Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 646

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ний и инвалидаций (В. В. Столин, 1983).

Конечно, негативные высказывания родителей о своих детях, по крайней мере частично, могут иметь под собой реальную «почву» в поведении или чертах харак­тера ребенка, однако, транслированные в его самосозна­ние в виде «называния вещей своими именами» родитель-i ских «приговоров», эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри., Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно: или неосознанно), либо начинает против него борьбу. Явные, вербальные, внушающие воздействия иногда противоречат косвенным воздействиям. Например, ро­дитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обрат­ное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью» (G. Bateson et al., 1956), имеющая от­рицательные следствия для формирования самосознания ребенка.

Родители и другие взрослые могут воздействовать па формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных дей­ствий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовы­вать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалис­тичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же как впослед­ствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ», если же планы и цели нереалис­тичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и дру­гое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения. В практике семейной психотерапии часто встречаются случаи, которые наглядно демонстрируют, как родители формируют уровень ожиданий и уровень притязаний, «идеальное Я» и мотивацию достижения. Так, наблюдая за игрой родителей с детьми (имеются в виду игры, в ко­торых есть выигрыш и проигрыш и какая-то объективная мера сопоставления результатов, например игра в «тен­нис» с помощью телевизионной приставки), нетрудно
увидеть родителей, которые непременно побеждают, показывая детям, сколь малого они могут добиться и к чему они в принципе должны стремиться. Среди родите­лей более старших детей встречаются такие, для которых школьные успехи их детей не служат поводом для поощ­рения. Они ориентируют детей на непременное первенст­во в классе, школе, на районной олимпиаде. Нередко за этим стоят и более глобальные родительские планы и мечты в отношении ребенка — желание, чтобы ребенок стал известным артистом, музыкантом, спортсменом, ученым. X. Стерлин назвал таких родителей «делегирую­щими». Не реализовав в жизни какие-то планы, такие родители готовят детей к выполнению «миссии» (Н. Sterlin, 1974).

Отметим, однако, что негативное влияние «делегиро­вания» кроется не в том, что ребенок снабжается плана­ми, критериями и идеалами. Влияние родителей на уста­новление уровня притязаний и ожиданий, ориентирова­ние ребенка на высокие стандарты качества, соревнова­ние, вклад родителей в «идеальное Я» ребенка сами по себе закономерные и необходимые процессы, с их по­мощью осуществляется связь и преемственность поколе­ний. В этом же направлении оказывают свое влияние и общественные воспитательные институты — детский сад, школа, позднее — вуз. «Патогенными» эти влияния оказываются лишь в том случае, если требования, стан­дарты и планы родителей не соответствуют возможностям ребенка и при этом они не учитывают его собственные интересы и склонности. Подобная ситуация — верный путь к будущим неуспехам, потере самоуважения и «путанице» в самоопределении.

Глава 3. Психодиагностика в семейной консультации


    1. Общая схема семейной психодиагностики, сфокусированной на ребенке


Психодиагностика в семейной консультации существует в двух основных формах. Во-первых, это психодиагнос­тика, позволяющая дать ответ на ряд стратегических вопросов: может ли консультант сам оказать эффектив­ную помощь в данном конкретном случае, если да — то кто прежде всего является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в елом; если нет — то к каким специалистам направить клиентов? В ряду тех же психодиагностических задач стоит задача выбора способа воздействия: индивидуальная
р
абота с родителем, с супружеской парой, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Такая диагностика осуществляется с помощью беседы, опросников, проективных методов и других. Результаты психодиагностического обследования анализируются после встречи с клиентом; часть работы может быть выполнена не тем же психологом, который непосредственно занят в консультативном процессе, а его коллегой.

Во-вторых, это психодиагностика, осуществляемая во время коррекционного воздействия, т. е. в процессе консультирования, психотерапии, психологической кор­рекции и благодаря этим процессам. Реакция клиента на психолога или на других клиентов, если речь идет о групповой работе, реакции детей на психолога и друг на друга, поведение в ходе психотерапии — все это
становится важнейшим психодиагностическим материа­лом, на основе которого определяется тактика консуль­тирования.

