Файл: Социальное регулирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Системность, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могут противоречить нормы другого уровня.

5. Обеспеченность возможностью гос-го принуждения. Государственное принуждение - фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права.

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности с-ма регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью гос-го принуждения.
Принципы права: понятие, классификация

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Классификация:

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);

  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

Общеправовые принципы:

  1. справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.;

  2. юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом";

  3. гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство;

  4. демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

  5. единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав;

  6. федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

  7. законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно;

  8. сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву.


Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Межотраслевые принципы права

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

  • принцип неотвратимости ответственности,

  • принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Отраслевые принципы права

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

  • в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

  • в уголовном праве - презумпция невиновности;

  • в трудовом праве - принцип свободы труда;

  • в земельном праве - принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).
Функции права: понятие, классификация, формы реализации

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений; это наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.

Классификация функций права

Выделяют 2 группы функций права:

    • общесоциальные;

    • специально-юридические.

Общесоциальные функции права:

    1. экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

    2. политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

    3. воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

    4. коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).


Специально-юридические функции права:

1) Регулятивная функция имеет первичное значение, призвана содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

Формы осуществления регулятивной функции:

    • определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм;

    • установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования;

    • закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений;

    • фиксация моделей правоотношений.

2) Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.

Специфика охранительной функции:

    1. характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

    2. служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;

    3. является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве.

Формы осуществления охранительной функции:

    • установление обязанностей, запретов, приостановлений;

    • установление мер пресечения, мер принуждения;

    • фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.
Соотношение права, политики и экономики

Соотношение экономики с политикой и правом долгое время не изучалось. В настоящее время принято считать, что экономика определяет содержание как политики, так и права.

Экономика является системой отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, поэтому нельзя игнорировать ее влияние на формирование политики и права государства. Таким образом, сущность и содержание права предопределяет система экономических отношений, так как выражение в праве экономических факторов является прямой необходимостью и определенной закономерностью правового развития. Все нормативные правовые акты, которые будут составлены без учета экономических закономерностей и условий, экономической необходимости, не будут действовать, так как остаются лишь на бумаге.


Политика государства является средством оптимального решения задач, стоящих перед обществом, их определяет политика, которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико-правовой системы. Самые важные решения политики осуществляются через право, которое собирает в себе наиболее значимые политические интересы и, таким образом, становится инструментом их достижения.

Важным является также соотношение права и государства, которое выражается:

1) в единстве (право и государство – средства социальной регуляции, которые имеют общее происхождение и т. д.);

2) различии, выражающемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании;

3) взаимодействии, выражающемся в наличии разных форм влияния права и государства друг на друга;

Анализируя структуру системы права, нужно рассматривать ее в соотношении с внешней формой права – системой законодательства, что позволит правильно и полно определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Соотношение законодательства и права:

1) норма права является первичным элементом системы права, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт, который издается в определенной форме, содержит распределенные по группам нормы права;

2) система законодательства по объему представленного материала намного шире системы права, так как включает в себя содержание положений, которые не могут быть отнесены к праву;

3) в отличие от законодательства, деление права на отрасли и институты базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не одинакова с внутренней структурой системы законодательства потому, что вертикальная структура системы законодательства построена, учитывая юридическую силу нормативно-правовых актов, компетенцию издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;

5) система права имеет объективный характер, а система законодательства строится под влиянием субъективного мнения законодателя. Размежевание правом и системой законодательства вызвано также потребностями систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства.

Теория естественного права: понятие, содержание, эволюция

Теория естественного права возникла давно, к ее представителям можно отнести таких древних мыслителей как ЛаоЦзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон.В Новое время к ней обращались в своих трудах Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссов XX в. Р. Штаммлер, Л. Фуллер, А. Кауфман и др. Поэтому в юридической литературе выделяют ранние теории естественного права, естественно-договорную теорию права и теорию возрожденного естественного права.

Суть теорииПраво существовало всегда и обусловлено окружающим миром и законами природы, частью которой является человекЕстественные права возникают у него с рождения и выражают его природную сущность, жизненные потребности и интересы.

Ранние теории естественного права рассматривали естественное право как закон добродетели, как справедливость по природе, как право справедливого разума.

Представители естественно-договорной теории права считали, что люди изначально были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Однако люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права и договорились создать государство, издающее законы, основанные на естественном праве и карающее нарушителей естественных нрав.

Теория возрожденного естественного права основывается на делении права на естественное и позитивное, но при этом позитивное право закрепляет и защищает наиболее значимые естественные права человека (право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу передвижения и др.), в случае возникновения противоречий приоритет отдается праву естественному.
Юридический позитивизм: содержание и виды

Содержание

Юридический позитивизм - течение в юриспруденции, рассматривающее право как совокупность установленных людьми норм и правил и как науку, принимающую волю суверенной власти в качестве нормы при отправлении правосудия. 

Ученые выделяют 4 основные направления позитивизма: этатистскую, социологическую, нормативистскую и неопозитивизм.

а) этатистское направление - право предстает некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником. Право сокращается до уровня государственных атрибутов (т.е. право перестает быть ценностью для человека) и часто оборачивается произволом властей или политикой тоталитаризма. Идея государственного позитивизма была поддержана в трудах Гегеля. Пытаясь примирить противоречия истории и единообразие разума и нейтрализовать оппозицию реального мира и (идеальной) мысли при помощи диалектики, Гегель стремился отождествить рациональное и реальное, признавал первенствующую роль за государством и объяснял право через осуществившийся факт и через силу, одним словом, он отождествлял право с государством. Подобно Гегелю, немецкий юрист Рудольф Иеринг видел в государстве единственный источник права; подчеркивая роль принуждения как неотъемлемого свойства правовой нормы, он признавал только позитивное право, внушить почтение к которому может только государство, путем принудительного воздействия.