Файл: Правовое регулирование социального обслуживания граждан.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
дома ночного пребывания, -
социальные приюты, -
социальные гостиницы, -
центры социальной адаптации.
В учреждениях предоставляются ночлег, первая доврачебная помощь, предметы личной гигиены и санитарная обработка, одноразовое бесплатное питание, консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, оказываются содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность, услуги по определению в стационарные учреждения социального обслуживания.31
Лицам, освободившимся из мест лишения свободы, нуждающимся в социальной адаптации, кроме названных услуг оказывается помощь в восстановлении утраченных социальных связей с семьей, прав на жилье и т. д.
Перечень категорий граждан, имеющих право на получение данного вида социального обслуживания, который не является исчерпывающим. Такие услуги предоставляются совершеннолетним лицам, не имеющим определенного места жительства и занятий, лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по страдавшим от физического или психического насилия, от стихийных бедствий, вооруженных и межэтнических конфликтов, иногородним, малоимущим, утратившим социальные связи, к которым в основном от носятся лица, освободившиеся из мест лишения свободы, занимающиеся бродяжничеством и др.32
Положительный опыт субъектов РФ по созданию приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов позволил обеспечить индивидуальный уход указанным гражданам. При этом необходимость расширения сети стационарных учреждений будет отсутствовать. Следует на федеральном уровне осуществлять правовое регулирование в отношении приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из анализа законодательства, регулирующего социальное обслуживание на дому, выясняется, что развитие негосударственных социальных служб позволит предоставлять услуги, не относящиеся к гарантированным, но являющиеся жизненно необходимыми, которые невозможно удовлетворить в рамках традиционного обслуживания.
Следует отметить, что, несмотря на законодательное закрепление в Федеральном законе N 442-ФЗ возможности осуществления социального обслуживания населения негосударственным сектором социального обслуживания, негосударственные социальные службы в России не получили должного развития. Вместе с тем активное внедрение в сферу социального обслуживания рыночных механизмов будет способствовать развитию конкурентной среды в сфере предоставления социальных услуг, даст возможность гражданам самим выбирать поставщиков социальных услуг. Кроме того, развитие негосударственных социальных служб позволит активно развивать услуги, не относящиеся к гарантированному государством перечню услуг, но являющиеся жизненно необходимыми, которые невозможно удовлетворить в рамках традиционного обслуживания. Применительно к социальному обслуживанию на дому к таким услугам, например, относятся услуги сиделки, осуществляющей уход за пожилыми и инвалидами частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, что обеспечит создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход оставаясь в привычных домашних условиях, а также предоставит возможность членам их семей полноценно жить и работать, и, тем самым, обеспечить себя необходимыми для существования средствами. К таким услугам относятся и «хосписы на дому», где в комплексе одновременно оказываются медицинская помощь и социальные услуги неизлечимым, прежде всего онкологическим больным. Появление «хосписов на дому» свидетельствует о том, что общество делает попытки повернуться лицом к проблемам безнадежно больных и умирающих людей.
33
Глава III. Вопросы предоставления социальных услуг в электронной форме
3.1 Общая характеристика социальных услуг, предоставляемых в электронной форме
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"34 предусмотрено право гражданина на получение государственной или муниципальной услуги в электронной форме. В литературе организацию получения государственной или муниципальной услуги в электронной форме называют "организацией дистанционного взаимодействия с заявителями", "дистанционными услугами", так как она позволяет получить ряд услуг, не заходя в организацию, ее предоставляющую. Предоставление социальной услуги в электронной форме является механизмом реализации права на социальное обслуживание.
Предоставление государственных услуг в электронной форме - это предоставление услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, устанавливается Правительством РФ. В субъектах РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе утвердить дополнительный перечень электронных услуг, оказываемых в субъекте РФ.
К основополагающим принципам института социального обслуживания относится принцип доступности социального обслуживания - принцип, означающий, что каждый гражданин, нуждающийся в предоставлении социальных услуг, вправе обратиться в соответствующие социальные службы и получить необходимые социальные услуги без каких-либо препятствий со стороны этих служб. При этом каждый гражданин имеет право на выбор учреждения и формы социального обслуживания, право на получение информации о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг. Государством должна быть обеспечена доступность обращения за предоставлением социальных услуг и возможность их получения, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья, по выбору заявителя в одной из предусмотренных законодательством форм, в том числе в электронной форме.
