Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине Логистика производства для инженеров техники и технологий по специальности 230104 Системы автоматизированного проектирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8
Многообразие задач логистики определяется представленной выше целью управления в логистике. Классификация этих задач на категории глобальные,
общие, частные и примеры приведены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Классификация и примеры задач, решаемых в логистике
Глобальные
Общие
Частные
1. Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП
1. Снижение уровня страховых запасов
1. Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами
2. Разработка способов управления потоками продуктов
(товаров и услуг)
2. Сокращение времени хранения продукции в запасах
3. Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров
3. Сокращение времени перевозки
2. Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования
4. Создание систем учета и анализа логистических издержек
4. Оптимальное количество складов на обслуживаемой территории
5. Внедрение системы качества на предприятии
5. Поиски, выбор поставщиков
6. Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса
6. Организация разгрузки, складирования МП
7. Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями
7. Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей
8. Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей
8. Выбор места расположения торговой точки
9. Оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов
9. Кратковременное увеличение мощности ЛС
10. Внедрение систем управления движением МП: MRP, ERP,
CRM, JIT и их модификаций
10. Устранение непроизводительных участков
11. Планирование мощности ЛЦ 11. Оформление заказов
12. Контроль МП
12. Выбор торговых посредников
13. Координация деятельности подразделений предприятий
13. Выбор вида транспорта для перевозки грузов
14.Внешняя и внутренняя интеграция
14. Выбор маршрута перевозки
15. Разработка логистической стратегии
15. Оформление внешнеторговой сделки
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
9
Виды логистики
В логистике принято выделять следующие разделы:
•
закупочная (снабженческая) логистика;
•
логистика производственных процессов (логистика производства);
•
сбытовая (распределительная) логистика;
•
логистика запасов;
•
логистика складирования (складская логистика);
•
транспортная логистика;
•
информационная логистика.
Вместе с тем положение логистики производства является центральным в системе технологий создания конечной продукции. Другие виды логистики обеспечивают снабжение производства ресурсами, транспортное, информационное сопровождение, а также складирование ресурсов и продукции, доставку продуктов (товаров и услуг) потребителям.
1.2. Как появилась логистика
Считается, что происхождение слова «логистика» восходит к Древней
Греции. Тогда логистика представляла собой «счетное искусство» или
«искусство рассуждения, вычисления», а чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью, называли логистами. По свидетельству Архимеда, в Древней Греции было 10 логистов.
Аналогично применяли термин «логистика» и в Римской империи – в качестве обозначения правил распределения продовольствия; служители, которые этим занимались, носили титул «логисты» или «логистики».
Процветание Угарита, одного их важнейших в XIV веке до н. э. древних городов
Ближнего Востока, связывают не только с его удачным географическим расположением, но и с развитием науки. Найденные среди руин Угарита тысячи глиняных табличек представляют собой хозяйственные, дипломатические, юридические и экономические документы, записанные на восьми языках с использованием пяти видов письма. Расшифровка экономических документов свидетельствует о существовании еще тогда логистики, под которой понимали науку о перемещении товаров как внутри города, так и между городами сопредельных государств. На многих табличках изображены схемы путей доставки товаров морскими путями и через пустыню. Указаны время прибытия судов с товаром в порт Угарита и время отправки его караванами в города сопредельных государств.
В первом тысячелетии нашей эры в ряде стран термин «логистика» связывали с деятельностью по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами. Во времена византийского императора Льва VI (866–912 гг. н. э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная забота о потребностях в продовольствии, подготовка каждого акта военного похода. Военные победы императора Льва VI связывают с умелым перемещением и материально-техническим снабжением войск, которые осуществлялись на основе использования правил и принципов логистики. В армии
Византийской империи существовала специальная должность – «логистас».
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
10
В ходе освободительной войны тринадцати английских колоний (1775–1783 гг.), было создано независимое государство США. В составе британской армии на американском континенте действовало около 12000 боевых отрядов. Поскольку эти отряды находились в подчинении британского правительства, то продовольствие, обмундирование, боеприпасы доставлялись из Англии. Ход войны показал, что материально-техническое снабжение английских войск было обеспечено плохо.
Сегодня военные аналитики считают основной причиной поражения Англии в этой войне незнание военачальниками принципов логистики, то есть неудовлетворительное снабжение войск как продовольствием, так и военной амуницией.
