Файл: Социальное регулирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимодействие права и религии

  • выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности.


Право и технические нормы

Технические нормы - правила, указывающие на наиболее экономичные и экологически безвредные методы, приемы и способы воздействия людей на материальный мир, их работу с техническими и естественными объектами. Иначе: это правила целесообразного обращения с предметами природы, орудиями труда и различными техническими средствами. Например, правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов.

Технические нормы основаны на познании законов природы, особенностей технических объектов (орудий производства и других) и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами. Несоблюдение технических норм приводит к ответной реакции со стороны сил природы на конкретные действия человека (увечья, травмы, болезни).

Если рассматривать технические нормы безотносительно к тому, регулируют они поведение людей или нет, то их можно определить как сугубо технические и противопоставить социальным нормам. Т.е. чисто технические нормы как абстракция, отвлечение от общественных отношений, имеют такое же значение, как правила математики и иных несоциальных образований. Например, правила обращения с компьютерами, телевизорами, стереосистемами, холодильниками и т.д.

Как только технические нормы соприкасаются с поведением людей и люди начинают сообразовывать свои поступки с техническими требованиями, т.е. как только технические правила становятся общими правилами поведения (нормами), они приобретают социальное значение. Общее у технических и социальных норм - их связь с деятельностью человека.

Ряд технических норм, действующих в материально-производственной и управленческой сфере и получивших социальное значение, приобретают правовую силу, т.е. становятся технико-юридическими с признаками обязательности и охраны государственными мерами, вплоть до принуждения. При этом они не теряют своего организационно-технического характера. Например, правила противопожарной безопасности, эксплуатации атомных станций, всех видов транспорта, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием и т.п.


К техническим нормам относятся:

1. Строительные нормы и правила (СНИПы).

2. Государственные стандарты (ГОСТы).

3. Технические условия производства какой-либо продукции.

4. Инструкции по эксплуатации машин и механизмов.

5. Нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии и др.

Социально-технические нормы становятся технико-юридическими в двух

случаях:

1. Когда государство через соответствующие уполномоченные органы формулирует содержание социально-технических норм, соблюдение которых признается юридически обязательным.

2. Когда государство не формулирует содержание социально-технических норм, а отсылает к ним (инструкциям и т.п.), но устанавливает ответственность за

нарушение их содержания. Они носят бланкетный либо отсылочный характер.

Юридико-технические нормы нельзя противопоставлять нормам социальным, ибо все без исключения правовые нормы адресованы людям. Эти нормы регулируют отношения только между личностями, группами, обществом и государством (но не отношения между личностью и вещью или явлением природы) и в этом смысле они социальны. Их иногда называют подвидом социальных норм или социальными нормами с техническим содержанием.

Таким образом, в материально-производственной и управленческой сфере (в соответствии с уровнем развития техники) технические нормы не могут не приобретать характера социальных, а затем - и качества юридических норм.
Профессиональная этика юриста

Профессиональная этика – Это исторически сложившаяся совокупность нравственных норм, предписаний, кодексов, научных теорий о должном поведении представителя конкретной профессии, его нравственных качествах и обязанностях.

Профессиональную этику юриста или юридическую этику следует рассматривать как один из видов профессиональной этики, в задачу которого входит применение общих норм морали и нравственности в специфических условиях деятельности судей, адвокатов, прокуроров, следователей, нотариусов и др. юридических профессий.

Этика судьи – это важная составляющая, без которой не может быть реализована судебная деятельность. Структура этики судьи условно может быть подразделена на:

  1. Нравственные качества, которыми должен обладать судья;

  2. Этические нормы и принципы, регулирующие его поведение;

  3. Особый механизм контроля над поведением судей и применение мер дисциплинарного воздействия.

Этика прокурорского работника



Основные принципы деятельности прокурора:

- законность;

- научная обоснованность;

- системность, непрерывность и обязательность воспитательного процесса;

- многообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения -эффективности воспитания и др.

За нарушение положений настоящего Кодекса руководителем органа прокуратуры лично или при необходимости в присутствии трудового коллектива к прокурорскому работнику могут быть применены следующие меры воздействия:

- устное замечание;

- предупреждение о недопустимости неэтичного поведения;

- требование о публичном извинении.

Этика адвокатской деятельности

Согласно ст.8 Кодекса при осуществлении профессиональной деятельности адвокат:

  1. честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет свои обязанности, активно защищает права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами;

2) уважает права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, придерживается манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению.

Высшей ценностью деятельности адвоката является соблюдение Конституции РФ и закона, а не пожелания, просьбы или указания доверителя. Подтверждая это положение, Кодекс профессиональной этики адвоката гласит: « Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя».

Таким образом, общим в этических правилах представителей всех юридических профессий будут принципы справедливости, независимости, беспристрастия, добросовестности, честности, порядочности, гуманности и т.д. Также можно сделать вывод о том, как важно исполнение и соблюдение норм профессиональной этики в области юриспруденции, ведь именно юрист может решать судьбу того или иного человека, может покалечить ее, причиняя моральный вред, как врач может нанести физический вред.
Плюрализм в понимании и определении понятия права

Представления о праве и его происхождении классифицируются по определенным на­учным направлениям, школам. Этим и можно объяснить плюрализм в понимании права. Среди школ можно выделить:

Приверженцев Теория естественного права(право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам относятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, общение с себе подобными, продолжение рода, нормальные условия человеческого существования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства)


Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодатель­ной власти государства.

Позитивистская теория права (вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного и созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон).

Нормативистская теория права – это Г. Кельзен, Штаммлер, Новгородцев. Они признавали в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т.д., следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и «пози­тивным» правом.

Психологическая теория права. Существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания лю­дей об их правах и обязанностях, и официальное право — совокупность норм.
Основные подходы к определению сущности права

Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Три основных подхода к определению его понятия и сущности: а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое «узкое» понимание права); б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями; в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости.

Социологический и философский подходы дали «широкое» понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосознание, и правоотношения, и т.д.

Естественное право основано на идее существования у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, право на счастье, на справедливое отношение к человеку и др.

Идея естественного права, естественных прав человека эволюционировала вместе с развитием общества и права. Как замечает проф. В.А. Туманов, доктрина естественного права «стара почти так же, как и само право, сопровождая «действующее право» на всем его историческом пути». И основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (писаного права). Еще знаменитый оратор и государственный деятель Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право».


Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских порядков. Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой природой.

Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литературе начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным правом». (К настоящему времени этот термин вышел из употребления.)

С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям:

1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники - Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);

2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой;

б) различение права и закона;

в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием», учитывающую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества;

г) существование различных направлений развития естественно-правовой теории.
Признаки права, отличающие его от иных социальных регуляторов. Определение понятия права

1. Общеобязательная нормативность (императивность), выражает потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения.

2. Интелектуально-волевой хар-ер. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования.

3.Формальная определённость. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию.