Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 637

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Девочка производит хорошее впечатление, развита, начи­танна, контактна. С помощью техники беседы, ориентированной на клиента, за один раз удалось вскрыть и подвести к осозна­нию многие личностные проблемы, связанные со школой и с се­мьей. Девочка призналась, что никогда в жизни так откровенно ни с кем не разговаривала, и, чувствуя поддержку психолога, согласилась на совместную работу с матерью для выяснения взаимных обид. Совместная терапия обеим принесла облегчение, поскольку мать девочки впервые разговаривала на довольно щекотливые темы и обе они имели возможность взглянуть на себя со стороны. В результате улучшения семейной обстановки девочке уже не хотелось так часто убегать на. улицу, появилось стремление учиться.

Старший подростковый возраст — возраст выхода в социум— очень сложный период. Именно в этом воз­расте легко ошибиться и пойти по неверному пути. На семью возлагается трудная задача— дать ребенку воз­можность отделиться и в то же время отвечать за его по­ступки. Это— возраст, когда все впервые: и первая лю­бовь, и первые взрослые увлечения, и первые взрослые разговоры, и первые большие ошибки. Крайне необхо­димо, чтобы в семье был хороший климат, доверительное общение, способное амортизировать все удары и паде­ния. Поэтому важно привлечь по мере возможности к ра­боте всех членов семьи. Кроме того, часто к 16 годам под­росток так ожесточается на всех взрослых, что страшно его отпускать в жизнь с такой установкой. Поэтому мы считаем эффективными даже эпизодические встречи, единственным терапевтическим эффектом которых может быть вывод: «Оказывается, не все взрослые такие пло­хие, как я думал», «Некоторые меня понимают».

Далеко не с первого раза клиенту удается привести своего ребенка. Стереотипы дефектного общения так далеко зашли, что родителю бывает очень трудно попро­сить его прийти в консультацию. Принцип добровольно­сти посещения, на наш взгляд, ни в коем случае не дол­жен нарушаться консультантом. Часто родители пыта­ются уговорить психолога поехать к ним домой, посколь­ку не могут привести ребенка, чтобы психолог своими глазами убедился в его «злодеяниях». На наш взгляд, ни в коем случае нельзя идти на поводу у клиента в этом вопросе. Если клиент найдет в себе силы несколько из­менить стиль отношений с ребенком, ребенок почувствует эти сдвиги и сам пойдет навстречу. Это будет хорошим залогом дальнейшего благоприятного развития семьи. Да­же если ребенок так и не придет в консультацию, работа с родительскими позициями под предлогом, «как завое­вать доверие у сына и добиться его согласия», много дает родителю для понимания собственного ребенка.


5. Иногда наблюдается полная потеря контакта и взаимного доверия. Подросток не идет в консультацию ни под каким предлогом. Родители воспринимаются им как преследователи, и все остальные взрослые тоже. Налицо взаимное отчуждение и ожесточение отношений, актив­ная борьба или месть собственным родителям и часто социальные установки.

Если ребенка и удастся привести, то это случится не скоро, после определенных изменений, которые должны произойти в самих родителях и семейной атмосфере. По­тому важно почувствовать, что сильнее звучит в родительских жалобах, что явилось в свое время основой для нарушения нормальных детско-родительских отношений, в результате чего родители оказались преследователями собственных детей. Это может быть хроническая супру­жеская неудовлетворенность, отсутствие любви к ребен­ку или воспроизведение дефектного родительского стерео­типа по типу отреагирования детских комплексов и само­утверждения.

Распутывание клубка семейных взаимодействий не­обходимо не для того, чтобы определить степень роди­тельской вины, а для того, чтобы по возможности испра­вить слабое «звено» в семейных отношениях. Задача трудная, поскольку каждый день дома разыгрываются острые баталии с постоянными обвинениями в адрес под­ростка, все время он совершает что-то «ужасное», и это требует экстренного включения родителей. Поскольку установки родителей неверны, то их вмешательство еще больше усугубляет конфликт. Полностью запретить ро­дителю «влезать» в дела ребенка нельзя, ибо тогда вся ответственность за возможный асоциальный поступок ляжет на консультанта. Поэтому он вынужден вести бе­седу в весьма напряженной обстановке. Несколько пер­вых бесед проходят примерно по одной и той же схеме — «рассказ о прегрешениях».

а) Клиент рассказывает об «ужасных деяниях» подростка за прошедшую неделю, всячески обвиняя своего «злодея»-ребенка. Консультант сочувствует клиенту в его переживаниях. Это этап отреагирования недельных со­бытий, он может занимать довольно много времени при каждой встрече.