Осуществление социального обслуживания населения производится на основании обращения гражданина (законного представителя), которое может быть подано в органы и учреждения социальной защиты населения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг и портал государственных услуг субъектов РФ, в форме электронного документа. При предоставлении социальных услуг в электронной форме должны осуществляться:
-
предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о социальных услугах; -
подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления социальной услуги, и прием таких запроса и документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг; -
получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении социальной услуги; -
взаимодействие органов, предоставляющих социальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении социальных услуг; -
получение заявителем результата предоставления социальной услуги; -
иные действия, необходимые для предоставления социальной услуги.35
Предоставление государственных услуг в электронной форме производится через специально созданную систему, включающую в себя государственные информационные порталы в Интернете и многофункциональные центры.
Обеспечение информационного обмена с соответствующими информационными системами органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, многофункциональных центров в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме при использовании единого портала государственных и муниципальных услуг осуществляется с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Система электронного межведомственного взаимодействия позволяет сократить перечень документов и сведений, предоставляемых гражданами при обращении за государственной услугой, за счет исключения необходимости предоставлять документы и сведения, имеющиеся в иных органах и организациях. Для эффективного использования системы электронного межведомственного взаимодействия необходимо из числа государственных информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления выделить государственные информационные ресурсы, сведения из которых являются исходными (базовыми) для формирования иных государственных и муниципальных информационных ресурсов и при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Так, наличие или отсутствие у гражданина инвалидности, права на меры социальной поддержки могут быть подтверждены сведениями, содержащимися в Федеральном регистре лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, либо иными данными органов социальной защиты, содержащимися в электронных базах лиц, состоящих на учете в этих органах. Федеральный регистр лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, базы данных получателей пособий, компенсаций, мер социальной поддержки могут являться составной частью базовых информационных ресурсов, в которых содержатся необходимые сведения для оказания социальных услуг. Например, при обращении малоимущей семьи в органы социальной защиты населения за предоставлением материальной помощи такой семье нет необходимости подтверждать свой "статус", если она является получателем государственной социальной помощи. При реализации права на внеочередное помещение в дом-интернат инвалиду войны нет необходимости представлять документы, подтверждающие такое право, поскольку такие сведения содержатся в информационных ресурсах органов социальной защиты населения.
Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. утвержден Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме36. Всего распоряжением предусмотрено 74 услуги, которые включают в себя услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения и других сферах.
В сфере социального обслуживания населения вышеназванным Перечнем предусмотрены следующие услуги:
1) предоставление информации о порядке социального обслуживания граждан государственным учреждением социального обслуживания субъекта РФ;
2) прием заявок от граждан, подлежащих социальному обслуживанию, на предоставление социально-бытовых и медицинских услуг на дому.
В субъектах РФ приняты дополнительные перечни государственных услуг, предоставляемых в электронной форме органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями в сфере социального обслуживания. К ним относятся следующие услуги:
-
обеспечение протезно-ортопедическими изделиями граждан, не имеющих группу инвалидности; -
зачисление граждан пожилого возраста и инвалидов на стационарное социальное обслуживание; -
содействие гражданам (в том числе инвалидам) в трудоустройстве (предоставление информации о проводимых ярмарках вакансий, имеющихся вакансиях, сведений из баз данных соискателей и работодателей); -
рассмотрение обращений граждан.37
Перечисленные услуги, предоставляемые в электронной форме, не отражают в полной мере потребность населения в таких услугах. Перечень социальных услуг, предоставляемых в электронной форме, должен быть расширен за счет включения в него услуг по оказанию экстренной психологической помощи, когда заявитель с помощью дистанционных технологий в режиме "онлайн" может общаться с психологом. В таком же режиме могут оказываться консультативные, юридические услуги и другие виды услуг.
3.2 Правовые вопросы дистанционного обучения детей-инвалидов
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
38
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Для детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья временно или постоянно, может быть организовано дистанционное обучение, которое позволит совершенствовать систему социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, и предоставит детям-инвалидам право и реальные возможности участия во всех видах и формах социальной жизни (включая образование), компенсирующих ограничения возможностей здоровья.
Правовые основы использования дистанционного обучения содержатся в действующем Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»39.
В соответствии с выше указанным Законом, образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционного образования.
При использовании дистанционного обучения образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:
-
учебный план образовательного учреждения; -
индивидуальный учебный план каждого обучающегося; -
программы учебных предметов с пояснительной запиской об особенностях обучения (дисциплин, учебных курсов); -
учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу); -
комплекты электронных образовательных ресурсов, дистанционных курсов.
Для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъектах РФ создаются центры дистанционного образования детей-инвалидов, имеющие педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал с соответствующим уровнем подготовки и специально