Файл: Правовое регулирование социального обслуживания граждан.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Индивидуальная программа в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах пересматривается не реже чем раз в три года. Такая программа будет носить для граждан лишь рекомендательный характер, а вот для поставщиков соцуслуг - обязательный. Все это позволит оказывать услуги гражданам с наибольшей прозрачностью, удобством и новым уровнем качества51.

При расчете стоимости услуг отправной точкой станет среднедушевой доход получателя (а не прожиточный минимум, в соответствии с которым определяется размер платы за социальные услуги в настоящее время). Это позволит увеличить количество тех, кто может получить право на оказание бесплатной социальной помощи. Независимо от доходов бесплатная надомная, полустационарная и стационарная помощь будет гарантирована несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим от ЧС, вооруженных межнациональных и межэтнических конфликтов. Правительством Российской Федерации планируется утвердить методические указания по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг. На их основе затем областной минтруд утвердит порядок расчета стоимости социальных услуг по видам социальных услуг и формам обслуживания.

Законодательством предусматривается возможность предоставления услуг организациями различных форм собственности, привлечение к оказанию социальных услуг социально ориентированных коммерческих и общественных организации, частных предпринимателей. Сотрудничество с бизнесом на условиях государственно-частного партнерства, несомненно, позволит внедрить новые социальные технологии и найти свою целевую аудиторию среди получателей социальных услуг.

В июне на условиях государственно-частного партнерства между министерством труда и социального развития Ростовской области и ООО "Комбинат питания "Будь здоров" в городе Ростове-на-Дону открыто "Социальное кафе N1". Основной контингент посетителей - клиенты комплексного социального центра для людей без определенного места жительства52.

Принятие областного закона "О социальном обслуживании граждан в Ростовской области" будет способствовать переходу на новые, более современные стандарты обслуживания населения. При этом приоритетным останутся законные права и интересы социально-незащищенной категории граждан, расширение сферы социального обслуживания, повышение ее эффективности и качества в Ростовской области.

С учетом изложенного необходимо отметить, что в условиях дефицита бюджетных средств для финансирования социально значимых проектов и значительного увеличения числа социально незащищенных категорий граждан именно органы местного самоуправления, осуществляя координацию в системе муниципального управления в социальной сфере, с учетом интересов различных социальных групп согласовывают усилия органов
государственной и муниципальной власти, а также организаций, расположенных на территории муниципального образования, направленные на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в Российской Федерации53.

Заключение
В России как социальном государстве каждому должен быть гарантирован необходимый уровень социального обслуживания, обеспечивающий здоровье и благополучие его самого и его семьи. Кроме того, каждый имеет право на дополнительное социальное обслуживание в случае наступления у него чрезвычайных обстоятельств. При этом указанные гарантии должны быть закреплены законодательно. К этому нас призывает п. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), где подчеркивается обязанность государств-участников "обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер". Вопрос их практического осуществления - это вопрос практики. Каждое государство решает его в зависимости от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Концепция Федерального закона № 442-ФЗ предполагает введение социального обслуживания в правовые рамки только для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, ничего не предлагая остальным гражданам страны. Это в определенной мере противоречит требованиям международных правовых актов, несмотря на указание ст. 1 закона о том, что он подготовлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Таким образом, концептуальная позиция авторов при разработке базового нормативного правового акта в социальной сфере не является конструктивной. Более предпочтительным представляется возвращение к идее создания Социального кодекса Российской Федерации. Тем более что с 2004 г. несколько субъектов Российской Федерации (Белгородская, Омская, Ярославская области, г. Санкт-Петербург) приняли и успешно реализуют подобные законы. Введение в действие Социального кодекса Санкт-Петербурга в 2011 г.54 привело к утрате силы 78 законов, а проект Социального кодекса Томской области, готовящийся к принятию, отменит 127 законов.

Необходимо согласиться с тем, что именно кодекс как законодательный акт сводного характера позволит охватить всю важнейшую часть нормативного материала законодательства о социальной сфере и на основе единых принципов достаточно детально, полно и непосредственно урегулировать соответствующие общественные отношения. Социальный кодекс Российской Федерации станет законом, рассчитанным на длительный период действия и излагающим в систематизированном виде различные правовые нормы

55. В Общей части Кодекса целесообразно разместить нормы, определяющие общие положения о социальной защите граждан Российской Федерации. В Особенной части Кодекса - нормы, устанавливающие единые подходы к оказанию различных видов социальной поддержки различным категориям лиц, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По сути дела, для регламентации каждого из вопросов, которые целесообразно было бы закрепить в Особенной части Кодекса, мог бы быть издан отдельный закон. Связь между этими потенциальными законами в Социальном кодексе Российской Федерации может быть доведена до такой степени совершенства, что позволит говорить о нем как о своеобразном отраслевом своде нормативных предписаний, пронизанных едиными подходами, обобщениями, принципами. Кроме того, Социальный кодекс Российской Федерации может быть использован в качестве базовой площадки для разработки аналогичных законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Социальное обеспечение - одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Мировая практика моделей социальной защиты определяется либо высокой ролью государства в процессе регулирования механизмов социального управления, либо меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы, отражающие неолиберальный подход в установленной сфере56.