б) Наконец клиент обращается за советом: «Что же делать?» На этот вопрос консультант отвечает: «Давайте посмотрим, а что вы делали». Это этап совместного ана­лиза поведения родителей, их целей и способов дости­жения воспитательного эффекта. Здесь уместно приме­нять различные техники: «пустой стул», «психодрама» с участием консультанта, «терапевтическое зеркало». Все техники проводятся при наличии полного контакта и до­верия, в доброжелательной атмосфере и с обязательной уверенностью консультанта в хорошем исходе.



в) Заключительный этап — вскрывание чувств кли­ента, возникших во время беседы.

Через несколько встреч у клиента, как правило, на­ступает осознание некоторых собственных проблем, и он начинает искать их причины. Параллельно меняются и отношения с ребенком — они становятся менее импуль­сивными и менее жесткими.

Но помощь самому подростку все-таки нужна, так как часто к этому моменту подростки уже находятся в асо­циальных компаниях. Родители потеряли свой автори­тет, чтобы завоевать его вновь — нужно довольно много времени, а более мягкие отношения родителей часто воспринимаются подростками неверно — как уступка, слабость родителей.

С осознанием собственного вклада в формирование конфликтных отношений и острых черт характера у под­ростка происходит постепенное изменение родительского запроса. Раньше в лучшем случае запрос формулиро­вался так: «Что мне с ним делать?», теперь запрос звучит иначе; «Пусть он не считает меня злодеем, я же добра ему хотел, скажите ему об этом». Изменение запроса, как правило, вызывает потепление климата в семье. Прежде родитель, пытаясь заставить подростка прийти в консультацию, естественно наталкивался на ожесто­ченное сопротивление, теперь родитель готов взять вину на себя и уже не требовать, а просить и уговаривать. Он готов опираться на тех членов семьи, к которым подрос­ток питает больше доверия. Иногда родители исполь­зуют милицию, участкового, но это худший вариант,

поскольку эффективно только то, что решается добро­вольно, а не по принуждению.

Например, в консультацию обратились супруги по поводу сына 15 лет, который не желает ничего слушать, упрям, пыта­ется пить, курить, грубит и сладу с ним нет. Сразу же выясни­лось, что сына привести родители не смогут. Запрос: «Что нам делать? Нам стыдно за сына, мы же интеллигентные люди, а сын — хулиган».

С первых слов стала видна не только несогласованность родительских позиций, но и взаимное недовольство супругов. Жена активна, постоянно прерывает мужа, доказывает, что он не прав, не так все понимает, упрекает мужа в том, что он ни­чего не делает. На все обвинения муж досадливо морщится и замолкает, все реже высказывает свое мнение, несмотря на под­держку психолога.

На первой беседе было принято решение встречаться от­дельно с каждым из супругов, чтобы лучше понять точку зре­ния и затруднения каждого из них. Но и в отдельных беседах большую часть времени занимали жалобы клиентов друг на друга, проблемы сына выступали в самом конце. Выяснилось, что интимные отношения супругов нарушены очень давно. А в последнее время полностью прекратились. Клиентка, актив­ная, эгоцентричная, демонстративная, доминантная женщина, требует исполнения супружеских обязанностей. Сильными спо­собами доказывает мужу, что она слабая, беспомощная и хочет, чтобы ее пожалели. При этом много кричит и воспринимается мужем как «танк».


Стереотип женского поведения унаследован от любимой ба­бушки, относительно которой даже сама клиентка иронически отзывается как о «фельдфебеле в юбке». Клиент — неуверенный в себе мужчина (супруга — это его первая любовь), довольно закрытый и ранимый, несколько язвительный и ироничный в целях самозащиты. Стереотип мужского поведения унаследо­ван от отца, демократичного в отношениях с женой, воспитывался в семье, где о чувствах не говорят, но много делают друг для друга. Рассогласование стереотипов ожиданий от партнера при­вело к непониманию поведения и приписыванию друг другу злой воли. Жена ждет от мужа восхищения, обожания, опекания — того, чего он не умеет, а муж ждет от супруги мягкости, поддержки и равноправия—того, чего не может жена. Они живут вместе с прародителями, которые постоянно вмешиваются в их жизнь.

