Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине Логистика производства для инженеров техники и технологий по специальности 230104 Системы автоматизированного проектирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.5. Разработка логистической стратегии
Задачи логистики можно свести к управлению добавленной стоимостью и обеспечению контрактных обязательств, т.е. заявленного в контракте уровня сервиса. Практика показала, что наиболее эффективной является экономия в цепи поставок, а не на этапе производства.
Логистика предлагает современному бизнесу большие возможности по управлению добавленной стоимостью. Сюда относятся как традиционные средства оптимизации транспортной составляющей, способы снижения товарных запасов, позволяющие снизить затраты на хранение, освободить складские площади под другую продукцию или под сдачу, высвободить замороженный капитал, так и более экзотические вещи, например роботизация склада, позволяющая также снизить прямые издержки на хранение и обработку товара.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Задачи логистики можно свести к управлению добавленной стоимостью и обеспечению контрактных обязательств, т.е. заявленного в контракте уровня сервиса. Практика показала, что наиболее эффективной является экономия в цепи поставок, а не на этапе производства.
Логистика предлагает современному бизнесу большие возможности по управлению добавленной стоимостью. Сюда относятся как традиционные средства оптимизации транспортной составляющей, способы снижения товарных запасов, позволяющие снизить затраты на хранение, освободить складские площади под другую продукцию или под сдачу, высвободить замороженный капитал, так и более экзотические вещи, например роботизация склада, позволяющая также снизить прямые издержки на хранение и обработку товара.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
84
От эффективности логистики зависит прибыль компании, ее способность снизить цены без ущерба для своего экономического состояния.
Косвенно о значимости логистики для компании свидетельствует также готовность многих фирм оплачивать достаточно дорогих специалистов по логистике или не менее дорогостоящие консалтинговые услуги по логистике для того, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции и обеспечить компании стабильную прибыль.
Вторым важным фактором в борьбе за конкурента является уровень сервиса. Очень часто клиент отказывается от товара не по причине неудовлетворительного качества или неподходящих характеристик, а по причине отсутствия сопутствующих товаров или недостаточного их количества. Покупатель скорей всего предпочтет купить фонарик с батарейками в одном магазине, а не в разных местах в разное время. А если ему необходимо 10 фонариков и 20 батареек, то он их и купит в этом количестве, но в другом месте, если в вашей торговой точке этого комплекта не оказалось.
И в этом случае работа логиста может оказать решающее воздействие на исход конкурентной борьбы. Если логистическому подразделению удалось поставить галочку напротив всех пунктов списка из «6 правил логистики», то компания способна удовлетворить все потребности клиента, следовательно, она приближается к идеальному уровню сервиса. Принято выделять три уровня управления по срокам планирования:
Оперативное управление.
Тактическое управление.
Стратегическое управление.
При разработке стратегии планирования на предприятии политика логистики является частью функциональной стратегии производства. Она входит в состав общей хозяйственной стратегии, вместе с маркетинговой и организационной стратегией.
При разработке стратегии в систему логистики включают: транспортные операции и издержки, мощности, связь и информацию (обработка заказов), управление запасами, подъемно-транспортные работы, плановые и контрольные системы, организационную структуру системы.
Для разработки логистической стратегии осуществляется анализ равновесия между доходами и издержками, с учетом комплексного подхода.
Данный подход включает в себя расчет количества источников снабжения и источников запасов, товарную и упаковочную номенклатуру, количество источников поступления заказов и точек отгрузки товара, сезонность, количество центров обработки продукции, количество уровней в списке материалов и т.п. Для повышения управляемости хозяйственного процесса необходимо снизить сложность операций, сократить неопределенность.
Для решения стратегических хозяйственных проблем формируется группа специалистов в ключевых функциональных циклах логистической системы. Эта группа решает свою задачу в два этапа. На первом этапе формулируется миссия фирмы, т.е. стратегическая цель и направление хозяйственного развития; осуществляется системный анализ ситуации на рынке. Сюда входит:
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
85 1. Мониторинг изменения потребностей рынка, который определяет динамику в объемах продукции, проходящей по различным каналам распределения, происходят сдвиги в пользу какого-либо канала.
2. Повышение требований к логистике. Сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на повышении требований к логистике как системе в плане сроков, надежности доставки и комплектности заказа.
3. Разбивка продукции по принципу Парето. Необходимо учитывать эффект Парето: на ограниченное число товаров приходится основной поток.
4. Размер запасов и гибкая производственная система. Должна быть создана гибкая производственная система фирмы, которая бы реагировала на изменения рыночных потребностей, а величина запасов должна быть оптимальная.
