Файл: Социальное регулирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


—специально-юридические,

—технические, которые в своей совокупности и составляют юридическую технику;

д) юридический способ — это конкретный путь достижения намеченной юридической цели (результата) с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок юридической деятельности. При этом родственные, составляющие единое целое юридические способы образуют юридический метод воздействия, который в своей совокупности составляет юридическую тактику;

е) результат — это итог юридических действий (операций), который позволяет удовлетворить индивидуальную либо общественную потребность.

Виды юридической практики в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений:

  • правотворческая;

  • правоприменительная;

  • интерпретационная;

Виды юридической практики в зависимости от субъектов:

  • законодательная;

  • исполнительная;

  • судебная;

  • следственная;

  • нотариальная и т. п.;

Виды юридической практики в зависимости от функциональной роли:

  • регулятивная;

  • охранительная.


Юридическая техника: понятие, виды, структура. Общие правила юридической техники (содержание юридической техники)

Юридическая техника - совокупность методов, принципов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенствования.

Виды:

1) правотворческая техника, т.е. техника принятия и оформления норм/актов; (это техника оформления и формулирования законов; оформления кодексов; техника индивидуальных актов (бланк протокола допроса и т.п.).

2) Правоприменительная техника включает в себя: *приемы оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений. Каждый правоприменительный акт должен содержать – наименование, время, место, его применявший орган. *Способы разрешения коллизий и пробелов в праве. *Способы процедурно – процессуального оформления юриической практики, в том числе следственной, судебной. *Способы применения и толкования юридических норм и НПА. *Способы легализации документов, т.е. придание им юридической силы, среди таких способов распространение получили нормативное удостоверение сделок, государственная регистрация.


3) Интерпретация (Толкование) права - это интеллектуальный процесс, направленный на выявление смысла норм права самим интерпретатором и доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

Структура ЮТ:

Собственно ЮТ-совокупность инструментов (средств, способов, приемов, методов) ведения юр. Работы и составления юр. Док-тов,

Юридич. Технология-подходы к орг-ии юрид. работы:

Юрид.тактика- линия поведения, образ действий,заключающийся в планировании юр. Деят-ти, ееорг-ии для достижения поставленной цели.

Юрид. Стратегия- совокупность принципов, общая руководящая линия, установка, направленные на достижение главной цели (долгосрочные или общие планы, прогнозы, программы юр. деят-ти).

К числу наиболее общих правил юридической техники относятся следующие:

1) наиболее полное, адекватное выражение волн законодателя

2) рациональная организация и логическая последовательность изложения нормативных предписаний

3) отсутствие пробелов и противоречий в нормативных правовых актах

4) краткость и компактность изложения правовых норм при достаточной глубине и всесторонности их содержания

Содержание юридической техники это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы. В содержании юридической техники выделяют: правила, методы, средства и приёмы. 
Юридические документы: понятие, виды, значение в правовом регулировании

Юридические документы – это официальные письменные акты, принимаемые в пределах компетенции уполномоченного органа, обладающие целевой ориентацией, особой формой фиксации юридических предписаний и реквизитами, предназначенные информационно опосредовать и выражать различного рода социальные связи правового характера.

Виды:

Нормативные документы. Их особенность состоит в том, что они содержат нормы права. На современном этапе нормативные акты являются ведущей формой права. Понятно, что среди юридических документов они занимают главенствующее положение: содержат своего рода программу поведения субъектов права (см. схему 1);



Интерпретационные акты (или акты толкования). Не всегда опосредуют принятие юридических действий. Их необходимость становится очевидной в сложных правовых ситуациях, хотя мысленно толкование (уяснение норм права) производится практически всегда;

Документы, фиксирующие юридические факты. Их особенность состоит в том, что они регистрируют различные фактические обстоятельства независимо от их использования в конкретных правонарушениях (фиксация стажа, возраста и т. п.). Они очень многочисленны и, в свою очередь, могут быть разделены на группы:

  • фиксирующие правовой статус субъектов (паспорт, свидетельство о браке, усыновлении, военный билет, документы об образовании, различного рода удостоверения и др.);

  • фиксирующие правовой режим объектов (технический паспорт автомашины, счет в сберегательном банке, сберегательная книжка, свидетельство о праве собственности на недвижимость, ценные бумаги и проч.);

  • фиксирующие акты-события (свидетельство о рождении) или акты-действия (акт о нахождении на работе в нетрезвом состоянии);

Документы, содержащие решения индивидуального характера. Их особенность заключается в том, что они влекут правовые последствия в отношении конкретных лиц. В них находит отражение воля конкретных людей, направленная на установление, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей. Их можно разделить на две группы:

  • правореализационные документы. Речь идет об индивидуальных актах, в которых фиксируются волеизъявления или собственные решения субъектов права (договоры, доверенности, приказы руководителей организаций, расписки, жалобы, заявления ит. п.);

  • правоприменительные документы. Имеют властный и (для лиц, которым они адресованы) обязательный характер. Навязывать волю субъектам права могут государственные органы, обладающие определенной компетенцией. Эти документы различаются в зависимости от видов государственных органов, их издающих: документы исполнительных органов власти (распоряжения Правительства РФ, приказы министров, руководителей федеральных служб и федеральных агентств, администраций субъектов РФ, их отделов и управлений и т. п.); документы правоохранительных органов, фиксирующие процессуальные действия, осуществляемые при расследовании и рассмотрении юридических дел (решения, приговоры, постановления, определения, заключения и др.).