Россия, постепенно входящая в систему рыночной экономики, активно воспринимает новые вызовы построения социальных связей на основе взаимодействия общества и государства. Публичные функции в этой сфере должны обеспечивать развитие самостоятельных институтов гражданского общества, учитывая приоритеты социального государства.

Полноценное развитие законодательства в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан, безусловно, является одним из направлений по реализации социальной политики

Библиографический список
Нормативные правовые акты:

  1. Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1995. - 5 апреля;

  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1966 г.)Бюллетень Верховного Суда РФ. - N 12. – 1994;

  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) // Российская газета. - № 237. – 25.12.1993;

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Российская газета. - N 238-239. - 08.12.1994.

  5. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - N 303. - 31.12.2012;

  6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - N 42. - Ст. 5005;

  7. Об опеке и попечительстве : Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Российская газета. - N 94. - 30.04.2008;

  8. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014);

  9. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - N 295. - 30.12.2013;

  10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ // Российская газета. - 2 декабря 1995. - N 234;

  11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 8.03.2015) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822;

  12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

  13. Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме : Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. // Российская газета. - № 93. - 29.04.2011;

  14. О социальном обслуживании граждан в Ростовской области : Областной закон от 03.09.2014 № 222-ЗС;

  15. Социальный кодекс Санкт-Петербурга : Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 (ред. от 26.12.2014) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 5 декабря 2011. - N 41.


Монографии, учебная литература, учебные пособия:

  1. Барков А.В. Социальное обслуживание в условиях рыночной экономики: современные тенденции и перспективы развития // Трудовое право. – 2006. - № 9. - С. 13 - 17;

  2. Буянова М. О. Право социального обеспечениия / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. - М. : КноРус, 2010. – С. 265;

  3. Горшков А.В. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Омега-Л, 2011.- 160с.;

  4. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России: Учебное пособие - Издательство: Юркомпани, 2009 г.- С. 275;

  5. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России.- М.: Издательство Проспект, 2012.- 640с.;

  6. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения : конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007. — 187 с.;

  7. Ершов В. А., Толмачёв И. А. Право социальное обеспечение. - М.: ГроссМедиа, 2009. – С. 201;

  8. Забелина Е.П. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 6. – С. 43;

  9. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения в России. М., 2012. – 560с.;

  10. Каткова Л.В., Приказнова Л.С. Административно-правовая защита социальных интересов населения в России // Административное право и процесс. – 2010. - № 6. – С.32;

  11. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. – 2010. - № 7. – С. 54;

  12. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт, 2013.- 576с.;

  13. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения.- М.: Издательство РИОР, Инфра-М, 2011.- 64с.;

  14. Никонов Д. А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов А.В. Стремоухов; под ред. А.В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – С. 182; Панов С.Л. Принципы социального обслуживания // Социальное и пенсионное право. – 2010. - № 3. – С. 23;

  15. Право социальное обеспечение. Ершов В. А., Толмачёв И. А. М.: ГроссМедиа, 2009. — 312с.;

  16. Радуто В.И. Правовое регулирование в области осуществления государственной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. – 2011. - № 3. – С. 44;

  17. Соколов А.Н. О перспективах развития института приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов в России // Гражданское право. – 2012. - № 6. – С. 34;

  18. Харин К.С. Право социального обеспечения : учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1. - СПб.: ГУАП, 2008. - 360 с.;

  19. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт, 2012.- 576с;

  20. Яблокова И.А. Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. – 2010. - № 4. – С.15;

  21. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа : конспект лекций. – М. : А-Приор, 2010. – 144 с.


Статьи:

  1. Принципа социального обслуживания Панов С. Л.;

  2. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты в России Шестаков В. П., Свинцов А. А., Радуто В. И.;

  3. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации Забелина Е. П.;

  4. Характер реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам в системе социальных служб Радуто В. И.

Авторефераты, диссертации:

  1. Правовое регулирование социального обслуживания граждан Благодир Алла Леонтьевна.

Интернет-ресурсы:

  1. Елисеева Е.В. Закон О социальном обслуживании граждан в Ростовской области обеспечит переход на новые современные стандарты обслуживания населения. – Режим доступа : http://mintrud.donland.ru/MojoNews/Pages/ViewNews.aspx?mid=126857&id=11650/. – Загл. с экрана;

  2. Зубарев С.М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере: обсуждаем проект Федерального закона Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс, 2015;

  3. Все о социальной поддержке. - Режим доступа : http://www.socialnaya-podderzhka.ru/socialnaja_podderzhka_v_regionah/rostovskaja_oblast/. – Загл. с экрана;

  4. О социальном обслуживании граждан в Ростовской области : Областной закон от 03.09.2014 № 222-ЗС. – Режим доступа : http://www.rostov-gorod.ru/?ID=27958;

  5. Режим доступа : http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=77201/. – Загл. с экрана.



1Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) // Российская газета. - № 237. – 25.12.1993;

2 Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.

3 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1966 г.)Бюллетень Верховного Суда РФ. - N 12. – 1994;

4 Зубарев С.М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере: обсуждаем проект Федерального закона Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс, 2015.

5 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ // Российская газета. - 2 декабря 1995. - N 234;

6 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - N 295. - 30.12.2013.

7 Никонов Д. А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов А.В. Стремоухов; под ред. А.В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – С. 182;