Файл: Правовое регулирование социального обслуживания граждан.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оборудованные помещения с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.
Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети «Интернет», а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов, с предоставлением необходимых расходных материалов.
Дистанционное обучение позволяет обучаться на дому, в том числе детям, нуждающимся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.). Создаваемая в субъектах РФ система дистанционного обучения детей-инвалидов также может быть использована для организации обучения на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, получения детьми-инвалидами дополнительного образования, профессионального образования.
Для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, участники образовательного процесса обеспечиваются комплектами оборудования на договорной основе во временное безвозмездное пользование на период обучения40.
Ростовская область – одна из лидеров среди субъектов Федерации по дистанционному обучению детей-инвалидов. На базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан центр дистанционного образования детей-инвалидов, открыты 3 его филиала (Волгодонский, Зерноградский и Новошахтинский). В дистанционной форме обучается 100% детей этой категории, не имеющих противопоказаний к данной форме обучения41.
В числе первых субъектов Российской Федерации область приняла долгосрочную целевую программу «Доступная среда на 2011-2014 годы», которая предусматривает мероприятия, направленные на повышение качества комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, создание универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. На базе специальной (коррекционной) школы-интерната II вида № 48 г. Ростова-на-Дону создан Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В целях создания условий для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и их успешной социализации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2012 годах в Ростовской области осуществлялась реализация мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
В рамках данного мероприятия на базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан и оснащен Центр дистанционного обучения детей-инвалидов, в котором с 1 апреля 2010 года осуществляется образовательный процесс с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет.
В целях увеличения охвата детей-инвалидов дистанционным обучением дополнительно оснащены специальным оборудованием три филиала в городах Волгодонске, Новошахтинске и Зернограде.
Всего Минобразованием Ростовской области и Центром созданы 559 рабочих мест для получения детьми-инвалидами общего образования с помощью Интернет-технологий, обучены 460 родителей и 718 педагогических работников.
Центром дистанционного обучения детей-инвалидов создано социально активное сообщество детей-инвалидов и их родителей по всей территории Ростовской области.
В 2009-2012 годах на реализацию мероприятия профинансировано 201,3 млн. рублей из федерального бюджета и 240,4 млн. рублей из областного бюджета42.
Средства направлены на оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием рабочих мест детей и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение; приобретение программного обеспечения, подключение рабочих мест к сети Интернет; обучение педагогических работников и родителей организации дистанционного образования с применением организационно-методического обеспечения; приобретение автотранспортного средства для перевозки детей с ограниченными возможностями, интерактивного оборудования, специализированной мебели, учебно-наглядных пособий; выплату заработной платы работникам центра.
За 2010 -2012 годы учреждение закончили 28 выпускников 11 классов, из них: 24 успешно сдали ЕГЭ, 4 – итоговую аттестацию в традиционной форме; 6 учащихся поступили в учреждения среднего профессионального образования, а 18 – в вузы страны.
С целью обеспечения дальнейшего профессионального образования детей-инвалидов заключены договоры о сотрудничестве с различными учебными заведениями области: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», РГЭУ «РИНХ», ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» и др.
В 2012 году мероприятие «Дистанционное образование детей-инвалидов» в рамках ПНПО завершено. С 2013 года его реализация осуществляется в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы».
Социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья – один из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, национальной безопасности страны. При этом дистанционное образование детей-инвалидов является одним из видов их реабилитации, позволяющей интегрировать ребенка-инвалида в общество43.
3.3 Содержание полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере
социальный обслуживание население самоуправление
В рамках конституционной модели социальной государственности в Российской Федерации функции социального государства как направления деятельности по решению социальных задач, стоящих перед современным государством, реализуются с учетом распределения полномочий между уровнями власти в Российской Федерации.
Разграничение полномочий в социальной сфере (социальные полномочия) органов государственной и муниципальной власти направлено прежде всего на то, чтобы как можно более эффективно решать важные социальные проблемы в условиях модернизации Российского государства44.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации, определила в качестве приоритетных задач в социальной сфере до 2020 г. качественное и достойное здравоохранение, удовлетворение потребностей в современном образовании, развитие национальной культуры, предоставление гражданам доступного жилья, создание условий для стабильного роста доходов и социальной защищенности45.
В связи с указанными обстоятельствами активизируются роль и значение органов местного самоуправления в системе социальной государственности в Российской Федерации. Ведь именно на территории муниципального образования граждане непосредственно реализуют свои жилищные и трудовые права, право на получение образования, медицинской помощи, социального обеспечения, право на доступ к культурным ценностям и другие права, закрепленные в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.
В основе установления правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере законодательно определен территориальный уровень местного самоуправления: в Российской Федерации социальные полномочия осуществляют преимущественно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Определяя концептуальные подходы к анализу особенностей правовых норм федерального законодательства, регулирующих муниципальную деятельность в социальной сфере, следует признать, что органы местного самоуправления осуществляют социальные полномочия в целях решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ № 131-ФЗ)46.