Первые труды по логистике издал французский военный теоретик Антуан
Анри Джомини (1779–1869). Некоторое время он работал в России под именем
Генриха Вениаминовича Жомини. Он утверждал, что логистика охватывает широкий круг вопросов, включающих планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места их дислокации, строительство дорог, укреплений и др.
Хотя некоторые принципы логистики применялись и в армии Наполеона, но как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX в. В наиболее широких масштабах принципы и подходы логистики в военном деле получили развитие во время Второй мировой войны. Особенно умело это продемонстрировала американская армия. Большинство англо-русских словарей до сих пор переводят слово «логистика» как военный термин, обозначающий организацию и осуществление работы тыла. Благодаря согласованному взаимодействию военно-промышленного комплекса, транспортной системы и баз снабжения США удалось организовать устойчивое обеспечение дислоцированных в Европе союзных войск продовольствием, оружием, боеприпасами, снаряжением и военной техникой.
Большое значение имело применение прогрессивных методов и способов транспортировки, в частности использование контейнерных перевозок. Под военной логистикой понимают совокупность средств и способов доставки людей, техники, боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организацию мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов. Исторически сложилось так, что в XIX в. термин «логистика» стал параллельно применяться и в невоенной области.
Другая трактовка термина «логистика», в значении математическая логика, использовалась в работах немецкого математика Г. Лейбница (1646–1716).
Такой смысл был закреплен на философском конгрессе в Женеве в 1904 г. В данном качестве логистика широко используется при изучении математических закономерностей, конструировании технических систем, вычислительной техники, в робототехнике и т. п.
В начале 50-х гг. XX в. термин «логистика» стал применяться в бизнесе, где закрепился в 70-е годы. Страны Западной Европы и Америки в тот период переживали энергетический кризис и, как следствие, спад производства, рост безработицы, снижение спроса, т.е. ухудшение состояния экономики в национальных и транснациональных масштабах. Все это не только создавало угрозу социального взрыва, но и послужило катализатором для разработки мер
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
11 по улучшению экономической ситуации. Ускорилось развитие логистики как науки, комплексно координирующей взаимодействие материально- технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной инфраструктуры и рынка.
1.3. Логистика сегодня
Предназначение логистики заключается в обеспечении и получении продуктов и услуг там, где они необходимы, и тогда, когда они требуются. Для описания логистических по своей сути действий часто используются разные термины, которые можно рассматривать в качестве синонима термина
«логистика». К ним относятся:
•
физическое распределение, ныне это синоним термина «дистрибьюция»;
•
материальный менеджмент;
•
логистический инжиниринг;
•
логистический менеджмент;
•
менеджмент логистической цепи;
•
тотальное распределение;
•
управление материалами;
•
рохрематика (rhochrematics) – изучение процессов движения материалов от первичного источника к конечному потребителю;
наука об управлении материальными потоками с помощью экономико-математического моделирования.
Общая для всех этих направлений цель состоит в том, чтобы сократить цикл производства, т.е. время прохождения материального потока от исходного сырья до потребителя, а также затраты на перемещение, хранение, упаковку, распределение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.
В XX в. развитие логистики прошло несколько периодов.
1. В период с 20-х до начала 50-х гг. идеи логистики развивались фрагментарно, в направлении снижения отдельных составляющих затрат, например в производстве, в транспортировке, а не как интегральный инструмент снижения общих затрат и управления материальными потоками.
В данный период развитые страны имели быстрый рост рынка с внедрением новых производственных технологий
(например, в автомобилестроении), с высоким уровнем специализации, при изобилии природных ресурсов. Это поддерживало хороший инвестиционный климат, при минимальном государственном регулировании экономики. Производители товаров и услуг получили рынок на стадии растущих потребностей платежеспособного спроса, при почти неограниченных ресурсах. Главным был поиск технических и технологических резервов для производства продукции.
Развитие методов управления закупками, запасами, распределения и доставки продукции, которые влияют на общие затраты организации, на удовлетворенность потребителя еще не имело решающего значения.
Вместе с тем возникли предпосылки для внедрения концепций логистики:
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
12
•
рост запасов и транспортных расходов при распределении товаров;
•
возрастание транспортных тарифов;
•
разработаны концепции маркетинга;
•
развивались теория и практика военных приложений.
Появились первые логистические организации. Старейшей организацией в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками
(основана в США в 1915 г.); в 1967 г. преобразована в Национальную ассоциацию агентов снабжения.
2. В период становления логистики с середины 1950-х по 1970-е гг.