В результате осознания стереотипов поведения, своего и партнера, а также способов достижения желаемых целей у кли­ентов восстановились интимные отношения, улучшился эмоцио­нальный климат; стабилизировалось психическое состояние, особенно клиентки, и только тогда на первое место встал вопрос о сыне. Но, как ни странно, в словах клиентки уже не звучал такой ужас по поводу его поведения. Кроме того, клиентка от­метила, что впервые за последний год она смогла с сыном разго­варивать спокойно, и более того, что совершенно ее поразило,— сын не грубил ей в ответ и слушал, что ему говорят. На этом консультативная работа временно была прекращена по предло­жению самих клиентов.

Можно привести другой Пример. В консультацию обратился мужчина 46 лет, военный, женат, имеет двоих детей, оба взяты из детского дома в возрасте 3—5 лет.

Жалоба касалась сына 15 лет: лентяй, ворует, убегает из дому, ничем не интересуется, врет. Контакта нет совсем, в кон­сультацию не придет, супруга тоже. «Что делать? Парень ка­тится в колонию». Самодиагноз — плохая наследственность. Скрытый смысл: «Если ничего сделать нельзя, снимите с нас чувство вины, чего мы только не делали, может, лучше махнуть рукой, пусть катится». Клиент сам воспитывался в детском доме, неуверен в своей родительской позиции, не имеет опыта близких эмоциональных отношений, неуверен в себе как мужчина, суп­ружеские отношения нарушены, внутренняя мягкость и неуве­ренность клиента маскируются военной выправкой, сурово­стью и дисциплиной. Стиль воспитания авторитарный, суровый, строгий, хотя супруга считает его слишком мягким и требует еще большей жесткости в обращении с сыном, при этом чаще сама исполняет роль карающей руки. Детям не говорят, что они при­емные, но нелестных эпитетов по поводу их характеров хоть отбавляй. В доме требуется беспрекословное повиновение и подотчетность.


С раннего возраста детей родителей преследует страх, что приемыши покатятся по плохой дорожке из-за плохой наследст­венности. Поэтому они осуществляют сверхстрогий контроль за поведением, ничего не прощается, даже малейшая ложь клей­мится позором, и ребенку предрекается плохое будущее. У ро­дителей нет ни малейшего представления о том, что думают, чувствуют их дети. Об этом даже некогда задуматься, поскольку надо все время проверять, как бы чего не вышло. От детей ждут только плохого: «Ну, я же говорила, опять он соврал».

Сын действительно может покатиться, если махнуть на него рукой, пока его сдерживает некоторый страх наказания. Oтец искренне страдает из-за сына. Пусть он не умел воспитывать, но ведь следить все время, ругать, стыдить, мучиться из-за его вранья, воровства тоже тяжело, требует нервов, времени. Сына никогда не хвалили, не проявляли нежностей, его либо ругали за недостатки и плохое поведение, либо в лучшем случае" не трогали.

Несколько встреч протекали типично в духе «рассказа о прегрешениях» с переходом на анализ и осознание родительского стереотипа отношения. Использовались психодрама, техника aiter ego, была прочитана лекция о методах воспитания и при­чинах нарушений поведения у детей. В результате работы клиент увидел самого себя в очень невыигрышном свете, на себе почув­ствовал, как трудно, давая самому себе благие обещания, вы­полнить их, как трудно изменить себя, если ты уже такой, как есть, и без посторонней помощи это совсем не получается.

Клиент сообщил, что почувствовал себя по отношению к психологу в позиции ребенка, которому надо еще очень многому учиться. Но в отличие от самого родителя «психолог-родитель» показывал в отношениях с «клиентом-ребенком» стереотип понимающего и принимающего родителя, а не судьи, не учителя и не дрессировщика. В результате работы клиент сильно пере­менился: увлек сына футболом, дрессировкой собаки, стал более доброжелательным к нему и сензитивнее к его душевным движениям, защищает сына перед учителями. Пока сын не ворует и даже вернул ранее украденные деньги. К сожалению, осталь­ных членов семьи привлечь к работе пока не удалось, хотя целесообразность этого сомнений не вызывает.

Следующий пример. В консультацию обратился мужчина 43 лет, образование высшее, по поводу сына 16 лет. Отец жа­луется на сына, который попал в асоциальную компанию, дома грубит, не слушается. Отец устроил настоящую слежку за сы­ном. У клиента повышена тревожность, он плохо спит — пере­живает за ребенка. Это робкий и неуверенный в себе человек со всеми симптомами нервного истощения. Стиль воспитания сына с малых лет авторитарный, действующий на самолюбие — «чтобы сделать сына мужчиной». Отец часто раздражается по поводу неудач ребенка.