Органы местного самоуправления наряду с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, осуществляют муниципальную деятельность в социальной сфере на основании и во исполнение законов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"47 органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по осуществлению социальной поддержки и социального обслуживания: граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Также органы местного самоуправления могут осуществлять государственные полномочия по социальной поддержке ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (многодетные семьи, одинокие родители), жертв политических репрессий и малоимущих граждан (часть 2 статьи 26.3).
03.09.2014 № 222-ЗС принят Областной закон "О социальном обслуживании граждан в Ростовской области"48. В нем определены основные принципы и формы социального обслуживания, виды услуг и условия их предоставления, а также принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.
Стоит отметить, что этим законом утверждается областной перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками. А это, несомненно, придаст прозрачность схемам расходования финансовых средств в соответствии с заключенными договорами на их предоставление.
Помимо этого, областным законом установлены полномочия правительства Ростовской области и его уполномоченного органа в сфере социального обслуживания (министерства труда и социального развития), а также предусмотрена передача на неограниченный срок органам местного самоуправления госполномочий в сфере социального обслуживания. Хотя финансироваться эти услуги будут из областных средств за счет перечисления субвенций местным бюджетам49.
При этом органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы, а это - прекрасная возможность улучшить базу соцобеспечения, что называется, по своему усмотрению.
Закон распространяется как на россиян, так и на иностранцев, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, беженцев, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан в Ростовской области.
Учитывая, что в Ростовской области находятся десятки тысяч беженцев из юго-востока Украины - а это, в основном те, кому необходима социальная помощь, - можно предположить, что количество обращений в социальные службы Ростовской области, значительно увеличится.
При этом правительство Ростовской области вправе установить иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан. И в ближайшее время за помощью социального работника может обратиться не только пенсионер или инвалид, а, например, человек, который сломал ногу и не может дойти до магазина50.
Основанием для предоставления социальных услуг является письменное или электронное заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, государственных органов, представителей местного самоуправления и общественных объединений. Обратиться можно в уполномоченный орган субъекта или сразу к поставщику социальных услуг. А органы социальной защиты, в свою очередь, должны организовать работу так, чтобы каждое заявление было рассмотрено, а отказ в предоставлении услуги - юридически обоснован.
Задачей органов социального обслуживания является и профилактика нуждаемости в социальном обслуживании. Для более эффективной работы в данном направлении возникла идея организовать в муниципалитетах работу "социальных участковых", которые хорошо знают свой район - где кто живет и в чем нуждается.
Тогда для него будет составлена индивидуальная программа - документ, в котором будут указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендованных поставщиков услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети «Интернет», а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов, с предоставлением необходимых расходных материалов.
Дистанционное обучение позволяет обучаться на дому, в том числе детям, нуждающимся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.). Создаваемая в субъектах РФ система дистанционного обучения детей-инвалидов также может быть использована для организации обучения на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, получения детьми-инвалидами дополнительного образования, профессионального образования.
Для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, участники образовательного процесса обеспечиваются комплектами оборудования на договорной основе во временное безвозмездное пользование на период обучения40.
Ростовская область – одна из лидеров среди субъектов Федерации по дистанционному обучению детей-инвалидов. На базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан центр дистанционного образования детей-инвалидов, открыты 3 его филиала (Волгодонский, Зерноградский и Новошахтинский). В дистанционной форме обучается 100% детей этой категории, не имеющих противопоказаний к данной форме обучения41.
В числе первых субъектов Российской Федерации область приняла долгосрочную целевую программу «Доступная среда на 2011-2014 годы», которая предусматривает мероприятия, направленные на повышение качества комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, создание универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. На базе специальной (коррекционной) школы-интерната II вида № 48 г. Ростова-на-Дону создан Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В целях создания условий для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и их успешной социализации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2012 годах в Ростовской области осуществлялась реализация мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
В рамках данного мероприятия на базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан и оснащен Центр дистанционного обучения детей-инвалидов, в котором с 1 апреля 2010 года осуществляется образовательный процесс с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет.
В целях увеличения охвата детей-инвалидов дистанционным обучением дополнительно оснащены специальным оборудованием три филиала в городах Волгодонске, Новошахтинске и Зернограде.
Всего Минобразованием Ростовской области и Центром созданы 559 рабочих мест для получения детьми-инвалидами общего образования с помощью Интернет-технологий, обучены 460 родителей и 718 педагогических работников.
Центром дистанционного обучения детей-инвалидов создано социально активное сообщество детей-инвалидов и их родителей по всей территории Ростовской области.
В 2009-2012 годах на реализацию мероприятия профинансировано 201,3 млн. рублей из федерального бюджета и 240,4 млн. рублей из областного бюджета42.
Средства направлены на оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием рабочих мест детей и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение; приобретение программного обеспечения, подключение рабочих мест к сети Интернет; обучение педагогических работников и родителей организации дистанционного образования с применением организационно-методического обеспечения; приобретение автотранспортного средства для перевозки детей с ограниченными возможностями, интерактивного оборудования, специализированной мебели, учебно-наглядных пособий; выплату заработной платы работникам центра.