5. Внимание к отдельным видам деятельности. Следует обращать внимание не только на выпуск ассортимента обычной и специальной продукции, но и на специфические виды деятельности: маркировку и упаковку потребительских товаров или специальное производство и упаковку.
6. Гибкость. На столь быстротечном рынке логистическая система должна обладать способностью краткосрочной адаптации, поэтому важна гибкость конечного стратегического направления.
7. Повышение логистических показателей поставщиков. Эта часть связана с разработкой различных мероприятий по поставке продукции.
На первом этапе выявляются текущее состояние всех хозяйственных функциональных областей, проблемы и узкие места фирмы. На этой базе разрабатывается план действий: цели, ресурсы, графики, взаимозависимости и возможные последствия, различные хозяйственные варианты для обеспечения общей стратегии фирмы.
На втором этапе вырабатывается подробный общий хозяйственный план фирмы, который подтверждает стратегическое направление первого этапа. В содержание стратегического направления входят:
1. Производственные мощности. Логистическая группа определяет производственные мощности, используя компьютерные модели объема производства, ассортимент продукции, рынки, мощности по обеспечению выпуска продукции.
2. Национальные системы распределения. Учитывается влияние изменений материальных ресурсов в производственных мощностях национальной системы распределения.
3.
Подъемно-транспортные работы. Важным моментом является эффективная работа подъемно-транспортной системы для всех частей общей цепи (поставщик-потребитель).
4. Виды транспорта. Исследуются различные виды транспорта в плане издержек и возможности удовлетворять логистические потребности предлагавшейся производственной системы.
5. Контрольные системы. Измерение и контроль за результатами деятельности.
6. Поставщики. Финансовые результаты.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
86 7. Общий хозяйственный план. Логистические проекты по каждой функциональной области тесно увязываются с единым хозяйственным планом.
Он включает в себя полную финансовую оценку, распределение ресурсов, управление логистической системой и пр.
Приведенная логистическая схема разработки хозяйственной стратегии направлена на эффективную работу производства, а также на достижение значительных преимуществ перед конкурентами.
Реализация стратегии в области логистики
Анализ и оценку любых предложений, связанных с продвижением материального потока, его прогнозированием, а также альтернативный выбор наилучших вариантов предложений можно произвести с помощью соответствующих измеримых показателей:
1. Показатель отдачи от вложенного капитала, или доход на капитал ОВК.
2. Объем инвестиций – капитал, вложенный в дело и дополненный частью полученной прибыли, который реинвестируется в активы для получения дохода и прибыли в будущем.
Типичными показателями для анализа логистической системы являются определение уровня чистого дохода и расчет размера дополнительной прибыли.
Инвестиционные проекты в логистической системе могут оцениваться различными способами. Кроме того, инвестиционные проекты, предлагаемые для повышения эффективности логистической системы, должны быть проанализированы, чтобы ответить и на такие вопросы: какова цель проекта?
Каковы затраты на проект и ожидаемая отдача? Какое воздействие оказывает проект на текущую и прогнозируемую деятельность фирмы? Как изменится организационная структура фирмы? Сколько времени займет достижение полной эффективности предлагаемой системы? Какие риски связаны с проектом? Как их можно сократить? Какова оценка проекта, рекомендации?
Для оценки инвестиционных проектов используются различные методы.
Рассмотрим некоторые методы оценки капиталовложений: метод окупаемости «пэй-бэк»; метод среднего уровня отдачи; метод дисконтирования средств. Эти методы могут применяться для разработки логистической системы.
Метод окупаемости
Это самый простой метод, который основан на применении в качестве исходных данных количества лет, за которое необходимо покрыть начальные инвестиции в логистическую систему Ин, и размера ежегодного вклада Вк, рассчитываемого как разность между годовыми доходами и затратами Зг.
Наглядно этот метод можно выразить так:
Величина начальных инвестиций Ин – 50000 млн. рублей.
Прогноз годового дохода Дг – 45000 млн. рублей.
Прогноз годовых расходов Зг – 35000 млн. рублей.
Прогноз годового вклада Вк – 5000 млн. рублей.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
87
Достоинством этого метода является простота расчетов, определенность суммы начальных капиталовложений, возможность ранжирования проектов в зависимости от сроков окупаемости. Недостаток метода в том, что он дает одну и ту же оценку одинаковым объемом инвестиций независимо от срока окупаемости (т.е. 1 млн. рублей, полученный спустя год, оценивается так же, как 1 млн. рублей, полученный через пять лет).
