под контролем.
4. Самостоятельное выполнение манипуляции, действия.
6.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Формами отчетности по итогам практики являются: дневник практики; отчет о
прохождении практики обучающегося; характеристика на обучающегося руководителя
практики от медицинской организации, заверенная руководителем от медицинской
организации, печатью медицинской организации.
7.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ
ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1.
Текущий контроль успеваемости
Примеры оценочных средств для текущего и рубежного контроля успеваемости
СОБЕСЕДОВАНИ ПО КОНТРОЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Тема занятия № 10. Физикальные методы исследования ССС: общий осмотр, пальпация области сердца и крупных сосудов (определение пульса и ЧСС). Перкуссия сердца и сосудистого пучка.
Код контролируемой компетенции: ИД 2 ОПК4 («знать»)
1. Данные общего осмотра при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
2. Верхушечный толчок и его характеристики, диагностическое значение.
3. Сердечный толчок и его характеристики, диагностическое значение.
4. Диагностическое значение грудного дрожания («кошачьего мурлыканья»),
5. Проекция отделов сердца и крупных сосудов на переднюю грудную стенку.
6. Границы относительной сердечной тупости у здорового человека.
7. Нормальные границы абсолютной сердечной тупости.
8. Конфигурация сердца.
9. Техника пальпации пульса.
8


Критерии оценки текущего контроля успеваемости
(собеседование по контрольным вопросам):
^
«Отлично»:
Студент имеет глубокие знания учебного материала по теме практического занятия, сформулировал полный и правильный ответ на вопросы темы занятия, с соблюдением логики изложения материала, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Студент демонстрирует знания теоретического и практического материала по теме занятия.
^
«Хорошо»:
Студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы. Студент демонстрирует знания теоретического и практического материала по теме занятия, допуская незначительные неточности.
^
«У д овл етворительно »:
Студент в целом освоил материал практического занятия, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы. Студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, даёт неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя.
^
«Неудовлетворительно»:
Студент имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практического занятия, полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы. Студент даёт неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий. Неудовлетворительная оценка выставляется выпускнику, отказавшемуся отвечать на вопросы темы практического занятия.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Тема занятия 6. Физикальные методы исследования дыхательной системы: осмотр и пальпация грудной клетки. Определение частоты дыхательных движений (ЧДД). Перкуссия легких: сравнительная, топографическая. Аускультация легких. Основные дыхательные шумы.
Патологические дыхательные шумы.
Коды контролируемых компетенций: ИД 2 ОПК4 («знать»)
1. Больные с заболеваниями органов дыхания могут принимать вынужденные
положения:
а) поза «легавой» собаки;
б) мечутся в постели;
в) ортопноэ;
г) положение лежа на больном боку;
д) опистотонус.
2. Осмотр больных с заболеваниями органов дыхания позволяет выявить:
а) герпес;
б) пальцы в виде «барабанных палочек», ногти в виде «часовых стекол»;
в) «теплый» центральный цианоз;
г) узловатую эритему;
д) экзофтальм.
3. Какие изменения на лице можно увидеть у больного крупозной пневмонией:
а) бледное, отечное особенно в области верхних и нижних век;
б) лицо «восковой куклы»;
в) односторонний румянец щеки на стороне поражения;
г) «львиное лицо».
4. Пальпация грудной клетки позволяет определить:
а) резистентность грудной клетки;
9