За 2010 -2012 годы учреждение закончили 28 выпускников 11 классов, из них: 24 успешно сдали ЕГЭ, 4 – итоговую аттестацию в традиционной форме; 6 учащихся поступили в учреждения среднего профессионального образования, а 18 – в вузы страны.
С целью обеспечения дальнейшего профессионального образования детей-инвалидов заключены договоры о сотрудничестве с различными учебными заведениями области: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», РГЭУ «РИНХ», ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» и др.
В 2012 году мероприятие «Дистанционное образование детей-инвалидов» в рамках ПНПО завершено. С 2013 года его реализация осуществляется в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы».
Социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья – один из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, национальной безопасности страны. При этом дистанционное образование детей-инвалидов является одним из видов их реабилитации, позволяющей интегрировать ребенка-инвалида в общество43.
3.3 Содержание полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере
социальный обслуживание население самоуправление
В рамках конституционной модели социальной государственности в Российской Федерации функции социального государства как направления деятельности по решению социальных задач, стоящих перед современным государством, реализуются с учетом распределения полномочий между уровнями власти в Российской Федерации.
Разграничение полномочий в социальной сфере (социальные полномочия) органов государственной и муниципальной власти направлено прежде всего на то, чтобы как можно более эффективно решать важные социальные проблемы в условиях модернизации Российского государства44.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации, определила в качестве приоритетных задач в социальной сфере до 2020 г. качественное и достойное здравоохранение, удовлетворение потребностей в современном образовании, развитие национальной культуры, предоставление гражданам доступного жилья, создание условий для стабильного роста доходов и социальной защищенности45.
В связи с указанными обстоятельствами активизируются роль и значение органов местного самоуправления в системе социальной государственности в Российской Федерации. Ведь именно на территории муниципального образования граждане непосредственно реализуют свои жилищные и трудовые права, право на получение образования, медицинской помощи, социального обеспечения, право на доступ к культурным ценностям и другие права, закрепленные в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.
В основе установления правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере законодательно определен территориальный уровень местного самоуправления: в Российской Федерации социальные полномочия осуществляют преимущественно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Определяя концептуальные подходы к анализу особенностей правовых норм федерального законодательства, регулирующих муниципальную деятельность в социальной сфере, следует признать, что органы местного самоуправления осуществляют социальные полномочия в целях решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ № 131-ФЗ)46.
Органы местного самоуправления наряду с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, осуществляют муниципальную деятельность в социальной сфере на основании и во исполнение законов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"47 органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по осуществлению социальной поддержки и социального обслуживания: граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Также органы местного самоуправления могут осуществлять государственные полномочия по социальной поддержке ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (многодетные семьи, одинокие родители), жертв политических репрессий и малоимущих граждан (часть 2 статьи 26.3).
03.09.2014 № 222-ЗС принят Областной закон "О социальном обслуживании граждан в Ростовской области"48. В нем определены основные принципы и формы социального обслуживания, виды услуг и условия их предоставления, а также принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.
Стоит отметить, что этим законом утверждается областной перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками. А это, несомненно, придаст прозрачность схемам расходования финансовых средств в соответствии с заключенными договорами на их предоставление.
Помимо этого, областным законом установлены полномочия правительства Ростовской области и его уполномоченного органа в сфере социального обслуживания (министерства труда и социального развития), а также предусмотрена передача на неограниченный срок органам местного самоуправления госполномочий в сфере социального обслуживания. Хотя финансироваться эти услуги будут из областных средств за счет перечисления субвенций местным бюджетам49.
При этом органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы, а это - прекрасная возможность улучшить базу соцобеспечения, что называется, по своему усмотрению.
Закон распространяется как на россиян, так и на иностранцев, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, беженцев, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан в Ростовской области.
Учитывая, что в Ростовской области находятся десятки тысяч беженцев из юго-востока Украины - а это, в основном те, кому необходима социальная помощь, - можно предположить, что количество обращений в социальные службы Ростовской области, значительно увеличится.
При этом правительство Ростовской области вправе установить иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан. И в ближайшее время за помощью социального работника может обратиться не только пенсионер или инвалид, а, например, человек, который сломал ногу и не может дойти до магазина50.
Основанием для предоставления социальных услуг является письменное или электронное заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, государственных органов, представителей местного самоуправления и общественных объединений. Обратиться можно в уполномоченный орган субъекта или сразу к поставщику социальных услуг. А органы социальной защиты, в свою очередь, должны организовать работу так, чтобы каждое заявление было рассмотрено, а отказ в предоставлении услуги - юридически обоснован.
Задачей органов социального обслуживания является и профилактика нуждаемости в социальном обслуживании. Для более эффективной работы в данном направлении возникла идея организовать в муниципалитетах работу "социальных участковых", которые хорошо знают свой район - где кто живет и в чем нуждается.
Тогда для него будет составлена индивидуальная программа - документ, в котором будут указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендованных поставщиков услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.