происходило интенсивное развитие ее теории и практики, особенно в США.
Рост конкуренции потребовал от бизнеса улучшения физического распределения с целью снижения затрат.
Распространению логистики способствовало развитие концепции всеобщих затрат в производстве и дистрибьюции. Дело в том, что издержки отдельных логистических операций связаны между собой. Например, экономия на транспортных расходах может привести к значительному росту затрат при хранении запасов на складах (при выборе между автомобильным или воздушным транспортом); экономия на упаковке ведет к потерям, вызванным повреждением грузов при доставке и т.д. Поэтому необходимо интегрировать различные формы движения материального потока и обеспечить при этом оптимальное соотношение затрат отдельных звеньев логистической цепи.
Таким образом, смысл концепции общих затрат заключается в том, что при оптимальном выборе действий общий результат деятельности превосходит сумму прибыли или убытков на отдельных этапах продвижения товаров от производителя к потребителю. Позднее эта концепция стала основой концепции интегрированной логистики.
Вместе с тем возникли предпосылки дальнейшего развития логистики:
•
определяющее влияние потребительского спроса в моделях бизнеса;
•
развитие олигополистических рынков (когда на рынке доминирует небольшое количество продавцов, олигополистов);
•
влияние роста затрат на конкурентоспособность производства;
•
рост производительности ЭВМ и развитие информационных технологий;
•
формирование стратегий снижения складских запасов;
•
накопление опыта военных применений.
К концу данного периода были разработаны основные принципы бизнес- логистики и некоторые компании начали успешно применять их на практике.
Вместе с тем логистический метод контроля движения материального потока и уменьшения затрат был воспринят не сразу. Внедрение координации логистической цепи в некоторых фирмах встретило сопротивление.
Менеджеры, которые привыкли выполнять традиционные функции, такие как закупка, транспортировка, обработка грузов, противились организационным изменениям, необходимым для реализации сквозного управления материальным потоком с целью снижения общих затрат. Кроме того, системы бухгалтерского учета были не приспособлены для выделения и контроля
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
13 логистических издержек и оценки финансовых результатов от применения операций логистики.
3. В период интеграции с 1980-х до середины 1990-х гг. логистика приобрела статус концептуальной стратегии, основанной на интеграции всей хозяйственной деятельности в единую систему прохождения материального потока. Новизна стратегии логистики заключалась в том, что главным стал процесс в форме материального, информационного и других видов потоков.
Эта концепция позволила перейти от дискретного управления на отдельных этапах к сквозному управлению по всей продуктовой цепи.
В этот период возросло время прохождения товара по совокупности каналов материально-технического обеспечения (свыше 90% всех затрат времени на производство). Отсюда возросла необходимость управления материальными потоками на основе логистики. Такое управление позволяет на
30–50% сократить запасы материальных ресурсов, уменьшить время движения продукции от источника сырья до конечного потребителя (на 25–40%) и период оборота капитала, снизить затраты на производство, доставку и обслуживание после продажи, чтобы повысить конкурентоспособность, удовлетворить запросы потребителей в отношении качества товаров и сервиса.
Кроме того, на повсеместное распространение логистики и ее дальнейшую эволюцию оказывают влияние изменения в мировой экономике и прогресс в развитии технологий. Основными из них являются:
•
быстрое развитие информационно-компьютерных технологий: сначала с применением персональных компьютеров, далее сети Интернет и телекоммуникаций, причем здесь прогресс ускоряется;
•
глобализация рынков и развитие мировых интеграционных процессов;
•
углубление специализации в промышленности, при росте партнерства и стратегических союзов;
•
усиление конкуренции во всех сферах;
•
изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;
•
распространение философии TQM (тотальное управление качеством);
•
новые методы и системы организации бизнеса.
•
выстраивание отношений с торговыми партнерами на основе организации сотрудничества, долгосрочных контрактов и новых форм менеджмента;
•
ускоренное обновление продукции благодаря автоматизации и роботизации производств, внедрению систем автоматизации проектирования;
•
применение принципов логистики в индустрии сервиса.
В настоящее время для продвижения методологий и теоретических исследований в практику логистического менеджмента с целью координации работы ученых и специалистов созданы и функционируют различные логистические сообщества, организации, ассоциации, институты. Среди них:
Американское общество проблем управления производством и запасами,
Американский совет по проблемам менеджмента, Американское общество транспортировки и логистики, Международное общество материального менеджмента,
Институт логистики и управления дистрибьюцией
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com