Метод среднего уровня отдачи
Этот метод учитывает амортизацию и вложенный капитал. Преимущество этого метода – простота расчетов, учет амортизации и возможность сравнения альтернативных проектов. Недостаток метода заключается в игнорировании изменения в уровнях дохода и инвестиций в разные периоды, так как он основан на среднем уровне исполнения. Он также пренебрегает тем обстоятельством, что денежные доходы, полученные позже, не обладают той же стоимостью, что и полученные ранее, т.е. считается, что 1 млн. рублей в первом году имеет ту же ценность, что 1 млн. рублей через 5 лет.
Этот метод наглядно выглядит так:
Величина начальных накоплений К – 80 млн. рублей.
Прогноз годового дохода Ак – 60 млн. рублей.
Прогноз годовых расходов P2 – 48 млн. рублей.
Амортизация А – 8 млн. рублей.
Прогноз годового вклада B2 – 2,0 млн. рублей.
Срок окупаемости капитальных вложений Ток = 10 лет.
Средняя величина отдачи от вложенного капитала при сроке окупаемости
Ток = 10 лет составит 8 млн. рублей.
Метод дисконтирования средств (метод ДСГ).
Существует несколько вариантов данного метода. Все они базируются на допущении, что деньги, получаемые (или расходуемые) в будущем, будут иметь меньшую ценность, чем в настоящее время. Можно произвести расчет дисконтированной стоимости будущих поступлений.
Пусть Р – дисконтированная стоимость; S – величина, получаемая в конце
n-го года; r – процентная ставка; n – количество лет. Знаменатель (1 + r) n – фактор дисконтированной стоимости. Пример. Если компания получает 10% отдачи от инвестиций, то будет не безразлично, получит ли она 200 млн. рублей сразу, либо 220 млн. рублей спустя год, либо 242 млн. рублей через два года.
Но 200 млн. рублей, полученных за два года, с учетом-дисконтированной стоимости, составят только 165 289 млн. рублей.
Это видно из расчета:
Сводный баланс:
Начальные затраты 165 289 млн. рублей.
10% за первый год 16 529 млн. рублей.
Баланс за первый год 181 818 млн. рублей.
10% за второй год 18 182 млн. рублей.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
88
Баланс за второй год – 200 000 млн. рублей.
Надо учитывать и тот факт, что большинство инвестиционных проектов включает поток средств в различные периоды, так что расчеты дисконтированной стоимости являются не совсем прямолинейными. Например, ожидаемые за три года поступления составят каждый год соответственно 8 млн. рублей, 12 млн. рублей, 15 млн. рублей.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
89
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список экзаменационных вопросов по дисциплине
1. Определения термина «логистика»; что такое логистика производства?
2. Эволюция понятия логистики, современные определения.
3. Какие факторы способствовали развитию логистики?
4. Цель логистики и шесть правил логистики.
5. Четыре парадигмы логистики.
6. Логистические услуги и принципы логистики.
7. Определите, что такое логистическая цепь.
8. Что представляют собой интегрированные цепи поставок?
9. Виды логистики.
10. Функции логистики.
11. Что такое логистическая информационная система?
12. Принцип Парето, примеры применения в логистике, диаграмма Парето.
13. Метод АВС и принцип Парето, дать пример.
14. Методы АВС и XYZ.
15. Модель и цепочка приращения стоимости Портера.
16. Анализ отрасли по модели пяти сил Портера.
17. Цели и сферы применения микрологистики и макрологистики.
18. Логистический материальный поток, характеризующие его параметры.
19. Производство как звено логистической цепи: закупка – производство – распределение.
20. Интеграция основных и обеспечивающих производственных процессов в логистических системах.
21. Логистическая организация производственного процесса в пространстве и во времени.
22. Поточная и непоточная формы организации производственного процесса.
23. Модели материальных потоков в производственных системах.
24. «Выталкивающая» и «вытягивающая» парадигмы логистики.
25. Интегрированная система управления производством.
26. Микрологистические концепции и системы:
«Точно в срок»
, Бережливое производство, Kanban.
27. Макрологистические концепции и системы.
28. Эволюция систем управления предприятием (MRP, ERP, CRM).
29. Измеримые критерии работы производства, система планирования ресурсов MRP.
30. Прямая и двойственная задача линейного программирования, оптимизация логистики.
31. Четыре шага и два критерия алгоритма симплекс-метода.
32. Оптимизация перевозок и снабжения, транспортная задача.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com