Значение:

1) с помощью юридических документов средства правового регулирования - такие, как нормы права, соглашения, индивидуальные решения и др. - становятся объективированными и доступными для понимания и реализации субъектами права. Так, глядя на студенческий билет, кассир понимает, что перед ним студент, и без всяких вопросов выдает льготный проездной билет;


2) они позволяют достичь определенности в отношениях между людьми, прочности их правового положения. Например, согласие издать книгу, данное издателем устно, еще не порождает правоотношение, но письменный договор, где указаны все необходимые условия (объем издания, срок представления, размер гонорара и др.), обязует автора выполнить обусловленную работу;

3) юридические документы предназначены для регулирования общественных отношений, придания им стабильности и устойчивого характера. Так, усыновленный ребенок может чувствовать себя психологически комфортно: ведь у него появились родители (родитель), и это на всю жизнь (если по возрасту способен это осознать);

4) с их помощью юридическим действиям придается официальность, т.е. поддержка со стороны государства. Если, к примеру, в корпоративном нормативном акте обусловлено назначение ежеквартальной премии и работник все условия выполнил, то отказ администрации начислить премию может быть обжалован в суде.
Основные структурные правила подготовки юридических документов (внутренняя форма правового документа)

Структура правового документа — это его строение. Как и любое строительство, создание правовых документов должно подчиняться определенным канонам. Главный из них — деление правового документа на части.

Это производится для того, чтобы: обеспечить полное изложение необходимой для правового документа информации. Если она не систематизирована, существует реальная опасность того, что часть ее, возможно, будет отсутствовать; обеспечить эффективное усвоение правовой информации теми, кому она адресована. Опять-таки если правовой документ не систематизирован, адресату надо затратить значительные интеллектуальные усилия на ее классификацию и отбор, что вряд ли будет по силам каждому из них, либо это потребует от субъектов больших временных затрат. Здесь уместно привести для аналогии бытовую ситуацию: если в шкафу вещи не разложены строго по полочкам, найти нужную крайне сложно.

Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три части:

  1. вступительную;

  2. основную;

  3. заключительную.

Вступительная часть

Во вступительной части правового документа отражается большинство его реквизитов.


Кроме того, если речь идет о нормативном акте, в нем желательно всегда помещать хотя бы краткую преамбулу, чтобы придать юридическому документу обоснованность и убедительность.

У правоприменительного акта совсем другие цели: урегулировать конкретный случай. Мотивировка индивидуального решения здесь крайне важна, а иначе исполнимость решения окажется под вопросом. Вот почему она столь подробно отражена в основной части документа. Во вступительной части правоприменительного акта значительное внимание уделяется идентификации субъекта, его вынесшего. Именно на него потом будут возложены последствия, связанные с возможной отменой правового документа.

Основная часть

В сложных правовых документах основная часть, как правило, подразделяется: на части, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и др. В структуре правореализационных актов (например, в договорах) можно также увидеть разделы, пункты, подпункты, абзацы. Основные судебные акты построены иначе: их содержание составляют констатирующая, описательная, мотивировочная, резолютивная части.

Заключительная часть

Как правило, во всех видах юридических документов заключительная часть невелика. В ней акцентируется внимание на менее значимых моментах, таких как срок действия документа, порядок его обжалования (который в принципе должны все и так знать, поскольку он устанавливается в нормативном акте), перечень отменяемых и изменяемых актов и т.п.

Приложение

Приложение — это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается соответствующий порядковый номер.

Иногда в приложении содержатся:

  • таблицы;

  • графики;

  • различного рода перечни (лиц, органов, работ и т.д.);

  • образцы документов;

  • карты;

  • бланки;

  • схемы.

Материалы, изложенные в приложениях, как правило, имеют прикладное значение. Поэтому их автономное существование, т.е. отдельно от основной части правового документа, вполне оправданно. Если бы такие предписания располагались в самих актах, последние были бы громоздкими и неудобными для пользования, а материалы, включенные в них, неравноценными по отношению друг к другу.

Ссылки

Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей мере на нормативные акты) — одна из характерных черт правовых документов.