В настоящей главе будет рассмотрено первое из указанных направлений психодиагностики, а элементы психодиагностики второго типа представлены в ходе описаний коррекционной работы в последующих главах. Психологическая диагностика начинается в процессе первой встречи в консультации, когда излагаются основ­ные жалобы и причины обращения в консультацию. Ос­
новная функция первой встречи — это установление психологического контакта с клиентом и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности. В результате первичной психодиагностики консультант может направить клиента к другим специалистам г, психиатру, юристу, дефектологу; он может прийти к заключению, что в помощи нуждается прежде всего сам клиент, независимо от того, на кого он жалуется. Консультант может прийти к выводу, что целесообразно наследующую встречу пригласить всю семью, супружескую
пару или только одного из членов семьи; он может также,прийти к выводу, что «случай» необходимо передать кол­леге.

В настоящем контексте нас интересуют прежде всего те ситуации, когда жалоба сфокусирована в основном на ребенке. При этом возможны такие варианты.

1. Жалоба абсолютно не обоснована: в реальности не существует не только тех проблему ребенка, о которых говорит родитель, но даже и проблем отношения роди­теля к ребенку — родитель случайно, по настроению обратился к психологу, «сгустил краски», на самом деле в реальном общении у него нет требующих вмешательства проблем; его обращение вызвано или ятрогенией, или необоснованным страхом. В этом случае речь идет лишь о личностных характеристиках самого родителя: тре­вожности, мнительности, внушаемости. Причем эти ка­чества родителя в силу тех или иных причин (влияние личностных особенностей других членов семьи, структуры семьи) не привели к каким-либо серьезным нарушениям ни в семейном общении в целом, ни в развитии личности или в поведении ребенка. Родитель может также обра­щаться профилактически — не потому, что он мнитель­ный человек, а потому, что он человек аккуратный, об­стоятельный и, узнав о новом виде услуг, поспешил им воспользоваться.

2. Жалоба обоснована только отношением самого родителя: того, на что жалуется родитель, в реальности нет (например, у ребенка нет «злой воли», он не «патоло­гически медлителен»; он любит родителей, он не заика­ется), сама жалоба выявляет реальность неадекватного родительского отношения.

3. Жалоба частично или полностью обоснована: у ре­бенка действительно есть те признаки неблагополучия, о
которых говорит родитель, но касаются они лишь сферы взаимоотношений родителей с ребенком, при этом, как правило, есть нарушения либо отношения родителей к ребенку, либо отношений между родителями (и это так или иначе затрагивает ребенка), либо обоих этих видов отношений.

4. Жалоба клиента на некоторые особенности пове­дения ребенка обоснована: ребенок не контактирует со сверстниками, не успевает в школе, однако в домашней обстановке все в порядке.

5. Жалоба, касающаяся поведения ребенка в семье и вне ее, обоснована, при этом отношение к ребенку со стороны родителей в пределах нормального.

Эти пять возможных ситуаций представляют собой известный итог диагностических усилий психолога. В первом случае может оказаться необходимой работа с лич­ными проблемами обратившегося, во втором — необхо­дима работа с обратившимся, но как с родителем, с его от­ношением к ребенку; в третьем — и с родителем, и с ребенком, а возможно, и с супругами; в четвертом — с ребенком, учителем, сверстниками, а родители — как союзники (не клиенты) психолога; в пятом — объектом работы становится прежде всего сам ребенок.

Некоторые из этих диагностических заключений в дальнейшем не предполагают работы с ребенком, однако решить это можно только после тщательного содержатель­ного анализа обращения клиента. Другими словами, диагностика отклонений в поведении и развитии ребенка оказывается необходимой во всех случаях жалоб на детей.

В зависимости от результатов первичной диагностики и данных обследования ребенка ставится вопрос о необ­ходимости специальной диагностики родительского от­ношения к ребенку, взаимоотношений детей и родителей (общение), патопсихологической диагностики, диагнос­тики личности родителя. Иногда возникает потребность в диагностике супружеских отношений. Эти виды диаг­ностики выходят за рамки предмета данной монографии.

На рисунке изображена схема диагностического обс­ледования применительно к задачам семейного консуль­тирования и психотерапии в сфере родительско-детских взаимоотношений.

Как видно из вышеприведенного описания и схемы, в основе данной стратегии диагностики лежат два положе­ния. Первое из них теоретическое: причины нарушений в